На главную | Рассказы радиолюбителей | Арктика Антарктика | Северным морским путем из Омска в С.-Петербург





Категория: Арктика Антарктика
Автор: В.Баландин
Название:

Северным морским путем из Омска в С.-Петербург

В 1987 г. один из старейших омских яхтсменов предложил идею экспедиции по маршруту Омск-Ленинград Северным морским путем. Группа энтузиастов во главе с С.Щербаковым строила для экспедиции яхту. В апреле 1997 г. С.Щербаков обратился в Омский областной радиоклуб с просьбой порекомендовать радиста на яхту. Председатель радиоклуба, Валерий Матюшин (UA9NN), рекомендовал меня.

Лодка была еще не совсем готова, и я сразу присоединился к работе. Яхта "Сибирь" была освящена митрополитом Фе-одосием и спущена на воду 31 мая.

Лодка, представляющая собой большой швербот (т.е. киль может вбираться внутрь яхты) длиной 10 м, максимальной шириной 4 м и с высотой мачты 14 м была недостаточно испытана, но вопрос стоял так: либо этим летом серьезно ее испытывать, либо идти в экспедицию.

Бортовая сеть яхты состояла из двух аккумуляторных батарей (по 180 А/ч каждая) с подзарядкой от генератора, установленного на дизеле. В качестве антенны использовался слопер (три параллельно соединенные, идущие на корму нержавеющие тросы крепления мачты, изолированные от нее). Со всех остальных сторон антенна была окружена заземленными оттяжками мачты.

Для экспедиции Геннадий Литвиненок (RU9MC) предоставил трансивер Alinco DX-70 с автоматическим антенным тюнером. Из-за ВЧ-наводок от антенного тюнера (или его кабеля) электронный телеграфный ключ работал со сбоями, а времени на устранение подобных мелочей уже не оставалось, поэтому пришлось работать ручным ключом. Дизель — Mitsubishi мощностью 25 л.с.

Из Москвы был получен позывной — R9MCM/MM. От вахт я был освобожден, но, кроме поддержания ежедневной связи с Омском, в мои обязанности входили видеосъемка и приготовление пищи. Для связи с Омском было оговорено расписание — по два сеанса в день. Вначале работали на 3,5 МГц SSB, а начиная с Обской губы — на 14 МГц.

В Омске образовалась группа радиолюбителей, постоянно поддерживающих связь с яхтой. Это — UA9MBK, UA9MPJ, RW9MC, RW9MD. Один из ежедневных сеансов связи с Омском был назначен на частоте радиолюбительской аварийной службы России (РАС) 14,292 кГц до начала ее трафика, на котором присутствуют радиолюбители с территории всего бывшего Советского Союза. Это удобно, поскольку если Омск не слышит яхту, то всегда найдется станция, которая поможет транслировать информацию в Омск. Но, в то же время, трафик отнимал много времени, т.к. вначале все станции записываются в очередь, а затем по очереди передают стандартную информацию. Не всегда с моими 100 Вт и антенной можно было попасть первым в очередь, и поэтому приходилось сидеть и слушать погоду, атмосферное давление и уровень радиации в украинской деревне, казахском или якутском городке, и т.д. Изредка сообщалось о несчастном случае, произошедшем в каком-либо регионе. Хочется отметить, что в оказании помощи радиолюбители могут быть активны, но не всегда информация передается ими корректно, много ненужной отсебятины, искажений.

Из Омска в Салехард яхта была доставлена в трюме речного теплохода. Из Салехарда стартовали 10 августа. Обь — одна из крупнейших рек России, берега ее мало населены. Изредка видны чумы местных рыбаков — хантов, ненцев. Пару раз они подходили на моторных лодках к яхте, с любопытством осматривали ее. Такую лодку они видели впервые. 11 августа из Оби перешли в Обскую губу. Мы шли мимо многочисленных островов, квалифицирующихся как ЮТА AS-109. Наш капитан хорошо помнил, что омские радиолюбители просили его дать мне возможность поработать с островов сут-ки-двое. И он действительно разрешил поработать несколько часов с Сенокосных островов. Острова низкие, густая трава, кусты и множество комаров. Команда помогла мне принести аккумулятор, радиостанцию с яхты, установить мачту с двумя Inverted Vee на 7 и 14 МГц. R9MCM в эфире! Комаров так много, что работать можно только находясь внутри палатки. Вначале на СО телеграфом вызывают плохо. Постепенно появляется Pile-Up, который длится около полутора часов. Зато в SSB на 14,260 МГц держится хороший Pile-Up. Затем, к сожалению, последовало указание: "Достаточно, собирай аппаратуру, падает атмосферное давление — уходим". Проведено 245 QSO. А ведь из Салехарда сюда добраться совсем несложно. На следующий день вышли в широкую, будто море, область Обской губы. Погода ухудшилась, на мелководье резкая, крутая волна весь день. К концу дня от такой болтанки большая часть команды изредка перегибалась за борт... Ветер встречный, идем галсами, но вперед практически не продвинулись. К вечеру включили двигатель.

