На первую | Рассказы радиолюбителей | Водная стихия | Экспедиция 2004 г. Сахалин р. Поронай





Категория: Водная стихия
Автор: UA0FHT
Название:

Экспедиция 2004 г. Сахалин р. Поронай

Теперь – аппаратная часть похода. В 2004-ом планируется 2 полномасштабных рабочих места. TS-450, с автоматическим тюнером, 100 Вт. И TS-680, 100 Вт. с автоматическим тюнером конструкции RW6HRY (если успеем получить прошитый микроконтроллер и настроить сам тюнер) или простой тюнер конструкции UA0FCT. Плюс резервный трансивер конструкции UA0FCT, 40 Вт. с простым тюнером. В антенном хозяйстве больших изменений нет, будет использоваться проверенная и отлично себя зарекомендовавшая в прошлых экспедициях Inverted V с удлиняющими катушками, наклонный луч и некоторые другие (пока еще не определенно конкретно).

Есть договоренность о применении генератора корейского производства 1 Квт., весом 6 кг., поэтому нет необходимости использовать такого «монстра» как «Казанка». В судовом составе тоже изменения. Появился 3-й плот ПСН-6 и мощная 2-х местная «надувнушка» типа «Онеги». Так что в этом походе, надеемся, сидеть на мели не придется. Тем более дожди поливали вплоть до середины июля, уровень воды должен быть приемлемым. Но… как говориться, Сахалин – есть Сахалин. На погоду нельзя рассчитывать даже на неделю вперед, а уж про полтора месяца и говорить не приходиться. Еще о технической стороне похода. Планируется использование GPS – eMap Deluxe и, при решении вопроса с NoteBook-ом всех видов цифровой связи.

Состав группы (планируемый) – UA0FHT, RA0FCK, UA0FGZ, UA0FCT, UA0FDV и двое – трое «сочувствующих».

Ну а теперь обо всем по порядку.

Все что делалось зимой и весной (эксперименты с антеннами, ночи с паяльником над схемами и т.д. и т.п.) все было как-то не то…

И вот 13 июля (вот же выбрали число для начала основной подготовки) начали непосредственную подготовку. Привезли плот ПСН-6. В отличном состоянии, хотя и немного древней конструкции. А все плоты наши модернизируются под сплавные задачи. Вот с этой модернизации и начался процесс подготовки к походу. Проверили целостность самого плота – немного стравливает давление, но в пределах нормы. Сняли тент и внутренние зашивки. Теперь переклейка, некоторое усиление, переделка некоторых узлов и через недельку новое плавсредство будет готово.

Все как обычно. Планировали закончить через недельку, закончили через недельку… пдюс еще один месяц… Ну уж тут ничего не поделаешь – жизнь вносит свои поправки. Плот № 3 закончен полностью, снабжен и упакован. Тут же начали проверку плота № 2 – это наш старый боевой плот, прошедший не одну сотню километров по Поронаю, Леонидовке и другим водным артериям Сахалина. На нем в принципе только проверка герметичности и усиление по днищевой части (на каменистых перекатах довольно сильно подтирается материал покрытия. Намечено 27 августа закончить и его.

Самая главная новость – дождались мы наконец-то GPS. Большое спасибо фирме СиБиГрад и магазину SportAll – такой скорости доставки заказа на нашей практике еще не было. 4 августа был оплачен счет и уже 9-го !!! августа GPS был в Южно-Сахалинске. Потрясающая работа менеджеров и спецсвязи. Но, есть одно но… не обошлось без накладок. Флэш-карта GPS, на которую зашита карта Сахалинской области, отказалась работать – GPS ее просто не видит. Пришлось в срочном порядке отправлять ее на замену в Москву. Возможно до отхода в экспедицию успеет вернуться назад, будем надеяться.

21–24 августа RA0FCK и UA0FHT совершили небольшое автотурне на юг острова. Цель пробега – собрать последнее оборудование для экспедиции, любезно предоставленное радиолюбителями Сахалина и как раз, кстати, появилась (или появился – все таки это приемник) GPS, сразу и проверили его в действии. Забегая вперед, надо сказать, что работа GPS, превзошла все ожидания. Работа с приемником до безобразия простая, а точность и сервис – потрясающие. Лучшего аппарата для походов представить трудно. За время автопробега было пройдено 962, 4 км. (по показаниям GPS). Откорректированы карты юга Сахалина, уточнены координаты некорых узловых точек на местности и QTH-локаторов наших HAM-ов. За время поездки побывали у UA0FCT, RA0FDL, UA0FGZ, в областном радиоклубе. Заезжали к UA0FLZ, но к сожалению его не застали, а он у нас один из главных помощников экспедиции.

