На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | В прямом смысле Белое море - весна 2003





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: А.Максимов (RX3AJL)
Название:

В прямом смысле Белое море - весна 2003

И вот, наконец, вторая половина февраля, пора ехать. Но выясняется, что не может поехать Миша Воденев, один из главных моих помощников в проведении всех экспедиций. Неприятный сюрприз, мы потеряли фотографа, второго водителя, рабочую лошадь и просто хорошего человека! А тут еще машина требует срочного вмешательства, ведь ей предстоит путь в 3000 км. Работа не отпускает до самого последнего дня, в результате в пятницу 21 февраля я целый день вожусь с машиной: меняю колодки, доливаю масла в редукторы и т.д., но не успеваю еще отремонтировать кардан. Утром приехал Саша Аронович, он единственный, кто кроме меня и Иры едет в эту поездку. Да, негусто!

Домой возвращаюсь усталый и недовольный, пора ехать, а все идет немного не так, как планировалось!

Вечером получил письмо от Миши, который не смог с нами поехать. Вот оно: «Привет, Сашка (х2), Ирка! Вот напутствую Вас на путь истинный, опасный и многотрудный. Легкой Вам дороги, хорошей и теплой (в меру) погоды, попутного ветра в горбатые спины и, (ежели подфартит) дедова снегохода в помощь и евонной же избы с горячей печкой. Не замерзайте там совсем, не купайтесь во море без нужды, а токмо в бане. Чтоб вся техника с прибамбасами работала без глюков, в т.ч. и машина. Фотографируйте не скупясь, абы было чем травить опосля мою душу. Короче, валите Вы на… и приваливайте быстрее обратно. Уже начинаем ждать. Миша, Аня.»

Ну что ж, мы постараемся!

22.02.2003 С утра уезжаю на работу, хотя сегодня суббота, а Саша №2 и Ира едут на рынки закупать продукты. Возвращаюсь в обед и начинаю собирать рюкзак и аппаратуру. Вскоре приезжают Саша с Ирой и тоже начинают собираться. Потом грузим вещи в УАЗик и едем на дачу, там надо забрать антенны, генератор, кабели, в общем, все железо, которое мы должны взять с собой. На даче начинаем увязывать все это в чехлы, а еще остается злополучный кардан, который приходится ремонтировать лежа на снегу. Но в результате часть вещей погружена, кардан окончательно побежден часам к двум ночи. Теперь спать…

23.02.2003 Встали поздно, ведь перед дальней дорогой нужно выспаться. Сегодня праздник, но нам не до него. Продолжаем загрузку машины и увязку антенн и лыж на верхнем багажнике. В результате мы выезжаем в 14:15, но на выезде на Дмитровское шоссе натыкаемся на проезд какого-то правительственного кортежа. Приходится ждать открытия трассы минут пятнадцать и через Лобню выезжаем на Ленинградское шоссе в районе Солнечногорска, а к 17 часам мы в Клину. Докупаем хлеба, лука и чеснока и движемся дальше. Погода совсем весенняя, солнце шпарит вовсю, дорога сухая. Проезжаем мимо старинных русских городов: Тверь, Торжок, Новгород, Валдай, Выдропужск. Уже ночью сворачиваем за Чудово на второстепенную трассу, начинаем искать ночлег, но ночью это не так-то просто. Решаю ехать до упора, пока сильно не захочется спать. В 5:30 где-то за Волховом чувствую что все… Иринка уступает мне заднее сиденье.

24.02.2003 Просыпаюсь в 7:00, трогаемся дальше, уже почти светло. Попили натурального кофе в придорожной кафешке. Кстати, необъяснимый парадокс – ни на Архангельской, ни на Нижегородской трассе я нигде не могу найти натурального кофе в придорожных кафе, даже самых дорогих, а тут почти в любой забегаловке на трассе.

В 9:25 нас встречает республика Карелия, дорога очень хорошая, но постепенно становится извилистой и гористой.

И вот в 11:00 долгожданная Пряжа, где нас ждет вкусный и недорогой обед в маленьком кафе на автостанции. До Петрозаводска около 50 км.

