На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Экспедиция на Соловки





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: А.Малышев (RW3TN)
Название:

Экспедиция на Соловки

Твердое решение поехать созрело дней за 5 до выезда, а непосредственным толчком оказался увиденный на одном из ТВ каналов фильм "Россия молодая" про Ломоносова, а точнее съемки детства великого ученого в архангельской области и на Соловецких островах. Не последнюю роль сыграло и то, что в июле в Нижнем Новгороде стояла страшная жара 30–35 градусов и возлагались большие надежды на северную прохладу.

Опыт предыдущих поездок показал, что трех-четырех дней для подготовки к экспедиции вполне достаточно. Собственно подготовка заключалась в следующем: Оформление разрешения Госсвязьнадзора. В большей степени оно нужно для работников ГИБДД по пути следования и местным властям; Определение состава экспедиции. Радиолюбитель в этих поездках, как правило, один – это я, а сочувствующие могут быть разные. Если учесть, что основная цель экспедиции получить удовольствие, то становится понятным, вопрос куда, как и с кем ехать не самый последний. Провести ревизию и упаковать технику. Сложно было в первый раз. Теперь надо только выбрать, что берешь с собой и найти это все. Прикинуть сколько и какой провизии нужно взять с собой и провести закупки. Определить, что нужно для нормального пребывания на острове (лодки, моторы, рыболовные снасти, гамаки и прочие "ненужные вещи").

С командой определились быстро. Решили ехать шесть человек на двух авто. Распределили обязанности и к воскресенью 22 июля 2001г. все было готово. В 6.00 стартовали. Особую прелесть путешествию добавляет неизвестность. Конечно, я нашел в интернете несколько сайтов о Соловках, позвонил на остров и имел общее представление. Однако такие вопросы как переправка по морю, где жить, как нас там встретят, оставались загадкой, которую нам предстояло разрешить.

Итак, старт. Ехать решили по "короткой" дороге. Часть пути Нижний Новгород – Иваново – Ярославль – Вологда – Белозерск не вызвала особых проблем. Обычные прелести российской глубинки. Распросив в Белозерске местных жителей о том, что нас ждет дальше и получив оптимистичный ответ: "Дорога О`кей, даже рейсовый автобус ходит!", двинулись дальше. Следующие 300 км больше напоминали Camel-Troffy. Нормальный асфальт без всяких предупреждающих знаков превращался то в грунтовку, то в нераскатанную щебенку, то просто в ничто. Белогорск – Вытегра – Пудож это то, что мы смогли проехать до конца дня. Естественно, мотели и гостиницы в тех краях попадались нам не часто (их там просто нет), ставить палатки под моросящим дождем не было никакого желания, так что, кое-как переночевав на какой-то заправке в машинах, встретили утро следующего дня.

Сборы были не долги и снова в путь. Объехав по восточному берегу Онежское озеро, выезжаем на трассу федерального значения Санкт-Петербург-Мурманск и по ней дальше на север. Часам к трем дня, проехав в общей сложности около 1500км, достигли первой своей цели: 65 параллель, город Кемь на берегу Белого моря. Даже если бы мы доехали только до Кеми, уже стоило затевать это путешествие. Нас, проживших большую часть своей жизни в средней полосе России, не оставили равнодушными пейзажи севера. Волго-Балтийский и Беломоро-Балтийский каналы, Онежское озеро, бесчисленные реки и озера Карельского перешейка все это останется в памяти на долгие годы.

Пару слов о Кеми. Если помните фильм "Иван Васильевич меняет профессию", то это как раз та самая Кемская волость, которую лжецарь чуть было не подарил шведам. Наверное, тогда было из-за чего ломать копья. Небольшой городок, видимо процветавший ранее за счет морского порта и расположенных на краю каких-то воинских летных частей, произвел гнетущее впечатление. Запланированная закупка хлеба на шесть человек на неделю ни к чему хорошему не привела. Хлеб пришлось заказывать (!?), так как его завозят строго чуть ли не по количеству жителей. Чуть больший оптимизм вселил вид морского порта. Причал, построенный если не при Ломаносове, то уж при сталинском режиме точно, и захудалые домишки контрастировали со свежими подделками под старину. Нечто похожее на гостиный двор, какая-то свежая церквушка и забетонированная стоянка для машин со стоящими за изящным забором мерседесами выдавали близость туристической мекки.