Следующий этап подготовки – 28–29 августа – разведка точки старта экспедиции. Ориетировочно это река Сергеевка в 3-х км южнее п. Лонгари, которая через 19 км впадает в Поронай. Тем более уже и охота открылась…

Итак, продолжаем. Закончен очередной этап подготовки к экспедиции. Этап заключался в разведке места старта экспедиции. 28 августа разведка в составе UA0FHT (пилот) и Александр (штурман) – будущий участник группы, выехали на север острова. По трассе было пройдено 178 км и… выяснилось что планируемая точка старта – река Сергевка, не подходит. Река представляет собой ручей шириной около полутора метров (правда глубокий), очень извилистый и полностью в завалах. Засунуть плот в таких условиях в воду не представляется возможным даже пустой (если только на ребро его поставить). Про продвижение на плоту, да еще в приличном грузу, не может быть и речи. Потихоньку двинулись назад, проверяя каждый более-менее подходящий ручей. Через 12 км обследовали реку Таулан. Очень мелко, сплошные перекаты, но стартовать можно. Итак определена точка старта – река ТАУЛАН, Тымовский район. Одно из главных условий похода выполненно. Мы захватываем новый RDA, который вообще не представлен в эфире. По предварительной прокладке маршрута, путь по воде составит 288 км.

По мнению членов группы экспедиции 2004 года (а это основной состав походников клуба), за активное участие в подготовке экспедиции, помощь оборудованием и просто участием в подобных делах, решено занести в списки членов следующих радиолюбителей Сахалина: – RA0FDL (Олег, г. Холмск), UA0FLZ (Александр, г. Невельск), RA0FHO (Игорь, г. Холмск), UA0FTP, UA0FGC (Анатолий и Василий – оба п.г.т. Смирных). Поздравляем всех новых членов клуба, надеемся, что и дальше так же активно будет продолжаться наша работа.

Это что-то из разряда фантастики, но… flash-карта для GPS заменена и пришла назад на САХАЛИН!!! с Москвы – за 26 часов до выхода группы в экспедицию. Качество карты, конечно, не то, что мы ожидали, но…. и не сравнить с теми буклетами, что имеются в свободной продаже в магазинах "Книги", "Школьник" и т.д. и т.п. В последний момент перед выходом (а точнее за 20 мин. до выезда на север острова) откалибровали прибор на уровень Охотского моря и….. начался поход.

9 сентября группа загрузилась на машины (ЗИЛ-4331 и TOYОTA-CRESTA) и отправилась на север Сахалина. От Поронайска – базы радиоклуба – на колесах было пройдено 170 км. Выгрузка на р. Таулан. Река абсолютно неизвестная и не исследованная. Прибыли на точку старта уже в темноте и само-собой ни о каком походе в этот день разговора не было. Разбили лагерь, прокинули временную антенну (порядка 25 м. простая веревка), но первые связи уже сделали.

А дальше вновь сухие строки бортового журнала экспедиции… (с маленькими комментариями)

10.09 09:00 Подъем. Короткий завтрак и начинаем укладку оборудования уже по-походному. Еще пару дней, конечно, все будет перекладываться и перетряхиваться, пока найдет свое место, но по-первому разу груз уже распределили.

13:10 Погрузка закончена. Перегруз всех плотов страшный. На борту не развернуться, все впритык. Сколько не планировали оптимизировать груз, сколько было оставлено на берегу – перегруз полный.

13:13 (Нам уже начинает нравиться это число – 13. Как не экспедиция – так без него никуда.) Снялись со швартовых. Ну здравствуй, Таулан. Что ждет там впереди, за поворотом?

