На главную | Рассказы радиолюбителей | Арктика Антарктика | Экспедиция на Северный Полюс





Категория: Арктика Антарктика
Автор: Р.Левичев (RV3MA)
Название:

Экспедиция на Северный Полюс

Туристы со всего света стремятся, на зависть друзьям и близким, появиться в различных точках планеты. Во все времена посетить семь чудес света считалось очень престижным во всем мире, но в последнее время появилось еще одно место паломничества для особо искушенных туристов — Северный полюс. С начала века он притягивает многих людей как стрелку компаса. Пешком, на собачьих упряжках пытались покорить Северный полюс. Сейчас самый удобный способ — воздушным путем. На расстоянии около 100 километров от географического полюса строится ледовый аэродром, разворачивается лагерь с максимально возможными удобствами для жилья. Прилетающих туристов размещают в лагере и предоставляют возможность достичь 90-й параллели доступными средствами — в зависимости от желания. Многие идут пешком на лыжах, других доставляют вертолетом или десантируют самолетом. Я был приглашен радистом на строительство такого аэродрома компанией "Парашютный мир", во время проведения экспедиции, приуроченной к 70-летию полярной авиации и 50-летию первого парашютного прыжка на Северный полюс Много лет подряд путь на север лежал через Хатангу, но в этом году компания решила идти другим путем — через Мурманск, и построить ледовый аэродром своими силами, закупив необходимое оборудование. Занимаясь подготовкой оборудования в Москве, старался по мере возможности появляться в эфире. В основном удавалось работать с коллективки RZ3AZO и из дома Елены (RV3ACA). После скеда с женой Ольгой (UA3MIA), удавалось немного поработать на 80 метрах. В Москве встретился с Валерием (RW3GW), который договорился о предоставлении мне для работы с полюса антенны Cushcraft R5 и усилителя на двух лампах ГИ-7Б, а самое главное — позывного сигнала R3RRC/0. В Ярославской ГИЭ мне выдали позывной RV3MA/0. Совместно с Валерой решили, что сначала я буду работать своим позывным, а во время десантирования на географически и северный полюс — R3RRC/0, за радиосвязь с которым будет выдаваться памятная плакетка, посвященная 90-летию покорения Северного полюса Робертом Пири, 70-летию полярной авиации и 50-летию первого парашютного прыжка на Северный полюс. QSL-mng для R3RRC/0 будет Валера (RW3GW), а для меня — Елена (RV3ACA), которые будут обеспечивать информационную поддержку экспедиции в INTERNET и по эфиру.

Выезд из Москвы назначили на 5 апреля. Провожали меня Елена (RV3ACA) и Алексей (UA3BT). Получив кучу напутствий и советов, сажусь в поезд N176 Москва — Воркута. Путешествие начинается.

Основное оборудование было отправлено в Воркуту заранее. С собой я взял только носимую радиостанцию "Гранит", с которой и работал из поезда на 144 МГц. В каждом городе на 2 метрах ребята делились со мной впечатлениями о прошедшей конференции СРР, о дальнейшей судьбе радиолюбительства в России и желали удачной работы в экспедиции. Постепенно продвигаясь к северу, вижу изменения в природе — густые леса сменились редкой растительностью вечной мерзлоты. Снег лежал все выше, а температура становилась все ниже.

7 апреля прибыли в Воркуту. С вокзала сразу поехали на аэродром и до вечера загружали оборудование в два самолета АН-26. Разместившись в гостинице, по телефону, а затем на УКВ удалось связаться и поговорить с воркутинскими радиолюбителями. Утро 8-го встретило хорошей погодой, и в 8 утра мы вылетели на остров Средний, где по плану нас ждали два вертолета МИ-8. Но погода в самый последний момент решила испортиться, и, не долетев до Среднего 300 км, мы получили отказ в посадке. Пришлось разворачиваться и лететь обратно. Погода испортилась не только на Северной Земле — один самолет пришлось посадить на Диксоне, а второй, где находился и я — за сотни километров, в Амдерме. Ожидать летной погоды остановились на пограничной заставе. Ребята оказались очень гостеприимными, накормили и разместили нас на ночлег.

