На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Экспедиция в Заонежье. Весна 2006 года.





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Р.В. Аверин (RN1NGJ)
Название:

Экспедиция в Заонежье. Весна 2006 года.

Подготовка.

Идея сходить в зимний поход родилась давно. Зимой 2005 года 23 февраля была первая попытка выхода в эфир с острова, зимой, при –25 градусов Цельсия. Тогда – с острова Неглинный было проведено около 700 QSO, при этом никто не обморозился. Практика показала, что работать и жить в подобных полевых условиях возможно.

И вот, в феврале 2006 года было принято решение провести большую зимнюю экспедицию по островам Онежского озера. Состав участников вырисовывался традиционный: Виктор Синявин RN1NU, Дмитрий Баратов UA1NFA и Аверин Роман RN1NGJ. Было решено привлечь к реализации проекта опытного гида – Александра Марковского. За его плечами огромное количество зимних походов по полярному Уралу и Кольскому полуострову, Хибинам и Онежскому озеру. В последствии, его опыт и умения очень пригодились нам. Саша предложил подключить к проекту его коллегу Ольгу Ильину.

Выход был запланирован на четверг, 30 марта. План был такой. Из Петрозаводска в д. Ялгуба нас доставит микроавтобус. От Ялгубы – 16 км по льду Онежского озера и мы на о. Камень Монак. На следующий день рано утром мы должны пройти длинный переход 24 км по открытой части озера до д. Гарницы, которая расположена на Большом Климненецком Острове. Ночная стоянка. И утром следующего дня мы должны выйти в конечный пункт нашего следования – о. Кижи. Возвращение обратно было запланировано на воскресенье, на вездеходе. Руководство процессом подготовки и организации было поручено Александру и он со знанием дела взялся за работу. Мы были поражены тщательностью подготовки. Были прописаны наборы снаряжения, которые мы должны были взять, с учетом того, что каждый лишний килограмм будет отягощать нам дорогу. Был тщательно распланирован рацион питания с учетом калорийности продуктов и их веса. Бензин для бензоагрегата был разлит по пластиковым бутылкам для того, чтобы равномерно распределить его вес по санкам. У каждого экспедиционера был рюкзак и санки. За каждым закреплен набор личного и общего снаряжения, за который он отвечал и который на протяжении всей экспедиции он нес.

30 марта. Начало. Наша группа собралась на базе рано утром. С вечера были приготовлены вещи, распределены по санкам и рюкзакам, поэтому последние приготовления не заняли много времени. в 09.00 за нами пришел микроавтобус и мы поехали в сторону деревни Ялгуба. Ялгуба находится в 26 километрах от Петрозаводска.

Около 10 утра мы встали на лыжи. Первый переход составлял 16 километров по льду озера. Зима 2005–2006 г выдалась многоснежная и к моменту начала нашего похода на льду лежал слой снега, толщиной 50–60 см. Это сильно затрудняло ход на лыжах, поэтому было решено придерживаться тропинки, проложенной санями. Санная дорога пролегала из бухты Ялгуба в открытое озеро и поравнявшись с лудой Череп уходила вправо от камня Монак. Поэтому после двух третей пути нам пришлось свернуть с зимника и идти по целине. Этот переход заметили все участники. Только после схода с узкой тропы мы прочувствовали истинный вес нашей поклажи. Идти стало значительно труднее, увеличился налип снега на лыжи, сказывалось отсутствие привычки к таким походам. Первому идущему доставалось больше всего, поэтому было принято решение проводить ротацию и менять первопроходца. В дороге мы поддерживали связь с Константином RK1NA, на 145,500 МГц, который из дома “вел” нашу экспедицию, бросал информацию в рефлектор и поддерживал нас всячески.

Питание экпедиционеров было организовано так. Плотный завтрак и плотный ужин, между которыми 3–4 перекуса с бутербродами и чаем. Только к 17 часам нам удалось достичь о. Монак.