13:27 Ну вот и дождались сюрпризов от Таулана – первый завал. Приличная лесина полностью поперек реки. Будем пилить…. А дальше можно ставить только время очередного завала – 14:09 – завал…. 14:50 – завал… 15:14 – очередной и…. ну очень добрый завал. Здесь своим топориком и пилой нам уже не справиться. На стволе что лежит поперек реки вдвоем спокойно расходимся. Пришлось перегружать груз с носа в корму, перетаскивать половину плота, потом груз весь в нос – плот дальше, опять упаковка и дальше.

16:00 Все манипуляции закончены – идем дальше. Обрадовались рано – 16:12 – снова завал, но такие мелочевки мы уже как-то и не считаем за зотор.

18:30 Прибыли на стоянку рядом с ЖД мостом через Таулан.

18:50 Начали разгрузку.

20:30 Запустили аппаратуру – 2 рабочих места. UA0FGZ работает на InvertedV, UA0FHT – на треугольник. В эфире в основном сахалинцы, работаем но 3670. Ночью на 20-ке работаем с западом – 3-й и 9-й районы. За день пройдено по одометру 9,3 км. Такими темпами к Новому году должны попасть домой… Средняя скорость движения – 4,1 км/ч (в принципе прилично), максимальная 10,8.

11.09 09.00 Подъем, завтрак, собираем лагерь.

12:50 Снимаемся дальше. Погода отличная, река прекрасная, но…. не надолго. 14:00 – уже привычная для нас картина – огромный завал. Больше часа пилим, рубим, разбираем. Первые потери – UA0FHT утопил очки. В четвертом часу пошли дальше.

17:20 Вновь небольшой затор – разбираем вручную и через 10–12 мин продолжаем движение.

18:05 Стоп машина. Тут уже вручную никак. Ждем последний плот с пилами и топорами. Конечно, такие завалы нам уже не помеха, но что-то перед самым Поронаем их становится все больше и больше.

18:30 Снова пилим, рубим. Через 10 минут ножовку заклинивает весом лесины так, что приходиться перерубать полностью весь ствол.

19:00 .….по-моему уже и так понятно… Здесь не прорубиться, будем перепрыгивать через ствол. Перепрыгнули удачно, но через 15 минут опять пилим очередной костер из бревен посреди реки. До Пороная по прямой 500 метров. В течении 40 минут разгребаем и пилим-рубим 3 завала.

19:42 Вперед и вперед. Решено идти до Пороная (до него по Генеральному курсу – 320 м.)

20:11 Вошли в Поронай. Срочно ищем стоянку – темнеет.

20:20 Стали лагерем на левом берегу уже в темноте. Площадка (как оказалось утром) размером 30 на 10 метров. Ничего не скажешь – хороши Робинзоны.

21:10 Лагерь полностью разбит (можем быстро – когда прижмет), готовим ужин. Решено сегодня аппаратуру не разворачивать – не то что нормальную антенну – суррогат натянуть и то негде. За день прошли 14,7 км. Средняя скорость упала до 3,8 км/ч. С таким количеством завалов и нарубленных кубометров дров – мы просто мчимся. Уже есть шанс попасть домой к 7 Ноября…

12.09 09.00 Втягиваемся в стандартный походный режим. Подъем, завтрак, сбор и т.д. и т.п.

11:30 Снимаемся. Как ни стараемся, раньше выходить не получается – слишком много снаряжения. Но теперь мы на Большой реке – на родном Поронае. Тут уж будем километры наматывать на весла…

12:30 ...ага… обрадовались… доставай пилу. Хоть и меленький, на – затор. 10 минут работы и вперед.

17:45 Встали на правом берегу на стоянку. Разбиваем большой лагерь, готовим огромный ужин (правда, пока из домашних запасов – рыбы пока нет, дичи еще очень мало).

19:40 Лагерь готов, занимаемся аппаратурой. Итоги дня – пройдено 20,6 км. (не плохо), по ГК- 8,9 км. Максимальная скорость – 7,7 км/ч, средняя – 4,5. До финиша по ГК – 124 км.

Дальше отойдем от сухого изложения бортового журнала. Каждый день практически одно и то же – подъем, завтрак, сбор, упаковка, укладка…. обычная рутина экспедиции. Толко отдельные моменты похода.