С помощью работающего в Амдреме земляка UA3MEE, нахожу известную коллективку RK1PWA. Уговорив начальника заставы, на УАЗике еду к Николаю — начальнику RK1PWA — и до утра остаюсь у него. Пьем чай, разговариваем. Николай показывает свою коллекцию QSL-карточек, рассказывает о природе в Амдерме, о летней рыбалке и охоте, не минуя и грустную тему — люди с Севера уезжают, бросают дома и квартиры и перебираются поближе к цивилизации. За последние несколько лет население Амдермы с 15 тысяч уменьшилось до 700 человек. Всюду стоят брошенные дома, даже пятиэтажки. Картина очень печальная.

Утром 9-го дали добро на вылет. Фотографируемся с Николаем на память, за что получаем нарекания суеверных пилотов. Фотографироваться перед полетом — плохая примета. Но опасения пилотов напрасны. В 11.45 мы благополучно приземляемся на Северной Земле. Остров Средний встретил нас морозом –21°С и ослепительным солнцем, круглосуточно кружившим над горизонтом. Пока идет загрузка вертолетов, иду к местным радистам. В рубке стоит FT-900CAT. Вызываю RE0RAS на 14,292 МГц. Слышимость изумительная — 59, 59 и мне. Затем ищу московских радиолюбителей. На 21 МГц нахожу Сергея (UA3AGS), но у него нет телефона. Пока я перестраиваюсь на 14 МГц, RE0RAS и UA3AGS на 144 МГц находят Юрия (RA3AFO) и Германа (UA3AIU), которые помогают мне передать информацию по телефону. Вылет на полюс опять задерживается — до понедельника 12 апреля. У нас 2 дня на изучение местных достопримечательностей и адаптацию к круглосуточному дню. На заставе располагаемся в спортзале, нам устанавливают койки, договариваемся о питании в местной столовой. Я устанавливаю диполь на 14 МГц на высоте около 10 метров над землей, подключаю FT-840 и "пробегаюсь" по диапазону. Ни треска помех, ни шума — чистый, нежный шорох эфира. В тысячах километров от фабрик и заводов не слышно никаких помех. Чистые и ясные сигналы радиостанций разборчивы даже при очень слабом уровне. Определяю координаты по GPS — 79°31'N и 91°08'Е. Первое QSO — с Алексеем (UA3MNQ), из Ярославля. Рапорт — 59/59. Рассказываю о дороге, встречах и планах. Далее провожу QSO с RK3QWX, UA9VI, UA3BT. Убедившись, что аппаратура работает нормально, иду в телеграфный участок и даю общий вызов. "Здесь остров Средний, RV3MA/0, IOTA AS-042, RRC RR-07–02". Сразу наваливается Европа — YL2UZ, OK1KW, S59DXX, I3VPO и т.д. Всех слышу на 599, на S-метр даже не смотрю. После 18 UTC темп нарастает до 3…4 QSO в минуту. Сквозь шквал европейских станций громогласно пробиваются KR1G, JH1MDJ, VE1MF, WB8E, K8CW, JA8BNP. Громко идут UA3AA, RA3NC, UA2BD, UA3FO.

10 апреля наконец связываюсь с Вячеславом (R1FJL), ожидавшим меня в эфире уже несколько дней. Объясняю ему причины задержек и договариваюсь о ежедневных скедах. После 7 UTC в CW-участке снова оживление. Наших станций уже много — в России день. Но стоит мне появиться в DX-кластере — Европа сразу реагирует Pile-Up'oм. За первый утренний час — 116 QSO. К сожалению, постоянно работать в эфире и поддерживать темп не было возможности. После 15 UTC иду в SSB на 14,260 МГц. Идут с хорошими уровнями SP6KEP, I2YBC, EA4MY, DF5WA, подходит DL6ZFG — координатор клуба RRC в Германии. Успеваем перекинуться только парой слов ждет много станций. Снова перерыв до 2 часов ночи Выспавшись и отдохнув, снова на 14,260 МГц — уже Америка зовет без перерыва PR7CPK, W4YO, К8ТАН, N7RO, КК9М и т.д.Утром иду в CW. Там меня вылавливает Иван (UA6MF) известный "Робинзон". Переходим с ним на SSB и обмениваемся новостями. Никак не удается связаться с моим QSL-менеджером Еленой (RV3ACA) — на 20 метров то она меня не слышит, то я ее Только 11 апреля удается провести QSO на 21 МГц, причем слышим друг друга с плюсами, наконец передаю привет в Рыбинск семье, сообщаю, что жив и здоров.

