На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Экспедиция на Косу Обиточная, Маяк UKR-109





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Д.А.Белоусов (UR4LRG)
Название:

Экспедиция на Косу Обиточная, Маяк UKR-109

Идея организации экспедиции на Косу Обиточную была высказана в начале 2006-го года Сергеем US4LGW и Игорем UR4LTX.

После сбора информации о предполагаемом месте экспедиции, мы узнали массу нового о месте поездки. Важнее всего было то, что теоретически, имелась возможность попасть на Косу Обиточную, несмотря на то, что это заповедник.

Внимательно рассмотрев военные карты-километровки, мы нашли в самом конце косы маяк, который удовлетворял условиям популярной среди радиолюбителей дипломной программы LIGHTHOUSE AWARD – работа в радиолюбительским эфире с маяков.

Мы попытались узнать больше о маяке Косы Обиточной, однако это оказалось непросто. То, что мы нашли в Интернете – форумы яхтсменов, на которых вскользь упоминался этот маяк. Яхтсмены писали, что, якобы, его плохо видно (непонятно почему). Так же удалось скачать реестр маяков, из которого мы узнали, что этот маяк имеет запись в международном реестре маяков, высоту маяка (13 метров), режим работы маяка.

Коса Обиточная находится в Запорожской области, на Азовском море, в 7 км от г. Приморска. Большим подспорьем для будущей экспедиции оказалось то, что в Приморске проживает мой давний товарищ Сергей UR3LUN. Летом 2006-го года я ездил с семьей на отдых к нему, и благодаря Сергею мы смогли сделать первый пробный выезд на Косу Обиточную, правда, почти без аппаратуры.

Поскольку на самой косе дорога фактически отсутствует, туда можно ехать только на машине, предназначенной для бездорожья. Сергей договорился с директором ЧСП Приморский Липченко Н.Н. о предоставлении нам автомобиля Нива, на котором можно было бы попытаться проехать по косе. Большую помощь в оформлении пропуска в заповедник оказал сотрудник прокуратуры Приморского района Роман.

До моего приезда в Приморск, Сергей пытался узнать о косе у жителей Приморска. Многие утверждали, что объездили косу вдоль и поперек, однако более-менее объективной информации Сергей так и не добился. Съездив первый раз на косу, я понял почему – отсутствие дороги многих останавливает, и большинство не едет в глубь косы более чем на 1–2 км, при длине косы в 27 км.

Итак, выезд. Берем в дорогу несколько баклажек воды, фотоаппарат, УКВ-радиостанцию, стартуем. К косе подъехали быстро, трасса хорошая. Съезд на косу и начинается грунтовка. Слева – затока, вода стоячая, сильный запах гниющих водорослей. Подъезжаем к воротам на косу, нас останавливает охранник. Показываем пропуск, добытый Романом, и охранник нас пропускает, предупреждая, что дорога по косе местами отсутствует.

Едем по косе – первые несколько километров грунтовая дорога, состояние более-менее. На этом участке много отдыхающих, на берегу стоят десятки или сотни палаток, нудистский пляж.

Неожиданно грунтовка заканчивается, и начинается песок. Наш водитель включает оба моста и мы продолжаем движение. Слышно, что двигателю Нивы тяжело, легковушка здесь не проедет вообще. Едем на скорости не более 7–10 км/ч, палаток здесь почти нет.

Это действительно заповедник – природа поражает своей красотой. Через каждые километр-два – птичьи базары.

Местами нет и намека на дорогу – Ниву сильно трясет, баклажки с водой катаются по полу. Примерно через каждые метров 500 промоины – в одной из них, самой глубокой, глохнем – заливает трамблер.

По косе ездят машины почти каждый день – это видно по следам от колес, судя по протектору, в основном УАЗы и Нивы.

Местами коса настолько узкая, что полоска суши занимает 7–10 метров.

Проехав около 20-и км по косе, видим вполне современные одноэтажные строения, а перед ними ворота – въезд запрещен.

Все же заезжаем в ворота – к нам подходят ребята, вполне дружелюбные. Спрашиваем дорогу к маяку, оказывается, нам надо объехать эти постройки. Так же у них немного расспросили про маяк. Ребята подтвердили, что маяк действующий, возле маяка живет его хранительница – тетя Оля. На вопрос, что это за здания, мужички отвечают улыбкой.