13.09 ...опять 13. Точно надо переименовать клуб в "Клуб 13-ти"… Итак… 13-го начали охотиться. Ну все… подножный корм есть – не пропадем. На ужин готовим шурпу (пару крякашей, нырок и кулик). RA0FCK жарит кету. Работаем с GPS – картинка (по бумажной карте) такая, что несколько потеряли ориентировку. Определяемся – нет, все верно, мы там, где и должны быть. Но местность изменилась до неузнаваемости. Русло реки даже повернуло не в ту сторону, как было. За день рекордный (на сегодня) переход – 23,7 км. Скорость средняя – 4,9 км/ч, максималка – 8,2. Ну что же – поход входит в нормальную стадию.

14.09 На завтрак жаренная рыба, чай, кофе, хлеб с маслом-икрой. Кто-то добивает шурпу, ее хватит еще и на обед. Двигаемся шустро – UA0FHT (штурман экспедиции) за день сменяет 2–3 карты. К 18 часам становимся на стоянку (стало труднее выбирать место стоянок – уже много погибшей рыбы по берегам, (не сравнить с прошлым годом, но вс-таки). Возникает проблема с тюнером RA0FDL. Определяем причину – необходимо пропаивать антенный разъем. На улице холодно, 40-ватный паяльник не прогревает, помогаем газовой горелкой. 20 минут работы, половина газового баллона и тюнер в полном порядке. Проверяем УКВ. Репитер не открывается, транк работает. Проход на 44, но факт – связь уже есть. Тем более что открываем не Смирныховский, а Поронайский канал, до которого по ГК – 103 км. С цифровыми видами связи пока проблема – не более 10 Вт. За день прошли 28,4 км, макс. – 9,8 км/ч, средняя – 5,4. Опять небольшой, но личный рекордик этого похода.

15.09 Как всегда завтрак жаренная рыба, чай, кофе, хлеб с маслом и дальше, дальше вниз по великому Поронаю. Скорость хорошая, штурман только успевает сенять походные карты. Берега пошли выше и круче – очень часто пропадает связь на УКВ между плотами. Искали, отмеченное на карте, озеро Утиное. Нашли… все заросло. Вечером рыбаки натаскали чебака. На ужин уха и гречневая каша с тушенкой. Из подручных материалов (довольно приличная сухая дрына) устанавливаем мачту под IV. Одно рабочее место. Проход хороший. Итог дня: 21,3 км (по ГК – 10,8) максимум – 9,1 км/ч, средняя – 5,5.

16.09 Подъем как никогда рано, короткий завтрак и уже в 10.10 снялись вниз. Сегодня очень оперативно (все-таки сказывается объем собираемого имущества). Начали появляться вертолеты рыбоохраны (видимо наши старые знакомые – покачивают нам крыльями). С РС проблемы – не тянут аккумуляторы. В обед запускаем генератор, подзаряжаемся. Пробуем идти в режиме реальной навигации – получается отлично. Немного слабоват камп, но в принципе картинка отрисовывается на славу. Вечером лагерь опять по минимуму – луч на подручной мачте, одно рабочее место, даже тент не стали ставить. На ужин шурпа с грибами. Смирныховцам делаем заказ по эфиру на дополнительное снабжение экспедиции (как ни расчитывали, а приходится пополнять запасы), завтра должны с ними встретиться на первомайском мосту через Поронай. За день прошли 30,7 км (вот что значит собрались оперативно и хорошо прошли за день). До финиша (по ГК – 77,7 км. – красивая цифра)

17.09 Сегодня сниматься не торопимся, хотя уже с 6.00 порыбачили, поохотились, в результате на завтрак жаренная свежая рыбешка, час, кофе, икра… все как обычно. В 12.00 принимаем погоду (с утра опять сильный туман), погода обещает быть нормальной. На ходу занимаемся мелким ремонтом – один из плотов пришлось подклеивать. Результат не очень, палуба плота почти не держит, разворачиваем ее на корму и немного разгружаем. В 13.30 швартуемся к правому берегу на рандеву. На берегу нас встречают UA0FTP и UA0FGC. Загружаем полученное снабжение. За общением незаметно пролетает пару часов. Вечером лагерь разворачиваем по штормовому (после обеда началась морось и просвета не видать). Сегодня почти рекордный переход – 9,9 км. Зато выжали 9,2 км/ч.