Прохождение в этом районе меня поразило — на 160 метров яромко слышны станции Океании, Южной и Северной Америки, но я так и не смог их дозваться.

Наступила Пасха, и вся наша команда идет на о.Дачный, который находится в 4 км. Там находится захоронение адмирала Ушакова. Даем салют из "Калашникова", поминаем "горькой" и, покрасневшие от ветра и мороза, возвращаемся на заставу. Проходим мимо отвесных скалистых берегов Дачного, где летом собираются многочисленные птичьи "-->

12 апреля в 01 UTC провожу последнее QSO с острова Средний с K9DX, упаковываю аппаратуру и сажусь в вертолет. Летим по маршруту о Средний — мыс Арктический — подбаза. На Арктическом и подбазе по плану дозаправка топливом, а дальше — Ледовый, в 100 км от полюса Заправившись на Арктическом, пытаемся взлететь, но на одном из МИ-8 выходит из строя устройство запуска двигателя, ремонт займет около 6 часов. Пока экипаж ремонтирует, укрываемся от холода в избушке на мысу, последнем напоминании о земле и цивилизации. С мыса Арктический стартуют почти все пешие экспедиции на Северный полюс, т.к. дрейф льда происходит постоянно, и с этой долготы пешие экспедиции успевают достичь цели, не "удрейфовав" в западное полушарие. Достаю аккумулятор, снова распаковываю FT-840 и устанавливаю все тот же диполь на 20 м. Как раз успеваю на трафик РАС. "Брэкает" DL6ZFG, провожу еще несколько QSO с европейскими и азиатскими станциями. Всего 13 QSO с острова Комсомолец.

Точки для строительства Ледовой базы на полюсе мы достигли только 13-го вечером, основательно померзнув в остывших вертолетах на подбазе посреди Ледовитого океана на широте 85 градусов, собирая сброшенное нам на парашютах топливо. Видимость снова была очень плохая, топливо сбросили с большим разносом, и мы сильно устали, подтаскивая бочки с керосином в одно место. Так или иначе, достигнув 89 параллели, подобрав льдину для аэродрома, разбиваем лагерь. Устанавливаем надувной модуль для туристов и экипажа и надувную палатку. Рассчитанная на 10 человек, палатка вместила 4 раскладушки и стол с моей аппаратурой. Из снега выпилили кирпичи и построили довольно комфортный туалет с крышей и "генераторный цех", где разместили 2 генератора "Geko" по 2,2 кВт каждый с двигателями "Honda". Устанавливаем дизельные печки с вентиляторами для обогрева палаток, через пять минут можно снять пуховики, согреться и почувствовать себя как дома.

Я развернул девятиметровую мачту, подключил диполь на служебные частоты и установил R5. Протянув сорокаметровые кабеля питания от генераторов, подключил FT-840 и усилитель. По GPS вычислил координаты — 88°44'N и 105°00'Е. Дрейф довольно сильный — 500 м/час на северо-запад. Первое QSO CW с UA4PW, затем VE7/T95A, W6JNX, JT1Y, RA9AB, UA4PA, K0YN. Время — 3.00 UTC. Эфир чистый, и станции зовут со всех сторон, хотя все они расположены от меня практически на юге — и Европа, и Азия, и Америка, и Австралия идут с одинаковой громкостью и одновременно. Но все же есть особенность — с какой стороны солнце, стой и станций больше.