Вдоль причала стояли несколько небольших корабликов с явной целью подзаработать, на причале несколько человек, которые явно хотели воспользоваться их услугами и попасть на Соловки. Решив показать своим попутчикам, как надо решать вопросы транспортировки, я стал с нетерпением ждать, когда на меня налетят капитаны или хотя бы юнги, наперебой предлагая свои услуги. Не тут то было! Более того, постояв несколько минут и пойдя на переговоры сам, я с удивлением обнаружил, что кому-то не хочется связываться с грузом, кто-то лучше пойдет отдохнет (видимо в ближайшей пивной), кто-то даже не утруждал себя выдумыванием причин, а просто послал. В общем, через пол часа в порту не осталось ни одной посудины, способной самостоятельно передвигаться по морю. Пришлось срочно менять тактику. Расспросив местных, выяснили: во-первых, все кораблики это частная собственность, как правило, капитанов, и ходят они по морю куда им вздумается и когда им вздумается, никакой системы не существует; во-вторых, до острова около 50 км или три часа хода; в-третьих, переправить машины на остров теоретически возможно, для этого есть понтон и за пять часов он на буксире доходит до Соловков; в-четвертых, высадиться на острове можно только в порту около монастыря, дорога есть, но на наших машинах по ней можно проехать не более 500 метров; в-пятых, сегодня, вероятнее всего, будет еще один кораблик с Соловков, который должен будет туда еще и вернуться. Посмотрев на понтон, который представлял из себя несколько сваренных вместе пустых бочек и, представив как наши машины будут выглядеть на нем в открытом море, от идеи переправлять машины решили отказаться. Оставалось ждать.

Ближе к ночи, а надо заметить, что само понятие ночи к которому мы все привыкли, на севере существует как понятие некоторого временного интервала и не более того. Солнце не то что бы всегда над головой, но темноты в это время года не было. Так вот ближе к ночи действительно появился кораблик. Капитан, милейший человек, приехал в эти края с Украины лет двадцать назад, купил небольшую "посудину" (позже выяснилось, что это снятый с вооружения адмиральский катер) и так и осел на севере. Быстро договорились о цене (100\$ в один конец), о перевозке нас по острову (10\$ за час использования ГАЗ66) о погрузке (20\$ за помощь) и приступили к погрузке на катер. Весь груз (около 1000 кг) разместили по катеру, оставили машины на стоянке, и вот мы в море. Через пол часа маневрирования между островов выходим на чистую воду. Море я видел далеко не в первый раз, было с чем сравнить. Конечно, есть свои прелести и в Красном, и в Средиземном, и в Желтом, да, наверное, и во всех других морях. Белое море особенное. Вода около 6 градусов, прозрачная как в Красном море, но, бросив взгляд вниз, видишь не разноцветных рыбок, а темную бездну. Немного жудковато, и невольно на память приходят события с АПЛ "Курск", которая лежит где-то неподалеку. Ночные пейзажи на белом море мрачноваты, но красивы. На горизонте множество островов, половина из которых оказались миражами. За катером увязался любопытный морской котик. Совсем как дельфины на юге. Симпатичный зверек еще напомнит нам о себе, когда через несколько дней мы, подняв сети, найдем головы от съеденной им рыбы.

Три часа прошли незаметно и вот мы уже в тихой гавани перед древним монастырем. Здесь каждый камень мог бы рассказать свою историю Государства Российского. Даже более древние постройки римлян в Турции или Тунисе

День третий-шестой. Мы уже полностью запутались, где тут день, где ночь. На часы особо ни кто не обращал внимания, и ночевали и дневали всю неделю каждый по своему собственному, ведаемому только ему, графику. Дни неожиданно переходили в ночи и наоборот. Каждый занимался своими делами: кто обустраивал лагерь, кто пошел в поселок к леснику прописываться, я занялся распаковыванием, сборкой и подготовкой к подъему антенн.

Прописка у лесника заслуживает нескольких отдельных слов. Один из первых кто нас встретил в бухте, это был лесник. Запах перегара и "свежачка" одновременно тяжелым шлейфом двигался за ним, и было не понятно, как человек в таком состоянии может еще чего-то говорить и делать. Тем не менее, бодрым голосом он рассказал об "институте прописки" на острове. Самое главное, по его словам, было исполнить эту святую обязанность в аккурат к его (лесника) обеду. Поняв намек, мы собрали "могарыч" и к обеду направили делегацию охмурять лесника. Вчерашнего стража лесов так и не нашли, наверное, было много работы, а его работники без всяких проблем прописали нас за 9 рублей в день с одного человека. Даже "могарыч" не взяли. Больше мы лесника так и не видели.