18.09 Ранний подъем, завтрак, погрузка. Всю ночь погода была переменной, то моросило, то сухо, то поливало. К концу погрузки флота полил хороший дождь – задраиваемся по штормовому. Через 20 минут дождь закончился – снимаем тенты. Снимаемся вниз. Через пол часа опять полило с небес, на ходу задраиваемся. Еще 15 минут – дождя как не бывало, появились просветы, на ходу снимаем штормовую экипировку. Вечером ставим лагерь почти на полную – мачта, IV, УКВ, цифра. Репитер слышим, но завести с "резинки" не получается. Транк – без проблем, прозваниваемся домой С компом опять проблемы (не хотит буржуинская техника работать в таких условиях). В эфире работаем очень мало. За день 2 рекорда – пройдено 32,2 км и максималка – 10,6км/ч. Отлично!!!.

19.09 04.45 Полил проливной дождь. Аварийно перетягиваем тент, втискиваем под него все что можно. С утра опять сухо (чего не скажешь о нашем снаряжении). Рано утром на 28MHz сработали c UA0FTP – тоже рекорд похода. Выход затягивается – сушимся. Подъехам местный охотинспектор – проверка документов. Уточняем у него место охотничьих угодий – парочку нам подкинул. (Как потом оказалось – лучше бы он ничего не советовал, только время убили). Лагерь ставим уже поздно. Ужин готовим по темноте. Сегодня лагерь по максимальному минимуму (хорошее выражение). Без мачт, без аппаратуры. Сегодня отдыхаем от эфира (точнее, от того что с ним связано). Уже в темноте затянуло все небо, тучи очень тяжелые и вот-вот разродятся приличным ливнем. Крепим лагерь на полную катушку. За день разменяли третью сотню километров по реке. Общий итог перехода – 217,4 км.

20.09 Всю ночь поливал дождь. С утра ясно. Часам к 11 уже начинает довольно сильно припекать и вовсю разошелся ветер. 11.07 снялись дальше и уже в 12.30 становимся на лагерь на левом берегу. Здесь у нас большая стоянка – на противоположном берегу озеро. Условно мы его называем – "Наше". В прошлом походе обнаружили его совершенно случайно и очень остались довольны этой находкой. Полностью разгружаем флотилию, плоты на берег. Все чистим, моем, ремонтируем, сушимся. Ставим две мачты, на одной IV, на другой треугольник и 5/8 на УКВ. На TS-680-м слушаем "Радио России", "Маяк" пока пробивается очень плохо. Александр прошивает и проклеивает аварийный плот (все это время шли с дохлой кормовой палубой). Рыбаки выдергивают чебаков на тампоны и щурят. RA0FCK готовит отличный чай. На озеро пойдем немного позднее. Охотный люд готовит снаряжение к вечерней зорьке. Два дня проведенные на этой стоянке пролетают стрелой. Лагерь больше похож на циганский табор, чем на радиоэкспедицию. Отлично порыбачили и поохотились. Дичи теперь хватит до самого дома. Оба вечера активно работаем в эфире – 9-й, 6-й, 4-й районы, японские станции – проходят на 59 с плюсами. Так, как озеро без официального названия, на общем собрании экспедиции нарекаем его – "Удачным". Но все хорошее когда-нибудь проходит – завтра снимаемся дальше.

22.09 С утра UA0FGZ и RA0FCK отправляются на последнюю зорьку. UA0FHT пытается оживить компьютер. К 10.00 машина ожила, показала заставку и… благополучно померла. Собираем лагерь и в 13.10 (опять 13!!!) снимаемся дальше. Место очень хорошее, охота удалась на славу. Надеюсь мы сюда еще когда-нибудь вернемся. Пока… озеро "Удачное". Вечером лагерь не совсем на полную – одно рабочее место, мачта опять подручная. Компьютер победили, все работает, только проблема с системой подзарядки внутреннего аккумулятора. На ужин кортошка-пюре с дичью, жаренные чебаки. Разменяли вторую сотню по ГК. Общий "пробег" – 243,3 км. До финиша (по ГК, конечно) – 31,3 км.

