На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Южный Extreme





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: П.Л.Буйко (RA3AUM)
Название:

Южный Extreme

На поезд я чуть не опоздал. Прискакал за 5 минут до отправления весь в мыле. В вагоне было, мягко говоря, душновато. Оно и понятно: поезд стоял на самом солнцепёке, а температура в тот день в Москве была около 32-х градусов. В надежде, что при движении и при открытых окнах будет прохладнее, я забрался на свою верхнюю полку и немного вздремнул. К сожалению моим предположениям не суждено было сбыться. Открытые окна никак не влияли на температуру в вагоне и постепенно мысли об экспедиции сменили мысли о прохладном душе и преследовали меня до самого Краснодара.

Наконец, после 29-ти часового путешествия, поезд прибыл в Краснодар. Еще до полной остановки замечаю представителя гостеприимных хозяев – Леонида UA6CW. Краткое пожатие рук и мы на пути на RK6AXS, где мне предстояло прожить несколько дней перед экспедицией. Уже смеркалось и жара немного спала, так что первое впечатление о городе у меня сложилось вполне благоприятное – широкие проспекты, увечанные сенью стройных высоких тополей, расходящиеся от них тихие улочки с непритязательными домами старой застройки. По улицам не спеша прогуливается молодежь, среди которой, уставший от лицезрения бескрайних российских просторов через окно поезда, мужской взгляд выхвает красивых девушек. Уже на дальних подступах заметна одиноко возвыщающаяся 30-ти метровая мачта с 7-ю элементами яги на 15 и 6-ю на 10 метров – конечная цель путешествия на сегодня. Планов много и рассчитываю, что скучать не придётся. В городе у меня много друзей и знакомых, с которыми я давно не виделся.

Утром следующего дня, включив трансивер и по привычке настроившись на 14.260 я услышал Сергея UA1ANA/1, который работал с острова Большой Берёзовый в Балтийском море. Зная, что в эту экспедицию поехала и Елена RV3ACA, с которой мы договорились о QSO ещё в Москве, зову. Получаю рапорт и тут же слышу:«RA3AUM/6 здесь RV3ACA/1». Делимся с Леной каждый своими горестями. Она жалуется на сильнейшую грозу, я – на небывалую жару.

Как штык ровно в десять утра появляется Василий RA6AU, который принёс свой трансивер TS-850. Он собирался взять его на остров. Потом народ повалил просто толпой: RK6CZ, RW6CT, RV6YZ…

Ближе к полудню я почувствовал себя плохо: сильно болела голова, чувствовалась общая слабость и тошнота. Впоследствии мне поставили диагноз: тепловой удар. Да и не мудрено: в тени температура воздуха была +43, а на солнце, наверное все +50, а то и больше. У меня было чувство, что я всё время нахожусь в бане. Видя моё плачевное состояние, Игорь RK6CZ любезно пригласил меня к себе домой. Там за меня взялась его мама. До позднего вечера она отпаивала меня различными отварами и благодаря её стараниям к концу дня мне стало несколько легче. Когда я уже не в состоянии был бороться со сном она сообщила, что в восемь утра все уходят на работу и я останусь один. В моё распоряжение передавался холодильник со всем содержимым. Удивлению гостеприимству и заботе не было предела.

На следующий день я был уже вполне здоров, что и отметил Леонид, сказав, что я выгляжу намного лучше, чем вчера. Ещё два дня ушло на то, чтобы практически закончить приготовления непосредственно к экспедиции. Старт был назначен на четверг, 26-е июля. В среду вечером приехал Иван RA6AX с комплектом аппаратуры: трансивером TS-570, блоком от Р140 в качестве усилителя, антеннами и компьютером. Так как в тесте мы планировали работать с двух мест, то тут же занялись стыковкой двух компьютеров. С первой попытки ничего не удалось. На помощь пришел Сергей RA6CO, асс контестового мастерства. К сожалению, даже у него ничего не получилось и в два часа ночи он сдался. Впоследствии оказалось, что по каким-то неведомым причинам имеющаяся в наличии версия контестовой программы К1ЕА не предназначена для работы в сети.