R5 использовал как радиолюбительские часы. Поскольку солнце 24 часа ходит по кругу, нарисовал вокруг штыря круги разбил на 24 части — получил 24-часовые солнечные часы. А нарисовав азимутальную карту, сразу получил указатель прохождения в противоположную оттени сторону. Пошутив в эфире про свои экзотические часы, получил от американцев совет — запатентовать идею (а от наших — послать видео в "Сам себе режиссер"). Служебная связь постоянно давала сбои, поэтому информацию передавал исключительно с помощью радиолюбителей. Всех, кто помогал — не назвать, практически все, к кому я обращался за помощью, никогда не отказывали.

Тем временем дела по строительству аэродрома ухудшились — все чаще стал ломаться трактор, пока окончательно не вышел из строя. Встал вопрос о переброске на соседний ледовый аэродром — в 40 км, построенный рабочими Хатанги. На переговоры прилетел вертолет, а с ним и Миша (UA3SDK/0), с которым мы встретились на о.Среднем. Пока руководство решало проблемы, мы с Михаилом разговаривали на радиолюбительские темы, обходили наш лагерь и фотографировались на память. Скоро вертолет улетел, а мы стали ждать ответа из Хатанги.

Природа внесла свои коррективы в обстановку — атмосферное давление упало, температура повысилась до –12°С, подул сильный ветер, и начались подвижки льдов — торошение. Наша льдина выдержала прекрасно, а у соседей поломало пополам взлетную полосу — образовалась трещина 20 м в ширину. Хатангцы решили строить новую, а мы снова остались ждать, готовые к переброске. Я свернул все антенны, оставив только диполь на 20 м. Прохождение ухудшилось, и два дня в эфире были слышны редкие сигналы радиостанций с хорошими антеннами и достаточной мощностью.

21 апреля получили добро на перемещение на новый ледовый аэродром Хатанги. Провожу последние QSO позывным RV3MA/0. Среди них приятный сюрприз — QSO с Р51ВН, Марти (ОН2ВН) получившим редкую возможность работать из Северной Кореи. Впоследствии узнаю, что ему удалось провести менее 300 радиосвязей.

Из Мурманска вылетел первый самолет ИЛ-76 с группой Парашютистов и топливом для вертолетов. Развернувшись и установив антенны на новом месте, определяю координаты — 89°00'N и 113°37'Е. Начинаю работу новым позывным — R3RRC/0. Первое QSO — с Еленой (RV3ACA), затем Рольф (DL6ZFG), UA3BT, R1FJL, RA1CW. Прилетел технический рейс АН-74, который привез команду аквалангистов и дополнительное оборудование, в том числе снегоход "Skidoo" и спутниковый телефон, по которому я смог передать привет с полюса родным и друзьям. Вечером узнаю, что Рольф уже отправил заявку на получение памятной плакетки с №1. Немного поработав SSB, иду в CW-участок и на общий вызов собираю хороший Pile-Up, но прохождение начинает ухудшаться. Тем временем на географическом полюсе идет десантирование парашютистов, а американцы справляют свадьбу — все как положено, с соблюдением всех церемоний.

23 апреля в 17.09 UTC на 14,160 МГц удаётся провести трансполярную радиосвязь Северный полюс (R3RRC/0 и RV3MA/0) — Антарктида, станция Новолазаревская, R1ANL, Николай. RS — 55/44. Уровень сигналов слабый, но разборчивость прекрасная. Получаю поздравления от присутствующих на частоте.

Вскоре я отправляюсь с группой аквалангистов на 90-й градус. Подыскав подходящий разлом во льду, в 4 км от географического полюса разворачиваем палатку, а вертолет улетает обратно на ледовый аэродром. На 12 часов остаемся одни на самой макушке планеты. Аквалангисты готовятся к погружению, а я стремлюсь поскорее выйти в эфир, установив диполь на 20 метров и подключив FT-840 к аккумулятору. Первое QSO провожу с Dali (K6UA). Координаты — 89°59'90"N и 84°03'73"Е. Тем временем идет погружение, и я с интересом наблюдаю. Вода очень прозрачная, и видны всё движения аквалангистов даже на большом удалении. Американец запускает подводную видеокамеру, и на дисплее я вижу из-под воды нашу палатку и стоящих повсюду людей. Лед толщиной около 3 метров, а низ его — в причудливых торосах, похожих на сталактиты различных оттенков сине-зеленого цвета с вкраплением воздушных пузырьков. А в это время нашу льдину несет в западное полушарие со скоростью 500 метров в час, и вскоре мы проходим под крики "УРА!" 90-й градус. Успеваю сделать несколько фотографий на фоне GPS. Прекрасная память и доказательство покорения 90-й параллели.