Теперь об антеннах. Привезенный комплект состоял из: 11 элементной антенны XXL-56 на три диапазона 20-15-10м и двенадцати метровой мачтой; Двух переключаемых вертикальных диполей на 40м; Укороченного штыря на 80м; Диполя на 75м; Двух Beverige по 275м. Все антенны были с любовью изготовлены моими друзьями из компании "Бриз", за что им отдельное спасибо. Новинкой для меня была обновленная яга. Раньше я использовал антенну чуть поменьше – 6 элементную Travel, и возникало опасение, сможем ли поднять эту солидную конструкцию. Часа три ушло на сборку и подготовку мачты к подъему и с первых минут подъема стало понятно, что все опасения были напрасны. Несмотря на большие размеры, антенна оказалась на удивление легкой и еще через пол часа она уже сияла в лучах солнца на берегу Белого моря. Опускать для подстройки после обмера даже не пришлось. На 20 и 15 метрах она встала точно в диапазон, на десятке оказалась чуть ниже. Несколько дней слушал десятку, прохождения почти не было никакого, поэтому и решил не искать лучшего от хорошего. Эффективность антенны ощутил сразу после первых QSO. Радовали не столько хорошие рапорта, сколько приятные отзывы корреспондентов со всех концов света при вращении антенны. Конечно, есть антенны, которые работают и лучше, но я абсолютно убежден, что для экспедиции это самый лучший вариант. Может быть, в будущем добавлю к ней ненаправленную антенну. Все-таки в тестах не всегда удобно ее накручивать и вторая антенна пригодится отвечать тем, кто сбоку или сзади.

Несколько больше времени ушло на настройку диполей на 40м. Вроде бы и антенна проверенная и ставил я ее уже не раз, но вот вляпался. Антенна вела себя совершенно непонятно. Несколько раз опускал, поднимал, вгонял в диапазон. Получить нормальный результат никак не получалось. Загадка разрешилась через пару дней. Во-первых, "сопля" в изготовленном мною коммутаторе, во-вторых, сильная да еще соленая влажность почвы. Непропай быстро запаял, а проблему влажности решил притащив с берега два больших камня и водрузив на них диполя. Все-таки близко расположенные к земле вертикальные диполя сильно зависят от проводимости почвы, надо их отрывать от земли хотя бы на 0,5 метра. После очередной подстройки антенна заработала. Резонанс в диапазоне, запад-восток 2–3 балла, отвечают нормально с обеих сторон. В общем, все как всегда.

Со штырем 80м проблем никаких. Очень удачная конструкция. Высота штыря около 12м, трубы примерно 40мм, все крепкое и без проблем ставится – опускается одним человеком. Быстро вогнал в диапазон, немножко поиграл противовесами – антенна готова. С диполем на 75м пришлось ждать часов шесть пока начнется отлив, чтобы забросить оттяжку в море. Температура воды не располагает к прогулкам босиком по воде, 6 градусов – это вам не южные моря. Антенны на 80м стояли красиво, но о работе ничего не скажу. Практически не заходящее за горизонт солнце не позволило порезвиться на восьмидесятке.

Beverige растянул вдоль берега в обе стороны. работали как всегда, так как должны работать, иногда, особенно на сороковке, позволяли услышать нечто большее чем на другие антенны.