Остров представляет собой скалу, расположенную на расстоянии 6 км. от береговой линии, длиной 150–170 метров, с возвышающимся в южной его части маяком. Зимой остров окаймляет плотное кольцо ледяных торосов, которые образуются в период образования ледяного полотна на озере. Летом, во время штормов этот островок с верхом накрывает волной, что делает его трудно доступным для Робинзонов, поскольку малейшее изменение погоды в центре Онежского озера грозило большими неприятностями всем желающим посетить данный остров.

Уставшие, но довольные, мы достигли острова. Небольшая передышка и мы занялись приготовлением к выходу в эфир. В поход мы взяли мою антенну – армейский штырь 10 метров длиной, к которому были изготовлены противовесы на 20–40–80 метров. В качестве согласующего устройства мы применяли тюнер фирмы MFJ, установленный в точке питания антенны. Была установлена палатка, в которой разместили рабочее место и сразу в 20-ку. Прохождение радовало. Несмотря на позднее время проход был неплохой. Дело пошло. Monak Island Russian Robinzon Reference Number…

Наши друзья Саша и Ольга обустраивали предстоящий ночлег, готовили ужин. Ввиду отсутствия сильного холода Саша принял решение строить снежный “тоннель”. Строительство тоннеля – отдельный разговор, целая наука. Снежные конструкции часто спасают жизни туристам во время бурана, Саша, который в своей жизни построил большое количество подобных конструкций с удовольствием делился накопленным опытом. Выбирается снежный надув в прибрежной зоне острова, роется что то вроде траншеи и сверху накрывается тентом. Для ночевки при температуре до –7 это вполне достойное жилье. При более низкой температуре нам пришлось бы строить снежную пещеру, которая позволяет даже при самых трескучих морозах снаружи сделать внутри пригодную температуру для ночлега.

К ужину жилье было готово. Мы с удовольствием поели, меняясь, чтобы не прекращать работу в эфире не на минуту.

С наступлением ночи прохождение на верхних диапазонах закрылось, перешли на 80-ку. Там нас ждало разочарование. Диапазон был сильно зашумлен и попытки работы на общий вызов не принесли никакого результата. Было принято решение приостановить работу до раннего утра.

Ночью повалил снег, мокрый снег, крупными хлопьями. Резко усилился ветер. Около трех ночи я обнаружил, что тент, под которым мы спали сильно прогнулся под тяжестью снега и грозил провалиться на нас. Выбираться из под него было бы очень сложно, поскольку все спали в спальниках. Я разбудил Марковского. Мы с вылезли наружу. На тенте лежал десятисантиметровый слой мокрого снега. При свете налобных фонарей мы освободили тент от снега. Рядом, в палатке спал Дмитрий UA1NFA. Внешнюю накидку палатки сорвало и она трепетала под ветром, зацепившись за край палатки. Мы подошли к палатке, натянули тент.

Через два часа ситуация повторилась. Сильный ветер наносил снег в подветренную часть скалы, где был расположен наш тент, поэтому очень быстро его заносило снегом.

Под утро, мы едва вылезли из под тента. Всюду был снег. Оставленные снаружи рюкзаки и санки были плотно занесены снегом.

31 марта

Ветер не утихал, снег шел, температура поднялась до +3. Дальнейшее наше путешествие оказалось под угрозой. Встречный ветер и снег + сильный налип не оставляли шансов дойти до д. Гарницы до темноты. Ночевка в такую погоду, на льду озера могла быть очень опасной. Было принято решение устроить дневку. Встал остро вопрос о том, что мы уже по времени не успеваем достичь конечный пункт нашего путешествия – о. Кижи. Внезапно пришла информация, о том, что в сторону д. Гарницы завтра идет вездеход и он может нас забрать туда и после дня работы там благополучно вернуть в Петрозаводск.

Эта весть воодушевила нас. За день было проведено огромное количество связей, благо, прохождение

1 апреля.

Подъем в 07.00. После завтрака и непродолжительных сборов мы – на лыжах. Нам надо успеть достичь места встречи с вездеходом в назначенное время, но запас времени у нас был и мы дойдя до места встречи успели сделать несколько удачных фотографий и поиграть в снежки.