Утро 26-го июля, как и все предыдущие, выдалось солнечным и жарким. Я, вероятно, уже немного акклиматизировался и вполне нормально переносил жару. Подъехали две машины: пассажирский микроавтобус "Газель" и бортовой ГАЗ, предоставленные генеральным спонсором экспедиции Краснодарским краевым радиотелевизионным передающим центром. В микроавтобус погрузили трансивера, компьютеры и личные вещи участников экспедиции, а в грузовик – генератор, антенны и прочую крупногабаритную всячину. В 10.00 дан старт экспедиции. Нас 8 человек: Иван RA6AX, Василий RA6AU, Виктор RU6AX, Владимир RX6AH, Николай RW6CT, Александр RA6YY, Владимир RU6AV и я. К сожалению, UA6CW и RK6CZ по объективным причинам не смогли поехать. Сергей RA6CO планировал подъехать к началу теста, но так и не смог выбраться из-за сильной загруженности дома.

Примерно через 40 минут делается первая остановка: производится закупка пива в количестве одного ящика. Далее мы следуем в город Темрюк на телевизионный ретранслятор, где нас поджидает Виктор RW6AW. Он снабжает нас вторым генератором и несколькими литрами превосходного сухого вина с лучших местных виноградников. С удивлением узнаю, что всего на полчаса мы разминулись с RV3FM, которого я хорошо знаю и который отдыхает с семьёй неподалёку. Что называется "мир тесен".

Отправляемся дальше. Без остановки проезжаем пост ДПС, где уже знают о нас и сворачиваем на косу Чушка. Там находится паромная переправа в Крым. Наша цель – остров Дзендзик расположен в самом конце косы. Коса не очень широкая и временами слева и справа мелькает море. Шум двигателя почти не слышен– любые звуки вокруг заглушает крик несметного количество разных морских птиц: чаек, уток, цапель. Постепенно качество дороги ухудшается и накатанная грунтовая колея переходит в рыхлый песок. Колёса машины всё глубже увязают в нем. Наконец, микроавтобус днищем кузова цепляет поверхность и водитель объявляет нам, что дальше не поедет. Я с Иваном RA6AX прохожу немного вперёд в поисках более хорошей дороги. Раскаленный песок чувствуется сквозь шлепанцы и периодически ноги по щиколотку увязают в нем, затрудняя передвижение. Метров через триста песчаная дорога постепенно сменяется глинистой и под ногами хрустит высохшая соль. С трудом возвращаемся. Жара нестерпимая и пот льёт ручьём с обоих. Несмотря на наши заверения, что дальше будет хорошая дорога, водитель категорически отказывается продолжать движение и мы выгружаем наши вещи. Впоследствии он оказался прав: «Газель» безнадежно застряла и мы провозились минут двадцать, выталкивая её. Грузовик с генераторами и лодкой немного отстал и вся команда, благо есть время, не сговариваясь идёт купаться. Вода не просто тёплая, а очень тёплая. Ощущение, что залезаешь в тёплую ванну. Особого удовольствия от этой процедуры не чувствуется, однако тело чуть-чуть отдыхает от расплавляющего воздух солнца. До прихода второй машины сидим по шею в воде. Именно сидим, потому что море в этом месте очень мелкое и чтобы окунуться надо попросту сесть на дно. На дороге показывается грузовик и мы всей гурьбой несёмся к нему, чтобы предупредить о труднопроходимом месте. Водитель решает преодолеть плохой участок дороги на скорости и… застревает. Повторяется эпизод с микроавтобусом. Сначала выгружаем все вещи и лодку, а потом дружно толкаем грузовик. Посигналив на прощанье машина скрывается за поворотом дороги, а мы остаёмся один на один с нашим грузом. По примерным прикидкам до конца косы 2 – 2.5 км. Решаем до наступления темноты в несколько ходок перевезти все имущество морем на самый конец косы. Надо заметить, что лодку удалось достать только вёсельную. Надежда, что получится взять на прокат моторку на близлежащем маяке не оправдалась и приходилось довольствоваться тем, что есть. Забегая вперёд, скажу, что это поставило под угрозу посещение других островов, как планировалось ранее. Нагрузив лодку под завязку так, что борта всего на 10 сантиметров возвышались над водой, мы в три ходки перевезли все вещи. Первую ночь мы провели на самом конце косы. Дул лёгкий ветерок, достаточный для того, чтобы не было комаров, в небе мерцали яркие звёзды, в трёхстах метрах от нас темнел остров Дзендзик, а где-то справа светился ночными огнями и маяком Крымский полуостров.

