На главную | Рассказы радиолюбителей | Арктика Антарктика | Через Северный Полюс - в Канаду (часть-1)





Категория: Арктика Антарктика
Автор: Л. Лабутин (UA3CR)
Название:

Через Северный Полюс - в Канаду (часть-1)

Часть - 1

В ШТАБ-КВАРТИРЕ CRRL

С Томом Аткинсом (VE3CDM), президентом Канадской радиолюбительской лиги, я познакомился, не выезжая из Москвы. Для нас, коротковолновиков, это обычное дело: установил связь с любым радиолюбителем того города, где проживает нужный тебе корреспондент, и попросил вызвать его в эфир. Такой вызов делается, как правило, по местной УКВ сети (через ретранслятор), которой располагают все цивилизованные страны. Так состоялся наш первый разговор с VE3CDM по прямой радиолинии Москва - Торонто.

И вот мы в штаб-квартире канадской радиолюбительской организации, которая разместилась в особняке Тома на окраине Торонто, самого большого города страны. Вокруг карты Арктики, разложенной на полу, кроме нас с Томом, ползают еще двое: Эл д'Ион (VE3AND), помощник президента, и Тони Феган (VE30F), старый знакомый по эфиру, ныне специалист по компьютерам.

Обсуждаем схему связи. Группа лыжников, передвигаясь от точки старта мыс Арктический до Северного полюса, будет поддерживать ежедневную связь на коротких волнах с базовой группой на Северной Земле (о. Средний) и радистом на дрейфующей станции СП-28. После достижения Северного полюса и до финиша в районе мыса Колумбия основными корреспондентами лыжников станут базовая группа в поселке Ре-зольют-Бей и СП-28.

В течение всего времени должна быть надежная связь между базовыми группами и радиостанциями штабов экспедиции в Москве и Оттаве. Это необходимо для обеспечения безопасности, взаимодействия с авиацией при парашютных сбросах, передачи информации в прессу. При необходимости будет задействована промежуточная база на Диксоне, откуда можно пользоваться телефонной линией Министерства связи СССР.

Мы обсудили такие вопросы связи: с самолетами, спутниковую, пакетную, применение аварийно-спасательной системы КОСПАС - САРСАТ. Крайне важной была дискуссия о взаимодействии радиооператоров. Проблема может быть решена успешно, если в маршрутной группе и на базах будут работать и канадские, и советские радисты. Так как в экспедиции, кроме любительской, другая связь отсутствует, необходимо было решить вопрос о передаче радиограмм служебного содержания.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ

Так канадцы назвали "Протокол об использовании радиолюбительской связи во время совместного советско-канадского лыжного перехода и в подготовительный период". Его подписали представители министерства связи СССР и Канады, председатель Федерации радиоспорта СССР Ю. Зубарев, президент Канадской радиолюбительской лиги Т. Аткинс и начальник экспедиции Д. Шпаро. Протокол - исторический, так как подобных документов в истории радиолюбительского движения в нашей стране еще не было. Теперь, согласно протоколу, канадские радисты могли работать с территории СССР, а советские - с территории Канады. Кроме того, разрешалось через радиосеть экспедиции передавать радиограммы от "третьего лица", что обычными правилами запрещено, ибо эта функция возложена на коммерческую связь.

КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ КООРДИНАТЫ?

Современные навигационные системы позволяют с большой точностью определять координаты источника радиоизлучения. Чем больше требуемая точность, тем сложнее и тяжелее аппаратура. Для маршрутной группы точность 3-5 км вполне достаточна. Это примерно то же, что дает астронавигационный теодолит. Однако астронавигация возможна только при безоблачной погоде, которая в Северном Ледовитом океане бывает не так уж часто. Поэтому, используя давние контакты с хозяевами аварийно-спасательной системы КОСПАС - САРСАТ, мы решили применить именно эту систему. Суть ее заключается в следующем.