Выезжаем из ворот, не без труда находим объезд, объезжаем строения, и видим что это такое – это же страусиная ферма! Останавливаемся, как не сделать несколько фотографий со страусами. Надо сказать, что перед страусиной фермой самой плохой участок дороги, если ее так вообще можно назвать.

Садимся в Ниву и продолжаем движение – уже виден маяк. Здесь дорога совсем плохая, вернее она просто отсутствует.

Проезжаем еще 20 минут и приезжаем к маяку – вот он, маяк Обиточной косы! А вот и дом хозяйки маяка – тети Оли. Подъезжаем к воротам, тетя Оля рада гостям, отдаем ей воду и хлеб, которым запаслись в Приморске.

До конца косы еще около километра – тетя Оля говорит нам, что там есть церквушка.

Подъезжаем туда, действительно, стоит маленькая и хорошо ухоженная церковь. Церковь построена заводом Моторсич памяти погибшего здесь главного конструктора завода – Олега Муравченко. Здесь же заложена мемориальная плита.

Проезжаем еще чуть дальше – и вот конец Обиточной косы.

Я включаю мою VX-6R, 145.500 Долго даю общий вызов – никто не зовет – все на работе?

Наконец провожу связь с UR4QX из Бердянска, объясняю, где нахожусь. Он желает нам хорошей дороги обратно.

На этом радиолюбительскую часть поездки заканчиваю – надо ехать обратно. Купаемся с Сергеем в чистейшем, теплом и прозрачном море с обеих сторон Косы Едем обратно, прощаемся с тетей Олей, заверяем ее, что скоро приедем снова.

Дорога обратно заняла немного меньше времени – все-таки дорогу уже знаем, ехали примерно 2.5 часа, по пути много фотографировали. Приехав в Приморск, “по горячему” составляю список вещей предстоящей радиолюбительской экспедиции, брать нужно ВСЕ, полная автономность!

Через пару дней уезжаю в Харьков – пора на работу, да и до дня радиолюбительской активности маяков еще две недели, надо успеть все подготовить и купить.

За эти две недели почти каждый день созванивались с Сергеем, он меня информировал о том, что нашел транспорт, корректировали список вещей.

Обзваниваю радиолюбителей, с предложением поехать в экспедицию. Практически сразу дают согласие Игорь Пыж UY5LW, Сергей Сало UY1LA, Виталик Павленко – брат UX0LL, Игорь Бекетов UR4LTX. По ряду причин не смогли поехать Рома UR0MC, Саша UX0LL, Леня US3LX, Сергей US4LGW. Те, кто дал согласие, к счастью, к началу экспедиции не передумали и обстоятельства для поездки у них складываются вполне благоприятно. Звоню Максиму UU4JDD, он заведует дипломной программой маяков на Украине, с просьбой дать номер маяку на Косе Обиточной. У меня не было сомнений, что этот маяк еще не “открыт” радиолюбителями – все-таки тяжело добраться, да и с оформлением пропуска в заповедник тоже проблематично. Макс в тот же день дает запрос владельцу дипломной программы LH – award K9XXX, и через день присылает мне письмо, что номер получен – UKR109!

Теперь уже отступать некуда, еще раз получаю подтверждение от участников экспедиции и начинаю собирать экспедиционные вещи. В общем-то, есть все, что касается радио – трансиверы, ноутбуки, кабели и т.д. Бензогенератор предоставляет компания Евросвязь, за что им большое спасибо. Есть определенные проблемы с многодиапазонной антенной – думаю, как ее сделать на мачте маяка. Игорь UY5LW считает в EZNEC свою очередную антенну-шедевр, в этот раз это многодиапазонная дельта со стабами, но мне с самого начала

В воскресенье еду на дачу, везу с собой трансивер, удочку, провода, трапы, основание антенны. Во дворе ставлю антенну, настраиваю ее по методике, подробно описанной DL2KQ. Настройка заняла около двух часов – в результате антенна работает 21–7 мГц (включая WARC), с отличным КСВ. Вот только Игорь не предусмотрел в ней 28 и 24 мГц – а надо бы, вполне возможно, что десятку “прорвет”. Немного модифицирую антенну и получаю хороший КСВ еще и на 24 и 28 мГц. Остается время, еще экспериментирую – выясняю зависимость этой антенны от противовесов. Оказалось, что чем больше противовесов, тем лучше КСВ, Длина противовесов 5–7 метров, резонанс противовесов не виден вообще – земля – мокрый чернозем. Уже по темноте разбираю антенну, пакую ее, что бы ничего не забыть. Антенна получилась супер – вес – килограмма полтора, влезет в любую сумку, места почти не занимает.