Утром следующего дня все проснулись практически одновременно – около 6.00. День снова обещал быть жарким и после лёгкого завтрака мы занялись подготовкой к переправе. Решили не садиться на вёсла, а толкать лодку перед собой, чтобы поместилось максимальное количество аппаратуры. Первыми с грузом отправились RA6AX, RA6YY, RA6AU и я. Несмотря на то, что море вокруг было очень мелким, через два метра дно ушло из под ног и метров двадцать пришлось преодолеть вплавь. Остальное водное пространство проходим по колено в воде. Дно илистое и ноги ещё по щиколотку увязают в чёрном иле. Выбираем место для высадки. Выбирать-то особенно не из чего. Остров представляет собой небольшую отмель, состоящую из ракушечника, длиной около 100 и шириной около 40 метров. Со всех сторон прямо к воде подходит камыш, высотой метра два, да и сам остров густо порос камышом. Первыми на берег высаживаются RA6AX и RA6AU. Оба в резиновых сапогах и в течение получаса вытаптывают камыш и ищут более менее сухое место для палаток. Наконец вся аппаратура переправлена, поставлено две палатки, в которых оборудуются рабочие места. Быстро собирается A3S. Иван в одиночку собирает свою шестиэлементную яги на 10 м. Совместными усилиями всё это водружается на мачты. Запускаем генераторы, всё проверяется в последний раз. Мне, как гостю, предоставляется возможность провести первое QSO.

Вот он долгожданный миг, ради которого проделан 29-ти часовой путь в душном поезде, перенесён тепловой удар, прожито долгих четыре дня в раскалённом Краснодаре. Нахожу частоту почище в районе 28.460, как следует откашливаюсь, выпиваю очередную дозу горячей минералки… CQ CQ this is RA3AUM/6, Dzendzik island, IOTA EU-185. Подозрительная тишина на частоте. Повторяю процедуру вплоть до глотка минералки. Перехожу на приём и… Частота буквально взрывается от множества зовущих станций! Первое QSO c RW3TT в 10.34 GMT. И поехало… Третий корреспондент, ON5JY, "забрасывает" меня в кластер и количество зовущих увеличивается. Многие дают рапорт 59+20 и даже 40 дб!!! Что и говорить, шесть элементов made by RA6AX работают великолепно! Зовёт в основном Европа. После часа работы подумываю о перерыве, т.к. с непривычки проводить по 5–6 связей в минуту в течение всего времени оказывается довольно утомительно. Но как-то незаметно проходит ещё час. С трудом отрываюсь и предоставляю место Василию RA6AU. Немного слушаю, как он работает и убеждаюсь, что многие корреспонденты, сработавшие со мной, зовут и его. После Василия каждый садится за трансивер и проводит по несколько связей.. Работаем примерно примерно по часу каждый. Долго сидеть в палатке невозможно. Она сильно нагревается и сидящий за трансивером в считанные минуты становится совершенно мокрым от пота. Приходится через небольшие промежутки времени окунаться в море. Часа в четыре местного времени делаем перерыв в процессе обустройства лагеря и установки антенн. На солнце находится совсем невозможно, а тени нигде нет – кругом только камыш. Все забираются в воду и сидят, высунув наружу только голову. Вода тоже очень тёплая и не даёт долгожданной прохлады. Но тут есть свой плюс – солнце не печёт. К вечеру в пяти метрах от берега прямо в воде устанавливаем сороковочный GP. Установку двойных квадратов на 15 и 20 метров переносим на следующий день.