В Обской губе выявились недостатки конструкции. Во-первых, рвется нержавеющий трос рулевого устройства (в такие моменты лодка управляется с помощью аварийного румпеля), во-вторых — при развороте грота толенант гика (стальной трос, поддерживающий гик) замыкает на "землю" один из антенных тросов. Такую антенную систему антенный тюнер согласовывал, но обычно меня никто не слышал. Правда, к моему удивлению, бывали случаи, когда слышали, и довольно неплохо.

На выходе из Обской губы ночи становятся совсем светлыми — просто сумерки. Вода стала соленой. Улучшилось прохождение на Северную Америку. Иногда в течение нескольких часов сигналы всех станций приобретали характерный для полярных районов дрожащий звук. Из воды выныривали и внимательно смотрели на нас нерпы.

Прошли о.Халавенго, проливом Малыгина, мимо о.Белый, вышли в Карское море. Однажды видели большое заходящее солнце с одной стороны и большую восходящую луну с другой стороны неба.

18 августа. Море спокойное. Около мыса Харасавэй встретили большое поле отдельно плавающих льдин. Погода теплая, солнечная, на льдинах и среди них видны нерпы. Везде летают чайки, иногда гуси. По 16-му каналу УКВ-радиостанции запрашиваем поселок Харасавэй. Выяснилось, что здесь ожидает погрузки своей баржи ледокол "Капитан Косолапов". Груз баржи предназначен для Архангельска. Баржа еще не погружена, и команда ледокола рада знакомству и общению с новыми людьми. На ледоколе нас ждал теплый прием — обед и баня.

Выясняется, что прошлогодние льды гонит южным ветром из Байдарацкой губы. Прощайте надежды поработать с островов Байдарацкой губы! С островов Шараповы Кошки поработать в эфире тоже не получилось. Баржа ледокола загружена, и, поскольку маршрут попутный, капитан ледокола любезно согласился провести нас вокруг льдов к острову Вайгач.

Посетив радиорубку ледокола, понимаешь, что профессия радиооператора почти умерла. И еще печальная новость — более половины метеорадиоцентров арктического побережья закрыты из-за отсутствия средств на их содержание, уже нет былого флота, да и грузоперевозок теперь совсем мало. Даже станция на острове Диксон не работает. Прогноз погоды голосом или телеграфом принять невозможно, т.к. передача ведется в основном телетайпом.

Идем за ледоколом на северо-запад, огибая ледовые поля. На ледоколе факсом получена карта расположения ледовых полей. Вдалеке видны отдельные огромные высокие льдины. Как бы мы сами искали дорогу сквозь льды? И как ходили здесь древние русские мореходы без карт и GPS?

Сигналы с яхты в эфире вызывают определенный интерес, особенно со стороны бывших моряков или владельцев яхт. Чаще всего это немцы и англичане. Часто со мной работает Heinz (DF4BV).

22 августа подошли к острову Вайгач. Пролив Югорский Шар узкий, хорошо видны оба берега. От материка на Вайгач на моторке плывут два ненца, везут большую железную бочку. Подходят к нам, разглядывают. Интересуются, есть ли водка. Прощаемся с капитаном и командой ледокола, они действительно нам помогли. Но на следующий день еще долго видим вдали ледокол, идущий, как и мы, на запад.

Снова порвался трос рулевого устройства. Капитан согласился на время ремонта высадить меня на остров Матвеева. На длинном, узком острове издалека видны с "-->

Первые QSO. На Inverted Vee меня бы слышали явно лучше, да и на антенну, что на яхте, тоже. Зовет в основном Европа. Приятная встреча: подошел старый знакомый — DF4BV. Во время QSO с ним отснял окружающий пейзаж на видеокамеру. Море, уединенный остров и морзянка с приветствиями Heinz'a. Есть QSO с 5Н1, KL7, КС6. Но проведено только 147 QSO. Пора снимать антенну, собирать аппаратуру, грузиться на яхту — уходим.

Баренцево море немного теплее Карского. Но снова плохая погода, сильный ветер, высота волн — до пяти метров. К штормам уже привыкли, переносим их легче, но и не веселимся. Лежа чувствуешь себя гораздо лучше. Воздух внутри яхты насыщен влагой, японская яхтенная печка не работает. Температура внутри — около 14°С, одеваемся чуть потеплее. На вахту одеваемся совсем тепло. Трансивер отсырел и отказался работать. Пришлось просушить его в сушилке среди вещей, затем установить назад в целлофановом мешке с селикагелем.

25 августа, ночью, в шторм, снова порвался трос руля, а через полчаса сломался аварийный румпель, лодка осталась без управления.

26 августа встали на ремонт и отдых к острову Колгуев, у деревни Бугрино. Практически все население составляют оленеводы, выселенные с Новой Земли, когда там делали ядерный полигон, да их потомки. Был большой соблазн поработать в эфире с острова, но капитан считал свой моральный долг перед программой ЮТА уже выполненным, да и команда не поняла бы меня, если бы все работали, а радист отдыхал на берегу с радиостанцией. В этот солнечный день яхта выглядела пестро и забавно — все отсыревшие вещи были вынесены наверх, для просушки. Вдали, у берега видно заброшенное гниющее судно. Оказалось, это легендарный дизель-электроход "Обь", высаживавший все первые советские антарктические экспедиции. Потом он был посажен здесь на мель, затем сожжен. Горькая, незавидная участь...