Около 14:30 поворот на водопад Кивач, решили завернуть. Осмотрели водопад и маленький музейчик, на солнце очень красиво! Кругом сосны, сосны, сосны… Фотографируем.

В 17:00 проехали Медвежьегорск, заправка оказалась в стороне, решили заправиться на следующей, но их становится очень мало, а бензина в баках почти нет. Наконец обсохли совсем, идем заливать из канистры.

Дорога очень красивая, опять сосны и гранитные скалы – так называемые бараньи лбы, оставленные ледником.

В 19:20 заправились перед Сегежей, осталось немного до поворота на Беломорск. И вот, в 21:30 мы в доме у моего старого армейского друга Васи Смирнова. На столе сразу появляются беломорская селедка и чай. Сидим недолго, очень хочется спать.

25.02.2003 Встаю в 9:00, спать еще хочется, но надо двигаться дальше. Опять жареная селедка и чай на дорогу. И в 10:20 мы уже на дороге в Вирму, переезжаем Беломорканал по девятнадцатому шлюзу, т.к. прямая дорога через понтон закрыта, он уже совсем проржавел.

В 12 часов мы в Вирме, видим ее старинные деревянные купола, и тут же видим деда Алексея и бабку Лену, у которых мы жили в январе. Бабка ведет нас в дом, кормит нехитрым обедом, поит горячим чаем, мы выкладываем припасенные гостинцы и лекарства для бабки.

Пытаемся проехать к их дому, снег, хоть и утрамбованный, но две с половиной тонны не держит, а глубина более метра. Сажусь на мосты, но быстро вылезаю задним ходом. Пытаюсь съехать на лед, чтобы проехать по реке. Лед почти без снега, хотя со времени нашего январского пребывания, на реке возникли большие торосы, прямо по центру! Да в этом году губу много раз ломало, даже до реки дошло!

Снег на съезде на реку еще глубже, сажусь уже основательно, выехать задним ходом уже не получается, да и сильный уклон берега в сторону реки мешает. Приходится приступать к масштабным земляным, вернее снежным, работам. Очень помогает специальный домкрат, так называемый «Хай-Джек», специально приспособленный для таких случаев. Следует подъем домкратом, уборка снега из под мостов лопатой, подкладывание досок и продвижение на двадцать сантиметров. Потом все повторяется сначала, и через два часа мы, наконец, на свободе. Но вопрос, куда поставить машину на время нашего отсутствия, остается. Рассматриваем возможные варианты и останавливаемся на самом простом, договариваемся в крайнем доме с Иваном, здоровым бородатым мужиком лет пятидесяти, что мы оставим машину у его забора. Можно было бы загнать и к нему во двор, но завтра к нему приедут рыбаки тоже на машине. Он же, наверное, сможет нас завтра доставить на остров на снегоходе. Это было бы очень кстати, потому что мы хоть и взяли с собой д вое нарт-волокуш, но груза очень много, и таскать его вручную за девять километров придется дня два. Но тут прямо около нас останавливаются Беломорские рыбаки, у которых здесь амбары с рыбой, они ждут прихода машины. Двое молодых ребят на двух снегоходах с санями. Слово за слово, разговорились, и они предложили нас подбросить на остров, конечно не за так. Столковались на четырехстах рублях, хотя мне это кажется многовато, но желание попасть на остров побеждает, ведь нам предстоит еще там устроиться и поставить антенну, а меня уже ждут в эфире. В результате один рыбак отправляется за рыбой, взяв двух помощников из местных, а второй подгоняет снегоход к дому. Быстро грузимся, ведь темнеет рано. Груз занимает все сани, Саша №2 и Ира садятся сверху, а мне места уже не остается, я встаю сзади на широкие полозья, хватаюсь руками за верх саней, и в 17:40 мы трогаемся в путь. Снегоход идет довольно быстро, сани подпрыгивают на ропаках, мои ноги то и дело пытаются соскользнуть, спина устала в скрюченном состоянии. Наконец-то мы доезжаем до рыбацкой избушки почти на северной оконечности Сумострова, выгружаем вещи и прощаемся с рыбаком.