Заход солнца не приносит практически никакой прохлады. К "бане" в палатке решают присоединиться тучи насекомых. Они с остервенением атакуют лампочку и покрывают ровным слоем сидящего за трансивером и внутреннюю часть палатки. Работать SSB становится проблематично: настырные насекомые лезут в рот, а также в глаза и в нос. Хорошо ещё, что они не используют нас в качестве десерта. После очередной волны нападавших, Александр RA6YY не выдерживает и пулей вылетает из палатки. Сажусь на его место. Подходит несколько знакомых: Иван UA6MF, Сергей RA3RGQ, Виктор UA3AKO, Альберт RV3GW, Дмитрий RA3DEJ. С каждым делюсь "прелестями" экспедиционной жизни и подробно рассказываю как и что.

В субботу утром начинаем собирать квадраты. В процессе сборки выясняется, что некоторые хомуты явно большего размера, чем надо. Приходится искать подручный материал: в ход идёт весь запас изоленты и капроновый шнур. К 11.00 МСК подъезжают Валерий UA6AMB и Виктор RW6AW. С их помощью значительно быстрее удаётся поднять квадраты. Виктор RU6AV с какой-то маниакальной настойчивостью пытается запустить сеть между компьютерами. Ему вяло помогает RA6AX. Все остальные, похоже, уже смирились, что в тесте будет одно рабочее место.

Близится время начала теста. Во время соревнований и после них будем работать под позывным RI6AAA. Одна позиция оборудована следующим образом: трансивер TS-570D, блок от Р-140 в качестве усилителя. Антенны: 6 элементов яги на 10 метров, двойной квадрат на 15 и 20 метров и GP на 40 метров установленная в воде. Вторую позицию, состоящую из трансивера TS-850, самодельного усилителя и A3S, за всё время теста практически не использовали. Решаем, что начинать буду я в SSB на 15-ти метрах. За пару минут до начала нахожу свободную частоту.

12.00 GMT. Поехали… После первого же CQ образуется очень сильный pile-up. Разобрать практически ничего не возможно. Выбираю самых громких и тех, кто после умолкания основной "толпы" всё ещё даёт позывной. Временами удаётся проводить по 6 связей в минуту. И, хотя, частенько ругают русскоязычных радиолюбителей, хочется отметить их дисциплинированность и умение проводить связи в соревнованиях. Именно с ними QSO были быстрыми и чёткими, что не скажешь о некоторых представителях других стран. Пытаюсь довести собственный рекорд до 7 QSO в минуту. Никак не получается, т.к. приходится давать слишком длинный контрольный номер: рапорт, номер связи и номер IOTA. Первый час – 178 QSO! Во второй час темп немного снижается. Уже 152 связи. Уступаю место RA6YY. Тот, в свою очередь, RU6AV, который переходит в телеграф. Темп заметно снижается. Не получается проводить более 3-х QSO в минуту опять же из-за слишком длинного номера. Зовут постоянно. Практически нет возможности собирать мульты. Приходится грубо покидать частоту, чтобы хоть немного поработать на поиск. Очень не хватает второго места. Время 16.23 GMT. Виктора RU6AV сменил Иван RA6AX. Он знаками подзывает меня и показывает на монитор, где высвечивается QSO с OH9A. Их порядковый номер связи 785, у нас же только 552. Делюсь этой новостью со всеми, кто находится поблизости. Виктор RU6AX смело предполагает, что "у них-то наверняка есть мультовое место, да и условия не такие полевые, как у нас". Все бурно его поддерживают. Причина найдена и все на этом успокаиваются.

Но, как говорится, не тестом единым жив человек. Виктор RU6AX с завидным постоянством подчует нас ухой из рыбы под названием пеленгас, выловленной неподалёку.

Неожиданно где-то в море показывается чья-то голова. Кто-то плывёт, а точнее, ползёт по дну. Через некоторое время узнаю Игоря RK6CZ. Оказывается, он был по делам в Темрюке и не смог не заскочить на остров. Радостно его встречаем и рассказываем, как идут наши дела. Услышав, что сеть между компьютерами не работает, он с огромным энтузиазмом пытается её запустить. Двадцать минут и… он тоже капитулирует.

