На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Вновь остров Старичков

Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Д.Огнистый (RA3DEJ)
Название:

Вновь остров Старичков

В планы очередной экспедиции входило открытие NEW ONE -о.Топорков в Охотском море вблизи полуострова Камчатка. Как и в прошлом году, финансовое обеспечение экспедиции было недостаточным. Обращался во многие фирмы за спонсорской цомощью, но тщетно. Только Войковское отделение Сбербанка г.Москвы оказало незначительную помощь, за что я очень благодарен им.

С полученным в Главном управлении Госсвязьнадзора специальным позывным RIOTA мы с Сергеем (RZ3FW) вылетели в Петропавловск-Камчатский. После девятичасового перелета нас в аэропорту встречали Виктор (UAOZX), Сергей (UAOZAZ) и Алексей (RAOZD). Загрузив микроавтобус аппаратурой и антенной A3S, мы поехали в областной радиоклуб. В этот день был клубный день, и встретившись со многими знакомыми радиолюбителями, мы обсудили вопрос предстоящей высадки на знакомый остров Старичков (AS-095). Без нормальной спонсорской помощи до о.Топорков не добраться.

Вертолетом быстро, но очень дорого. Нанимать судно и идти морским путем, обогнув мыс Лопатка через первый Курильский пролив, мы также были не в состоянии. Были закуплены продукты, у знакомых взяли теплую одежду, спальные мешки. В части, где я проходил службу, получил две большие армейские палатки. Приготовлены запасы питьевой воды и бензина, две бензоэлектрос-танции АБ-1, ант'енно-мачтовое хозяйство, коаксиальные и сетевые кабели, веревки, инструмент — короче, все то, что необходимо для экспедиции на необитаемый остров.

Вопрос о доставке решали Виктор (UA0ZX) и Сергей (UA0ZDL).

О Сергее хотелось бы рассказать подробнее. Без его участия в организации и бескорыстной помощи ни одна экспедиция не обходится. Будь то на острова Беринга, Крашеннико-ва, Верхотурова, Карагинский, Птичий или другие. Большую помощь он оказывает яхт-клубу — ежедневные трафики, решение других вопросов.

На следующий день рано утром мы со своим имуществом уже были у причала на Богородском озере.

Из-за очень сильного тумана загруженному мотоботу береговая служба дала добро на выход в открытый океан только через час-полтора. Однако, когда вышли за "ворота", туман нисколько не убавился. Поэтому пришлось идти малым ходом. Примерно через три часа сквозь густой туман* мы увидели знакомые очертания острова. Заякорившись, сделали две ходки на шлюпке с имуществом к берегу. Мы с Сергеем (RZ3FW) остались на берегу и перенесли груз подальше от воды, а Алексей (RA0ZD), Валерий (UA0ZC), Сергей (UA0ZAZ) и Александр (UA0ZAM) полезли по гребню на вершину острова в разведку. Через некоторое время вся команда вернулась обратно. Подъем очень крутой и трудный, как-никак, высота -147,5 м, а надо перенести около тонны груза и развернуться. На это ушло бы много времени, а через 10 часов уже начинался RSGB ЮТА CONTEST. Развернуть нашу стоянку там, где в прошлом году была наша экспедиция RF0Z, мы тоже не решились, т.к. идти с грузом по огромным камням нелегко. Да и прилив вот-вот начнется.

После долгого совещания мы приняли решение ставить первую палатку на небольшом возвышении у воды. Установив палатку и обложив ее камнями, стали собирать антенны.

Мы с UA0ZC и UA0ZAM принялись за A3S, остальные — за вертикальный штырь на 15...20 и 40 м. Да вот одна незадача вышла, забыли рулетку, а без нее A3S не собрать. При помощи коробка спичек и листа в клеточку из тетради выход был найден. Отмерили 3 метра монтажного провода типа МГШВ и стали собирать элементы антенны.

Повозились с ней немного дольше, чем обычно, и унесли конструкцию крепить к телескопической мачте, так как прилив уже быстро подступал к тому месту, где мы собирали антенну. Подняв телескопическую мачту, закрепили ее оттяжками, Сергей (UA0ZAZ) завел бензоэлектростан-цию, второй Сергей (RZ3FW) включил TS-930 и с замиранием сердца стал вращать верньер трансивера. Как новичку и участнику первой в его жизни экспедиции, а также как владельцу трансивера ему и было дано право выхода в эфир. Была предварительная договоренность о проведении SKED'a на 14310 кГц с Ногинским радиоклубом, но на этой частоте нас уже ожидал Сергей (UA0ZDL). Провели первое QSO с ним, затем — с Михаилом (RW3FS). Сообщили о том, что добрались нормально, развернулись успешно, но работа будет только с о.Старичков.

Затем подошел на частоту активный IOTA'вец Павел (RA3AUM), обменялись приветствиями, и после этого началась работа на IOTA-частоте.