Проверил в эфире расписание передачи метеосводок, взятое на ледоколе — отлично! Архангельск и Мурманск еще передают прогноз погоды голосом. Но море от этого спокойнее не становится. Рядом с нами проплыла морская мина. Интересно, сработала бы?

Официальный Мурманск запомнился тем, как сложно войти в Кольский залив и выйти из него. Для этого нужно пройти пограничный, таможенный досмотры, порт-контроль.

Но вот Россия позади. Вошли в Норвегию. Все мы впервые за границей. Honingsvog, Northcape, Hamerfirst — маленькие, очень чистые города. Нас никто не останавливает, нами не интересуются ни пограничники, ни таможня — в северных приграничных городах таможни просто нет. Никому нет дела до нашей яхты, до ее технического и радиооснащения.

Норвежская Арктика значительно теплее российской, особенно ее азиатской части. Мы были удивлены, увидев в норвежском городе, чуть южнее арктического полярного круга, яблони и цветущие розы. Такого нет и на Омских улицах. В Норвегии шли по красивейшим местам. Везде вдоль материка торчат даже не острова, а горы, на верху горы — ледник, а с ледника текут водопады. Когда идешь между этих гор, тебя на ВЧ-диапазонах почти никто не слышит. На 14 МГц связь не поддается никакому прогнозу. Работаешь как изнутри бочки. Начинаешь понимать, в каких трудных условиях приходится работать норвежским радиолюбителям. Но, тем не менее, эфир на низких частотах в Европе гораздо интереснее, чем в Западной Сибири. Прохождение на 80 метрах хорошее, но это ночью, и связи возможны только с Европой. SM2AYE и GOVJJ оказывали помощь, либо помогая связаться с Омском, либо просто получая наши координаты и сообщения, что у нас все нормально.

20 сентября мы распрощались с Норвегией и через пролив Скагеррак пошли в сторону Дании. Ночью, в шторм, примерно в 20.20 GMT нас чуть не раздавило океанское судно, идущее со стороны балтийского моря. Не рассуждая, кто виноват, скажу, что в последний момент то ли нашему рулевому удалось отвернуть яхту, то ли ее отбросило волной, но это огромное судно только снесло своим форштевнем релинговое ограждение на корме нашей яхты. Большая часть команды в этот момент спала. Но те, кто видел столкновение, весь следующий день были в подавленном настроении. Мы поздравили друг друга со вторым рождением.

А потом была Голландия, поразившая нас большим количеством яхт и парусных судов. Красивые, древние маленькие города на Западно-Фризских островах (ЮТА EU-38). Вот бы здесь отдохнуть, имея трансивер и лицензию! Амстердам — город каналов и велосипедов, по количеству народностей ассоциирующийся с Вавилоном.

27 сентября, следуя из Амстердама в Гамбург с поднятым внутрь лодки килем, мы сели на мель. Вся команда вылезла в воду, пытаясь раскачать и столкнуть лодку, но лишь плотнее ее посадили — вода уходила стремительно. Через несколько часов мы ходили пешком вокруг яхты. Это было необычно. Мы осмотрели состояние корпуса, руля и винта яхты. Пользуясь солнечным днем, развесили на просушку вещи. Собирали ракушки. Я немного поработал в эфире, проведя QSO со дна Северного моря. Через несколько часов, с приливом, яхта всплыла, и мы пошли дальше.

Гамбург — единственный иностранный город, где нас ждали. Peter Lefler сделал приглашения в Германию для всей команды. Werner (DK5BA) оформил лицензию DL/UA9MCM, и Heinz (DF4BV) постоянно следил за яхтой в эфире. Спасибо всем им. Впервые мы остановились в иностранном городе более чем на сутки. Гости приходили на яхту. Я побывал в гостях у DF4BV и DK5BA.

Из Германии в Балтийское море прошли Кильским каналом. Балтика запомнилась сильными штормами. Это были уже последние дни нашего путешествия. Я старался как можно больше работать в эфире. В Санкт-Петербург пришли вечером 14 октября. В феврале 1998 г. "Сибирь" доставлена на прицепе КАМАЗа в Омск, где сейчас ремонтируется и частично переделывается.

Впервые малое судно прошло этим маршрутом. Лодка хорошо показала себя в штормах. Это не был чисто парусный переход, мы часто пользовались двигателем, поскольку погода нам не благоприятствовала, а времени оставалось мало.

Всего за 2,5 месяца в эфире проведено чуть более 2000 QSO, выполнены условия диплома WAC. В 1999 г. капитан С.Щербаков планирует кругосветную экспедицию.

В.Баландин (UA9MCM, R9MCM/mm, RRC#058)


data-counter=""