Проводим QSO с 9A8RR. Они тоже здорово вырвались вперёд – связей на 230. На удивление мало станций из Великобритании и Японии. Около 00.30 GMT воскресенья темп очень сильно снизился и появилась возможность походить на поиск. С восходом солнца на нашей частоте опять образовался pile-up. Ближе к полудню приехал RN6BN. На своём джипе ему без труда удалось преодолеть песчаный участок дороги. Он привёз холодного пива и минералки, которые были с благодарностью приняты и уничтожены за считанные минуты.

Часа за два до окончания теста RA6AU, RA6YY и RW6CT демонтировали A3S, забрали комплект аппаратуры и один из генераторов и отплыли на остров Крупенина, находящийся неподалёку и имеющий другой номер по RRA RR-24–03. Вообще же за несколько дней экспедиции кроме острова Крупенина планировалось посетить ещё острова Голенький и Лисий. Но из-за того, что не удалось найти лодку с мотором пришлось ограничиться посещением только двух островов – Дзендзика и Крупенина. Очень хотелось поехать с ними, но надо было закончить тест. В последние несколько минут количество зовущих станций нисколько не уменьшилось. Даже уже после окончания теста в течении пары минут продолжали звать и пытались давать номера. Предварительный результат 2370 qso и 218 островов. Результат не очень высокий, но главной нашей задачей было не победить в тесте, а дать как можно большему числу корреспондентам провести связи с EU-185. Где-то в интернете Виктор RU6AX прочитал, что этот номер IOTA занимает 6-е место в списке most wanted и все мы необычайно гордились, что были участниками экспедиции на столь необходимый всем остров.

Примерно через час после окончания теста остров Крупенина появляется в эфире под позывным RI6AAA/P. Работаем на разных диапазонах, дабы не пересекаться. Многие подходят и говорят, что только что работали с нами на другом диапазоне. Приходится поправлять, что мы находимся на разных островах. К сожалению только в процессе работы мы поняли, что было ошибкой работать практически одинаковыми позывными с разных островов одновременно. Это только вносило путаницу.

Последний день выдался несколько ветреным и из-за этого вода за ночь поднялась примерно на 50 см. Последнее QSO позывным RI6AAA было проведено 31 июля в 03.45 GMT с YU7CQ.

Начинаем сворачиваться. Видим, как от косы отходит лодка за командой на острове Крупенина. В роли паромщика выступает Владимир RX6AH. Через некоторое время уже тяжело нагруженная она возвращается. Вся команда идёт рядом. Ещё через некоторое время лодка возвращается за нами. Быстро загружаемся и переправляем весь груз к тому месту, откуда всё начиналось. Там нас уже ждут. Делимся впечатлениями с ребятами. У них примерно 1500 связей. У нас около 2000. Всего же за время экспедиции, включая работу своими позывными было проведено около 6500 связей со всеми континентами. К сожалению, прохождение не очень нас радовало и порядка 75% всех QSO – с Европой. Как всегда много было российских станций. Со стороны иностранных радиолюбителей хочется отметить повышенный интерес к Российской национальной островной программе. Почти каждый третий корреспондент спрашивал номер нашего острова по RRA.

На этом можно было бы закончить рассказ об экспедиции, если б на обратном пути не сломалась машина и с 20.00 до 04.00 нам не пришлось бы ждать запчастей. В процессе ожидания мы наконец-то ощутили всё гостеприимство местных комаров. Если на острове по каким-то неведомым причинам они нас практически не тревожили, то на этот раз они компенсировали всё сполна.

Хочется выразить благодарность генеральному спонсору экспедиции Краснодарскому краевому радиотелевизионному передающему центру и лично UA6AMB и RW6AW. Также огромное спасибо UA6CW и RK6CZ за решение организационных вопросов и незабываемое гостеприимство, RA6CO за, пусть тщетные, но очень упорные попытки в налаживании сети между компьютерами, RN6BN за доставку на остров холодных пива и минеральной воды, RV6YZ и RU6CQ за то, что просто оказались очень хорошими людьми и моему другу BV2/RK3DT за конструктивную критику и незначительную корректировку этой статьи. Отдельное спасибо моей жене Кате, за то, что несмотря на её день рождения 29 июля, она отпустила меня в эту экспедицию.

Павел Буйко, RA3AUM

оригинал: http://www.hamradio.ru/rrc/ARTICLES/rr2404.htm


data-counter=""