Программа погружений у аквалангистов закончилась, и вовремя — началось торошение льда. Разлом уменьшился с 25 до 5 м. В местах столкновения вздыбились торосы до 10 метров высотой, но все это происходило очень медленно и величественно, хотя навело определенную панику и страх. К счастью, вскоре торошение прекратилось, и нашу палатку, стоящую в 2 м от разлома, не пришлось переносить в более безопасное место. Ожидая времени выхода на связь с вертолетом, отмечаем удачное завершение программы аквалангистов на полюсе. В 2 часа ночи по Гринвичу нас забирает вертолет уже из Западного полушария, с территории Канады, куда мы удрейфовали на 6 км. Возвратившись в лагерь, долго отсыпались, а днем 25-го иду встречать следующую группу баллонистов, готовых поднять на полюсе воздушные шары. Прохождение наладилось окончательно — в любое время суток на мой общий вызов отвечают одновременно все континенты. Провожу QSO по очереди с WA8TNO, ЕХ2Т, JA3CE, LA5WQ, JE1HRF, HS0/EA6GIJ, ZL3RK, I1HYW, RA1QQ, VK3QI, N8DX и многими, многими другими.

Испанская группа привезла с собой для рекламы трансивер KENWOOD TS-570D, и, не будучи радиолюбителями, после переговоров они передали его мне на время своего пребывания на полюсе. С удовольствием подключаю его к своим антеннам и, благодаря тюнеру, получаю дополнительный выигрыш по передаче.

Тем временем баллонисты подготовили оборудование и по очереди стали поднимать свои аэростаты в воздух. Зрелище очень красивое и величественное. Огромный шар, наполненный горячим воздухом, медленно поднимается в воздух, унося в гондоле четверых пилотов. Конечно, фотографирую наиболее интересные моменты. После завершения выполнения всех задуманных программ туристы отправляются через Мурманск в Москву, а мы, ожидая АН-74, потихоньку начинаем сворачивать лагерь. До самого последнего момента работаю в эфире, под конец собрав на 14,260 МГц хороший Pile-Up. Аппаратный журнал заполнен полностью, и приходится писать на полях. Вот они, последние QSO — DF9DI, IZ0COK, F5PAC, IKODWN, IK1IZB, UA2BD, RA1ZW. Как ни грустно, но экспедиция подошла к концу.

Прилетев в Мурманск в том, в чем были — в валенках, унтах, пуховиках и прочей теплой одежде, неуверенно ходим по уже зеленой траве и думаем: "Неужели под ногами земля?".

Перегрузив оборудование из АН-74 в ИЛ-76, размещаемся в гостинице, первый раз за 3 недели блаженно принимаем душ, обедаем и расслабляемся. Встретивший меня на аэродроме Александр (UA1ZAO), на своей машине везет меня в Мурманск, где проводит небольшую экскурсию по городу, я вкратце рассказываю ему о прошедшей экспедиции и своих впечатлениях. В 16.00 UTC на ИЛ-76 вылетаю в Москву. Через 2 часа — посадка в Жуковском. Вот мы и дома!

Итогом экспедиции стало проведение 2475 QSO с почти сотней стран по DXCC, в основном на 14 МГц.

Еще раз спасибо всем, поддерживавшим меня в этой полярной экспедиции, и особая благодарность:
Фонду клуба "Русский Робинзон";
Федерации авиационной службы России;
Федеральной пограничной службе;
-Федерации парашютного спорта России;компании "Парашютный мир";
московской фирме "Радиоспектр";
радиолюбителям: Елене (RV3ACA), Алексею (UA3BT), Валерию (RW3GW), Александру(UA1ZAO), Вячеславу (R1FJL), Валерию (RU3HY), Дмитрию (RX3DCX).

До встречи в декабре с Южного полюса!Р.Левичев (RV3MA, RRC#104).


data-counter=""