До экспедиции осталось пять дней – выезд в ночь с четверга на пятницу, за это время свожу к себе домой вещи в экспедицию, и к четвергу вещи занимают полкоридора моей квартиры. В четверг встречаюсь с UY1LA, обговариваем детали. Сергей работает главным режиссером в телекомпании Приват-ТВ, и сообщает мне, что один из украинских телеканалов будет делать передачу по материалам, отснятым во время экспедиции. Вместе с Виталиком Павленко вечером делаем последние покупки, Виталик остается у меня ночевать.

Ночью, подгоняем к подъезду мой автомобиль, грузим вещи. Вес немаленький, ВАЗ2104 хорошо просаживается. Выезжаем около 4-х утра, подъезжаем к дому UY1LA, грузим его вещи, какую-то огромную профессиональную камеру JVC со штативом, стол, стулья закидываем на багажник.

Машина просела совсем. Выезжаем около пяти утра. Сильно не торопимся, запас времени есть, да и машина перегружена.

По пути в Приморск делаем пару остановок – на рынке в Лозовой, докупили продуктов, и в Пологах – это родина Виталика и Саши Павленко UX0LL, их отец дает нам газовую печку с баллоном и еще один раскладной столик.

Где-то в два часа дня приезжаем в Приморск. Сергей UR3LUN уже подогнал УАЗ-ик, на котором нам предстоит ехать. Как и в прошлый раз, с УАЗ-ом помог директор ЧСП “Приморский” Николай Николаевич Липченко, за что ему огромное спасибо. Заправляем оба бака УАЗа, грузим вещи. Когда выложили во дворе дома Сергея все, что берем с собой – я засомневался, что все это влезет в УАЗ, а еще нас шестеро. Постепенно загружаем автомобиль, распихиваем вещи по салону, и вот все уже в УАЗе ! Вес вещей около 200 килограмм. Когда все загрузили, жена Сергея Юля положила в УАЗ еще пяток огромных арбузов, после чего я начал серьезно сомневаться, что УАЗ вообще сдвинется с места.

Уже около пяти вечера, пора ехать, хотя дороги чуть больше 30-и километров, но какой дороги! Садимся в УАЗ, сзади четверо, много вещей держим на руках. УАЗ трогается, как ничем не бывало. Быстро доезжаем до косы, показываем наш пропуск, охранник интересуется, зачем столько вещей, заверяет нас, что мы на таком груженном УАЗе по косе просто не проедем, проезжаем шлагбаум и въезжаем на косу. Вот здесь начался настоящий экстрим. Перегруженный УАЗ по бездорожью – я в очередной раз оценил мощь и надежность советского военпрома. По косе быстро проезжаем первые километры и доезжаем до песка – дальше самая трудная часть дороги. Въезжаем на песок, скорость около 5-и километров в час. Сергей включает пониженную передачу и, буквально через километр, закипаем. Останавливаемся, берем пустую баклажку, набираем в море воды, поливаем радиатор и задние колеса – оси тоже сильно перегрелись. Через минут двадцать снова едем. Проехав километров пять, закипаем снова – останавливаемся, море-баклажка-радиатор-задние оси. Трогаемся, и через такое же расстояние закипаем снова – остановка и те же процедуры. Наконец, подъезжаем к страусиной ферме, останавливаемся, ребята фотографируются, обливаем радиатор водой и едем дальше. Маяк уже просматривается – вижу улыбки на лицах экспедиционеров. Доезжаем до маяка. Дорога заняла больше трех часов. Быстренько находим место под лагерь, примерно в 100 метрах от маяка.

Скоро начнет темнеть, надо быстро развернуться – поставить палатки, антенны, сделать электрику и освещение. UR4LTX и UR3LUN занимаются палаткой, я и UY5LW собираем антенну, UY1LA раскидывает переноски и запускает бензогенератор. Немного повозились мы с антенной – оказалось, что надо делать резонансные противовесы – сказывается влияние земли, вернее мелкого ракушечника, из которого и состоит эта часть косы.

Не прошло и двух часов, а у нас все готово – запущено первое рабочее место, установлены две палатки, возле берега мерно тарахтит бензогенератор и на газовой плите Виталик колдует над ужином.