На горизонте появился вездеход. Несмотря на кажущуюся неповоротливость этот гигант легко бежал по пересеченке 60–70 км./ч. В его чреве легко размещается 8–9 человек + груз. Огромные колеса низкого давления не дают пробуксовки даже в очень сложных условиях и оставят вездеход на плаву даже если он попадает в полынью. Полный привод придает машине дополнительную проходимость. Каких то два часа езды и мы уже в Гарницах.

Встречал нас Виктор Иванович Омельчак. Виктор Иванович гостеприимно разместил нас в своем доме, выделил место под установку радиостанции, всячески содействовал нам, а к вечеру устроил для всех баню, которая оказалась весьма кстати. Местная электросеть оказалась практически непригодна для питания нашего оборудования, поскольку просадка напряжения порой достигала до 160 В!!! Поэтому большую часто времени мы питались от бензоагрегата. Вот мы снова в эфире. Жуткий пайл-ап! Пробую работать по номерам, много недовольных, Ольга приготовила обед. Уха из Налима!!! Под рюмку “огненной воды” – замечательная штука!!! Работа не прекращается ни на минуту, народ подходит активно. Вечером была истоплена баня. Мы всей компанией душевно расслабились. После сытного ужина, что Ольга приготовила, было огромное желание уснуть, но мы не остановили работу.

2 апреля.

Работа в эфире не прекращалась до шести утра. Проспав до 9 утра мы продолжили работу вплоть до 12.00 после чего подошло время сворачиваться и мы стали собираться в обратный путь. Погодные условия осложнились. Из за резкого таяния снега, на льду образовалась прослойка воды под слоем снега. Местные снегоходы тонули в этой жиже и глохли.

Нам провели экскурсию по местным достопримечательностям. Заонежье – живописнейшее место в Карелии. Его называют заонежским ожерельем. Система островов, называемая Кижские шхеры, на многих островах расположены небольшие деревеньки с трогательными названиями Потаевщина, Оятевщина, Еглово, Жарниково, Сенная губа… Говорят раньше, в каждой из деревень была часовенка. Многие часовенки сохранились до наших дней, многие безвозвратно утеряны. Дома, сделанные в лучших карельских народных традициях сохранили дух того времени,их фасады украшены так называемыми “полотецами”, на которые нанесены древние языческие символы, Кижский погост, историко – архитектурный ансамбль поражает своим величием и красотой. Всем, кто не бывал здесь – настоятельно рекомендую побывать здесь, не прокатиться на комете на двухчасовую экскурсию, а приехать пожить здесь, подышать этим воздухом, погрузиться хоть ненадолго в атмосферу тех далеких времен.

После мини – экскурсии по д. Гарницы мы тронулись в обратный путь. Дорога домой заняла в общей сложности около трех с половиной часов. Вездеход то и дело проваливался в смесь снега с водой, что сильно сказывалось на скорости, двигатель перегревался из за высокой нагрузки и приходилось делать остановки в пути.

Вездеход подвез нас к берегу, где уже нас ждал микроавтобус, вызванный для вывозки оборудования и экипировки. В 19.00 наша экспедиция была завершена.

Все вернулись с обгоревшими и обветренными лицами, уставшие, но довольные.

Подводя итоги экспедиции можно сказать:

Экспедиция проведена успешно, несмотря на трудные погодные условия, отработано 2 острова в Онежском озере, проведено около 3000 QSO, приобретен бесценный опыт в проведении подобных экспедиций, практика показала, что подобные экспедиции возможны и на будущий год планируется несколько подобных походов.

Наш коллектив RK1NWU выражает глубокую благодарность тем, кто помогал нам в осуществлении данного проекта: Марковского Александра, Ильину Ольгу, которые сделали все возможное, чтобы наше путешествие стало возможным и было максимально безопасным и комфортным, Омельчак Виктору Ивановичу за гостеприимство содействие и помощь, Константину RK1NA за неоценимую помощь в “пилотировании” нашей экспедиции.

Выпущено 3 тиража QSL карточек

До новых встреч, 73!

RN1NGJ Роман.

Петрозаводск – Ялгуба – о. Камень Монак – о. Бол. Клименецкий – Петрозаводск

оригинал http://www.cqkarelia.ru


data-counter=""