Избушка внутри представляет из себя обычный дощатый сарайчик с тамбуром. В крошечной комнатке

В 21:50 мы уже сидим в тепле, сытые и довольные, пьем чай, закусывая шоколадкой. Пора спать, завтра предстоит большая работа.

26.02.2003 Проснулись в 9:00, но вылезать из теплого спальника на холод очень не хочется, избушка за ночь выстыла основательно. Наконец в 10 часов Саша Аронович встает, идет за сухими ветками и начинает разводить огонь. Избушка наполняется удушливым дымом, приходится вылезать ему на помощь, ведь я «старый кочегар», который год живу всю зиму на даче. Вдвоем дело спорится, скоро становится тепло, на газовой горелке быстро закипает вода для кофе. Завтракаем и идем ставить антенну, я дома так и не успел ее опробовать, придется изучать на месте, хотя я и представляю, как и что.

Тут стоит сказать, что из аппаратуры я с собой имел. Итак, из трансиверов мой старый проверенный ICOM 706mk2, YAESU FT-817, хорошо зарекомендовавший себя в январских вылазках, с герметичными свинцовыми аккумуляторами на 7.2 и 1.2 А/ч, всевозможные зарядки, блок питания на 25 А, генератор Honda на 850 Вт, канистра бензина к нему на 20 л, масло, удлинитель на 30 м, тестер, куча мелочевки типа паяльников, пассатижей, проводочков и т.д.. Из антенн: Z-10 на диапазоны 2 – 80 м производства «Бриз», и мой мобильный штырек на 20 м. Еще был GPS, цифровой фотоаппарат Minolta Dimage 7i и мыльница Olimpus с хорошей оптикой.

Погода стоит теплая, хотя солнышко и отсутствует, морозец очень слабый, ветра практически нет. Работа по установке антенны, хоть и медленно, но продвигается, особых сложностей нет, хотя несколько донимают мелкие винтики, которые так и норовят выскользнуть из рук в снег. Наконец, сама антенна собрана, установлена вертикально и растянута капроновой стропой прямо на льду. Пока я собираю нижний крестообразный элемент, Саша №2 идет на соседний островок, где по его словам «край непуганых дров» и валит несколько сушин. Заканчиваю сборку и иду к нему на помощь. Мы вдвоем быстро перетаскиваем сушины на наш берег. Потом начинаем прокладывать кабели так, чтобы не ломать избушку, но и щелей в дверях не оставлять. Чуть оттягиваю одну из досок, которыми обшит чердак, и завожу туда кабели, а Саша, скрючившись на этом крохотном и низком чердачке (всего около полуметра высотой), протягивает их дальше. При свете налобного фонаря он находит щель между досками потолка, в которую можно просунуть разъемы и кабели, остается только отогнуть угол оргалита. Теперь все в норме, кабели в избушке, аппаратура на столе, антенна в море, генератор в кустах на снегу. Проверяю КСВ, он более или менее нормальный на всех диапазонах, кроме 80 м. Но автоматический антенный тюнер вытягивает и восьмидесятку, так что вроде бы все в норме. Но надо еще напилить и наколоть дров для печки, ведь пилить приходится вдвоем, а если я сяду за трансивер, то отрываться будет уже некогда. Проделываем с Сашей и эту процедуру, затем плотно обедаем. Незаметно пролетело время, уже почти темно.