Игорь UY5LW проводит первую связь, остальные ужинают. Второе место решаем сделать завтра, в субботу. После ужина, наконец, идем купаться, на море полный штиль и теплейшая вода. Наслаждаемся ночным морем. На юге летом всегда очень темно ночью, а может глаза городского жителя так привыкли к ночному освещению ? Кажется, что две стоваттные лампы освещения нашего лагеря освещают пол-косы. Небо усеяно миллиардами звезд, и кажется до них совсем близко.

UY5LW обрабатывает пайлап, зовут очень хорошо, по 5–6 станций.

Еще долго беседуем, по-очереди работаем в эфире, в два или три часа большинство ложится спать – чувствуется усталость. Я ложусь спать в палатке, где трансивер и уже сквозь сон слышу, как круто зовут UR4LWC/p – все-таки интерес в мире к маяковой программе большой, тем более, что работаем с нового для радиолюбителей маяка – нью-ван на радиолюбительском сленге. Под восход просыпаюсь, Игоря сменил UY1LA. Игорь мне восторженно рассказывает, как хорошо работает антенна – позвало много американцев, японцев, несколько австралийцев.

Утреннее похождение радует, хорошо слышно американцев, начинает “просыпаться” 21 мГц. Пока работаем только телеграфом – много станций, зовут, дают хорошие рапорта. Около восьми утра UR4LTX садится за трансивер и проводит первые связи SSB.

Европа зовет очень активно. Тем временем, позавтракав, ставим второе место. Это место решили разместить прямо возле моря. Кидаем к берегу еще одну переноску, ставим столик, TS450S, нотбук. Прямо возле воды ставим еще одну шестиметровую удочку. Здесь антенна по-проще – GP на 20 м и трап для 30 м., противовесы кидаем прямо в море. UY1LA проводит десяток связей телеграфом, выясняется, что идут сильные помехи на основную позицию. Появилось предположение, что помеха возникает по питанию, снимаем аккумулятор с УАЗа, подключаем. Уровень помехи не уменьшается, как говорится – “совершенствуйте приемную аппаратуру”. Решаем второе место не использовать.

Тем временем, на основной позиции темп падает – сказывается типичное южное прохождение. Несколько лет назад на одном из Харьковских хамфестов ребята из UU7J жаловались, что днем в их краях практически нет прохода – пяток станций на 20 и 30 м, и мертвый 21. UR4LTX работает на

К вечеру прохождение налаживается, переходим на 10 мГц. UY1LA, помня свои профессиональные обязанности, целый день что-то снимает своей видеокамерой. Кроме видео съемки, Сергей сделал целый альбом снимков природы на фотоаппарат – чувствуется рука профессионала – каждый кадр можно использовать как заставку для рабочего стола. К ночи, уморенные жарой и теплым пивом, члены команды ложатся спать. Я сажусь за трансивер и работаю до рассвета – в основном телеграфом на 10 Мгц. Прохождение не такое хорошее, как прошлой ночью, однако в логе еще пару сотен связей. Утром меня меняет UY5LW, работая в основном на 14 мГц.

С 9-и утра начинаем собираться. Последние связи проводит Игорь, UR4LTX и в 12 дня все сворачиваем, выезжаем. Заезжаем на маяк к тете Оле, делаем несколько снимков возле маяка. Осматриваем маяк со всех сторон – оказывается маяк высотой 22 метра, а не 13, как написано в международном реестре маяков. Выясняем у тети Оли, что маяк работает на аккумуляторах, раз в месяц аккумуляторы меняются.

На обратную дорогу ушло времени меньше, около 3-х часов. По пути кипели три раза, и во время остановок Сергей UY1LA делает последние кадры экспедиции на видеокамеру. Приехав в Приморск, несколько часов отдыхаем у Сергея дома под кондиционером, вечером стартуем в Харьков, увозя с собой кучу аппаратуры, журнал с 1160 связей и массу приятных впечатлений.

То, что хотел бы сказать радиолюбителям – начинающим путешественникам. Если есть возможность поехать и поработать p– надо ехать, будь то даже маленькая экспедиция на речной остров или редкий район для District award. Вы получите массу впечатлений от работы в чистейшем эфире на природе и удивитесь, насколько хорошо слышно Ваш стоваттный трансивер на всех континентах. Каждая поездка – это море положительный эмоций, и сейчас, в дождливый октябрь, пересматривая фотографии с экспедиции , я мысленно возвращаюсь туда, на маяк, на Косу Обиточная, к теплу, чистому морю и чистому эфиру.

Дмитрий UR4LRG


data-counter=""