А тем временем мы уже подготовили второе рабочее место, установили еще одну палатку. Был запущен второй бензоагрегат, включен FT-990, и работа закипела. До соревнований времени уже оставалось немного, RA0ZD и UA0ZAZ приготовили на портативной газовой плитке корейского производства вкуснейшую уху. Плотно поужинав, сменили операторов на рабочих местах. В час ночи местного времени начался IOTA Contest. В эфире уже творилось что-то невообразимое — очень много станций, в основном JA и USA. Европа проходила слабее. Темп работы был разнообразный, в среднем - 3...4 QSO в минуту. Ближе к утру прохождение стало ухудшаться, да и бензоагрегат второго рабочего места стал вести себя непредсказуемо. Топливо полностью не сгорало, часто приходилось менять свечи. На следующий день окончательно было испорчено настроение — из-за резких бросков напряжения вышел из строя FT-990. Успокоили как могли Александра, сказали ему, что заберем трансивер в Москву на ремонт. Оставив Сергея (UAOZAZ) работать в Contest'e на TS-930 и дозаправив бен-зоэлектростанцию топливом, мы отправились на небольшую прогулку по острову собрать трофеи на память, а также для музея клуба RRC. Затем нашли не очень крутой подъем, и цепочкой, не спеша, хв-атаясь руками за траву, начали восхождение на вершину острова. Трава очень высокая, в некоторых местах она достигает двух метров. Самое страшное, как оказалось, — это пучка — растение, которое во время цветения при прикосновении к нему вызывает сильнейший ожог, на теле появляются волдыри. Забыв о предосторожностях, несколько человек, в том числе и я, получили ожоги.

Наконец-то из-за выступа в поле зрения нам попала вышка маяка, осталось идти немного — и мы уже на вершине острова. Пейзаж вокруг острова трудно описать, нигде таких красивых мест, как на Камчатке, не увидеть. С вершины маяка была установлена связь на 145,5 МГц с Петропавловском. Несмотря на удаленность более 27 км, связь на "резинку" была устойчивая.

Поразила нас своим видом очень ровная площадка для воображаемого вертолета и разбивки лагеря. Вот отсюда мы бы смогли "наловить" достаточно DX.

Спуск с вершины острова занял не более 15 минут. Вытряхнув из обуви песок, мы направились вдоль берега к нашей стоянке. Через некоторое время мною был приготовлен праздничный обед. В последний выходной июля -- День Военно-Морского Флота, а еще этот день совпал с празднованием 300-летия вхождения Камчатки в состав Российского государства.

На пятый день нашего пребывания на острове после обеда мы связались на "двойке" с UAOZDL и попросили выслать за нами завтра плавсредство. Продуктов еще на несколько дней хватило бы, а вот бензина уже оставалось чуть больше канистры. Однако примерно в 22.30 нам из города по радио сообщили, чтобы мы сворачивались, так как катер за нами вышел полчаса назад, а завтра ожидается ухудшение погоды. Я еще обратил внимание под вечер на разноцветность облаков, а это — точный предвестник ухудшения погоды.

Не теряя ни минуты, мы начали дружно разбирать антенное хозяйство и остальное имущество. Транси-веры и РА запаковали в водонепроницаемые мешки, снесли весь груз ближе к берегу. АБ-1 не выключали, установив еще несколько прожекторов для освещения подхода шлюпки к берегу. А ветер уже начал трепать единственную палатку, в которой мы все собрались в ожидании катера.

Около двух часов ночи наконец-то раздался приближающийся рокот двигателя катера.

Так же как и в первый раз, мы сделали две ходки на шлюпке к катеру. Уже при загрузке второй ходки бен-зоэлектростанцию выключили, Алексей зажег фалыпфеер, и при искусственном освещении мы отчалили от берега.

Там расселись поудобнее, прижались друг к другу, и катер взял курс на Петропавловск. На осиротевшем острове остался мигать маяк.

В начале шестого утра мы причалили к берегу Богородского озера. До костей продрогшие, быстро разделались с разгрузкой, на газовой плитке вскипятили чай. Вспоминая приятные моменты экспедиции, стали дожидаться автотранспорта.

Посещение бассейна на горячих источниках в курортной бальнеологической зоне п.Паратунка, знаменитого на всю Россию и за ее пределами, стало бы как традицией.

А вечером в областном радиоклубе собрались камчатские радиолюбители, с большим интересом слушали об экспедиции. Посмотрели отснятый мною видеофильм, подарили много фотографий с нашими автографами и подвели итоги. За время экспедиции мы провели 2500 связей с радиолюбителями из 87 стран по списку DXCC на всех континентах, за исключением Антарктиды. Очень многие корреспонденты из разных стран благодарили нас за активную работу в эфире с острова. Для многих — это редкий остров под номером AS-095, которого не хватает для получения популярного в мире диплома.

Огромное спасибо нашим камчатским друзьям Виктору (UAOZX), Сергею (UAOZDL) и многим другим радиолюбителям, в также Михаилу (RW3FS) и Алексею Михайловичу Епифанову — управляющему Вой-ковским отделением Сбербанка г.Москвы за оказанную помощь и поддержку в организации экспедиции.