Маршрутная группа несет с собой два радиобуя КОСПАС. Один из них включается только в случае возникновения аварийной ситуации, и тогда система работает по своему прямому назначению. Международная служба определяет место аварии и принимаются меры по спасению потерпевшего бедствие. Второй буй (кстати, его вес всего 1,2 кг) служит для навигационных целей. В определенное время суток в течение двух часов буй должен посылать в космос радиосигналы. Пролетающие в зоне радиовидимости ИСЗ международной системы КОСПАС - САРСАТ фиксируют эти сигналы в памяти и затем, при пролете пунктов приема информации, сбрасывают их на землю. В вычислительных центрах определяются координаты радиобуя и далее, через центр КОСПАС Министерства морского флота СССР, передаются по телефону на радиостанцию штаба экспедиции. Оттуда информация поступает по радиолюбительским KB каналам на базовые станции экспедиции и далее, тоже по KB каналу, в маршрутную группу.

Все знают, что короткие волны могут подвести, поэтому был проработан способ передачи этой же информации через учебно-экспериментальный радиолюбительский ИСЗ UoSAT. В этом варианте информация о координатах с радиостанции штаба экспедиции (или из центра САРСАТ в Канаде) одновременно должна поступать на базы и в Соррейский университет, близ Лондона, где расположен центр управления ИСЗ. Из центра управления даются команды на ИСЗ, которые преобразовываются системой "диджитокер" в человеческую речь и в УКВ диапазоне передаются на землю. Эта информация может быть принята на обычный УКВ - ЧМ приемник в маршрутной группе. Поскольку "словарь" ИСЗ ограничен и состоит всего из 500 слов, то коллективу центра управления UoSAT пришлось потрудиться, чтобы при думать формат сообщения.

ПАКЕТНАЯ СВЯЗЬ

В радиосети экспедиции впервые в нашей стране была применена радиолюбительская пакетная связь. Читатели журнала "Радио" уже знают, что за рубежом радиолюбители широко используют этот новый вид связи. Созданы и быстро развиваются внутри континентальные KB и УКВ сети второго и третьего уровней протокола обмена. Проектируются и запускаются радиолюбительские ИСЗ, которые объединят эти сети в глобальную систему. Начало уже положено. Этому способствует заинтересованность правительственных учреждений, фирм разработчиков электронной аппаратуры, научных и коммерческих организаций. Увлечение молодежи пакетной связью дает стране специалистов высокого класса, а также способствует развитию промышленности.

Разрешение на пакетную связь от наших официальных организаций мы получили с большим трудом. Поэтому, предвидя бюрократические рогатки, подготовкой материальной части и освоением этой техники занялись заранее. Помогли коллеги из Венгрии, США, Канады. В результате удалось оборудовать аппаратурой пакетной связи шесть станций:

ЕХОКР - о. Средний, операторы UA3CR, RA3AU, VO1SA//UAO;

4KODC - СП-28, операторы UA3AOC и VE3CDX;

ЕХОРМ - о. Диксон, операторы RW3DR и U A3-170569;

EX3HR - Москва, станция штаба экспедиции, оператор UA3HR;

RA3APR - Москва, резервная станция;

UA9NS - Омск, станция-ретранслятор.

В качестве контроллеров пакетной связи использовались промышленные блоки MFJ-1274 и РК-232. Компьютеры - "Радио-86РК" и "Роботрон" (на Среднем).

Пакетная связь использовалась до самого конца экспедиции и при этом проявила все свои великолепные свойства: полное отсутствие искажений, 100-процентное документирование, независимость подготовки информации от времени ее передачи, большая скорость обмена и т. д. Крайне удобными оказались ретрансляторы, которыми могут служить любые станции пакетной связи. И при этом никаких искажений. Корреспондентов центральных газет, приходивших на нашу занесенную1 снегом станцию, поражали электронные почтовые ящики.

Хочется отметить здесь инициативу Соррейского университета. Майкл Меерман GO /PA3BHF с одобрения своего "босса" доктора Мартина Свитинга организовал специальный "мейлбокс" для экспедиции. В него могли "опускать письма" только станции сети экспедиции. И весь этот процесс общения с электронными "ящиками" происходил в автоматическом режиме, практически без участия оператора.

Мы подсчитали, за время экспедиции базовыми станциями было передано более 500 килобайт информации, зафиксированной на магнитной пленке и дискетах.

Такова вкратце обнадеживающая история первой в нашей стране любительской пакетной сети.

(Продолжение следует)

Л. Лабутин

г. Москва


data-counter=""