23.09 08.00 Подъем, рыбаки уже с чебаком. Завтрак, сбор и т.д. и т.п. 18.15 становимся на лагерь. Берег плохой – крупный песок – штыри не держат, мачту ставить не получается. Растягиваем луч на ближайшее дерево. Длина получилась короткой, антенна не строит ни на одном из диапазонов. КСВ > 3. Пока разворачиваем лагерь, снизу подъезжает Дмитрий. Они стоят ниже через 4 поворота. Встреча не запланирова, но ожидаема – по реке информация уже давно про нашу экспедицию. На УКВ свободно заводим репитер, работаем с UA0FGB. Чуть позже с трудом, но все-таки довольно приемлемо работаем на 80-ке.

24.09 Сегодня сниматься не торопимся – переход предстоит небольшой. По пути заходим в гости к Дмитри., небольшая стоянка на левом берегу и вперед. Становимся, как намечено, на стоянку на правом берегу – на "Вышке". Это место последней стоянки прошлой экспедиции. За прошедший год берег сильно изменился. Лагерь по минимуму. Длинный луч на дерево. Чтобы немного увеличить длину антенны наделали "путанину" – получилось что-то вроде Г-образной антенны. Горизонтальное полотно на высоте от 6-ти до 3-х метров и вертикальный элемент около 4-х метров. Как ни странно, но антенна получилась на славу, никаких проблем с настройкой. Работаем активно, сообщаем все об окончании радиовыходов экспедиции (дальше лагерь развернуть будет просто негде). Ночью пытаемся ловить налима (для этого, в принципе, и планировалась здесь стоянка. Но… еще все-таки тепло и налима нет.

25.09 04.45 полил дождь (по нашим дождям можно часы проверять). Что-то это мне уже напоминает. Втихаря переименовываем "Вышку" в "Мокрое место". Решаем задраиваться по штормовому и идти дальше пока нет ветра. После обеда прибываем на "Тарановскую" яму. Тут у нас намечена последняя стоянка. Дальше будем двигаться на буксире – встречный ветер и приливная волна практически не дают двигаться здесь на плоту. Вечером с Дмитрием обсуждаем варианты нашей буксировки до дома – намечено на завтра (как потом оказалось – рано настроились). На лагере только палатки, даже стол не сооружаем – обходимся расстеленным тентом.

26–27.09 Прводим отличные дни после напряженных переходо экспедиции – рыбачим, отсыпаемся, время от времени охотимся. Ближе к вечеру крепимся в кильватер к "Прогрессу" Дмитрия и… последний переход экспедиции. Японский мотор довольно легко вытягивает весь караван. Но через 20 минут буксировки – аврал. Второй в строю плот принимант в носовой отсек воду и пытается пойти на дно. Глушим мотор, срочно подтягиваем плот к борту. В этом отсеке нет нежного оборудования. Уплывает по течению коробка с остатками провизии. Отчерпываем воду. Всплывают тапки RA0FCK, штурманские принадлежности и… о ужас – блок питания UA0FHT полностью под водой. Перегружаем часть груза на борт "Прогресса". Начинаем буксировку вновь. Нет… Плоты все-таки зарываются в волну, начинают опять принимать на борт воду. Соп машина. Переделываем схему транспортировки. Один плот вяжем за корму, два других по бортам лодки. Дальше все протекает нормально. Но скорость перехода заметно падаем. Начинает темнеть. UA0FHT пересаживается на попутную лодку и уходит в Поронайск – подготовить прием экспедиции. Уже около полуночи (это тоже уже почти традиция) караван подходит к причалу спасательной станции Поронайска. Итак, экспедиция закончена. Результаты – приличные. Почти сразу возникают разговоры о следующей экспедиции. Ну что же… все в наших руках.

Итог экспедиции: пройдено по реке на веслах – 324,6 км. Почти полностью длина Пороная от истока. Проведены связи практически на всех диапазонах (в том числе и цифровыми видами связи), даны радиолюбителям новые районы RDA, более двух десятков человек выполнили условия диплома "ПОРОНАЙ". Наработано очень много материала по оборудованию экспедиции. Получена реальная карта русла реки и устьев рек и ручьев, впадающих в Поронай. Это все еще предстоит обработать и осмыслить долгими зимними вечерами. До свидания , Поронай, ДО СЛЕДУЮЩЕГО ПОХОДА.

UA0FHT (at) ma­il.ru