Немного о быте. В лагере стояло пять палаток: две жилые, две хозяйственные и одна с аппаратурой. Столовую сделали прямо под небом, расположившись на огромном бревне, принесенном волнами много лет назад. Между палаток развесили пару гамаков (они особенно раздражали редких туристов, бродивших по острову с огромными рюкзаками за плечами). В общем, создали некое подобие уюта. На воду спустили привезенную с собой 5 метровую надувную Yamaha с родным 25-сильным мотором. Лодка была средством передвижения вдоль острова и средством для добывания рыбы и просто прогулок по морю. Продуктами мы запаслись в достатке еще в Нижнем Новгороде, но с удовольствием под местную водочку потребляли дары моря и леса. Грибов на нашей поляне было столько, что на утреннюю жареху набирали за 5 минут, пока идешь до ближайших кустов. Причем все грибы большие, отменного качества, в основном, подберезовики. Рыба – треска, камбала, сельдь и еще не известный нам зверь. Как-то поймали несколько рыбин, похожих больше на морские чудовища – ярко зеленые, красные, с присосками, да еще почти что в панцире. Есть напугались, и отправили их обратно в море, а потом узнали у местных, что это самое вкусное, даже вкуснее белуги. Белуг, конечно, не ловили, но наблюдать однажды довелось. На северной оконечности острова есть белужья бухта, куда эти прелестные создания заплывают для любовных игр. Час езды по морю на резиновой лодке чудесная прогулка, но только не в Белом море. Погода меняется мгновенно. Залюбуешься каким-нибудь островом и запросто можешь оказаться в густом тумане. Мое любопытство было удовлетворено, когда метрах в пятидесяти я увидел две огромных спины пятиметровых рыбин. Представив, что я буду делать, если они начнут резвиться около меня, решил быстренько сменить курс. Вообще плавание вдоль острова – это не совсем вдоль берега. Дно очень изменчиво, глубина может быстро смениться мелью, да еще огромные валуны на дне. Поэтому уверенно передвигаться можно не ближе 500 метров от берега, а это уже серьезно. Некоторое беспокойство доставляло нам единственное на острове стадо коров, которое почему-то считало своим долгом два раза в день пройти через наш лагерь, причем это не были обычные перемещения коров: утром – от дома, вечером – к дому. Они бродили совершенно непредсказуемо, появляясь и исчезая с разных направлений. Мы их прозвали "морскими коровами", т.к. в прилив они запросто бродили по нашей бухте наполовину в воде, из-за своей паталогической лени они никак не желали обходить бухту по берегу. Так же лениво и непредсказуемо

О соловецком поселке. Как он правильно называется, не знаю. Постоянных жителей – человек 800. Зато кроме музейных зданий есть гостиница, аэропорт, детский сад, магазины, турбаза, собственный милиционер, собственный гаишник, своя администрация со всеми чиновниками и т.д. Живут они нормальной жизнью пол года. На мой вопрос: "Чем люди занимаются в полярную ночь, когда прекращают ходить пароходы, туристы, самолеты?", был вполне традиционный ответ: "Пьют". Это, на мой взгляд, одно из немногих российских мест, где нет бомжей. У всех определенное место жительства. Даже пустые пивные бутылки после нашего посещения остались невостребованными, там их некому сдавать. Работают они в основном на туристов, на реставрационных работах и на единственном производящем предприятии – заводе по сбору и переработке морской капусты.

День седьмой. Тест. Все проверено, работает. Для работы я использую ICOM-756Pro с усилителем на ГУ74 (усилитель, правда, выдает не более 400 ватт), самодельный антенный коммутатор, компьютер Notebook, поворотка Yeasu 1000, генератор Yamaha 5,5 кВт. Осталось дождаться 12:00 UT. Планировал работать ALL BAND-MIX, но в ходе теста обнаружился хороший PILE-UP в CW и полный GUHOR в SSB. Так что SSB почти не работал. Вообще для себя определил сразу, что приехал получать удовольствие от работы в эфире и представить IOTA EU66. За мультами не гонялся, это сказалось на конечном результате.

12:00 UT. Начал в CW на 20м. Первое CQ и эфир заполнился зовущими меня станциями. Сколько их звало одновременно сказать трудно. Это продолжалось три с половиной часа. QSO в основном с Европой, иногда янки, японцы. Когда PILE-UP немного стих попробовал SSB. Не тут, то было. На CQ зовут плохо, отвечают с трудом. Проработал час, удовольствия ноль и ушел снова в телеграф. К этому времени европейских корреспондентов стало чуть меньше. Начали почаще проскакивать станции северной и южной Америки, VK, ZL, азиаты. И все равно процентов 80 – Европа. В 19:30 пошел на 40м. Примерно в том же темпе работал туже самую Европу. Были связи с 9M2, UN, UA0, но все это происходило в момент короткого затишья со стороны Европы.

RW3TN

Оригинал: http://www.hamradio.ru/rrc/ARTICLES/rw3tn.htm


data-counter=""