Наконец около 19:00 по Москве включаю трансивер и пробегаюсь по диапазонам. Провожу две связи на сороковке, вроде слышат нормально, антенна работает, перехожу на 20 м, пока есть прохождение. На 14.252 натыкаюсь на I6DHY/p, работающего тоже с какого-то итальянского острова, обмениваемся рапортами, 59 в обе стороны. Встаю чуть выше, на 14.255 и начинаю давать общий вызов. На частоте Сумостров RR-02–29, RDA KL-08. Сразу включается Европа, много знакомых позывных ER5DX, ON4CAS, 9A7W и другие, как всегда много немцев и итальянцев, а вот наших российских станций почему-то пока нет совсем! Прохождение вообще очень нас не баловало в этой поездке, очень часто становясь односторонним, когда я слышал станции отлично, а меня не слышал никто! Становится совсем темно, и вскоре двадцатка затихает, как отрезало. Перехожу на 40 метров, провожу пробную связь с RK9CWA, Игорем. Нахожу крохотный свободный кусочек на 7.052, работаю на общий вызов. Вот тут наконец наваливаются наши, третий, четвертый, шестой, девятый районы, Украина, Белоруссия, Молдавия. И только один немец, никаких «прочих шведов»! Прохождение опять пропадает через час, как по расписанию! Пробую влезть повыше, чем черт не шутит! На 18 Мгц слышу работающие станции, провожу две связи и все, далее в течение часа ни-че-го! Ни на одном диапазоне. Наконец опять, ровно в 21:00 по Москве, там на небесах видно сжалились, и краник с прохождением чуть-чуть приоткрыли на 80-ке, но связи идут очень туго, раз в пять минут, так что горло уже охрипло, а затем все окончательно заглохло. В LOGе всего 75 связей, да негусто за четыре-то часа беганий по диапазонам! Но ничего не поделаешь, попив чаю, ложимся спать.

27.06.2003 Просыпаюсь от воя ветра за окном, деревья качаются, избушка вся трясется от его порывов, солнца опять нет. В 8:30 мы с Сашей Ароновичем встаем, растапливаем печку, он разжигает примус для топки воды на чай и завтрак. Примус Сашин и растопка в его ведении, а у меня газовая портативная горелка, так что я «оператор газовой котельной», но газ мы немного бережем для островных вылазок. Позавтракав, опять напилили и накололи дров, чтобы хватило до вечера. Саша собирается прогуляться вдоль острова и немного разведать дорогу в сторону островов Парусниц и Осинки, которые видны вдалеке. Договариваемся с Сашей, что он придет до темноты, на всякий случай даю ему ракетницу с красными ракетами. Мороз несильный, а вот ветер в море такой, что ему все время приходится корректировать курс, т.к его сносит вправо! Уши и нос быстро начинают мерзнуть, сильнее, чем при сильном морозе.

Пока он собирается, я сажусь за трансивер, сразу делаю попытку на 15 метрах, ведь времени уже около десяти. Провожу всего одну связь с UN7EED и через пятнадцать минут перехожу на двадцатку, пытаюсь звать, но тщетно. Пытаюсь работать на поиск, провожу пару связей, затем снова пару связей на пятнадцати метрах, но прохождения по прежнему нет, за два часа в LOGе добавляется всего пять связей!!!

Наконец, в начале первого приоткрывается двадцатка, работаю минут двадцать, и прохождение снова пропадает. Еще немного покричав, решаем с Ирой прогуляться чуть-чуть вдоль острова. В море ветер валит с ног, на горизонте маячит черная точка, это Аронович, он уже двинул в сторону Парусниц. Значит пока все в порядке, но мы за него немного волнуемся, уж очень сильный ветер, как бы не поморозился.

Пришли в теплую избу, пытаюсь еще немного поработать на поиск, провожу всего несколько связей, но среди них с D44TD на 15 метрах, а вот D44TT на десятке я так и не дозвался. Прохождения по-прежнему нет, решаю немного отдохнуть. Тем более, что кто-то из корреспондентов указывает на очень плохой сигнал, и надо проверить.

После небольшого отдыха проверяю все разъемы и соединения кабелей, снова включаю трансивер, нахожу очень громкие станции, прошу подсказать, что у меня с сигналом. Никто ничего не замечает. Пытаюсь работать, снова кто-то делает замечание. Включаю FT-817, благо к нему есть

Пока боролся с аппаратурой, вернулся Саша №2, говорит, что до Парусниц немного не дошел, очень сильный ветер. Продолжаем поиски неисправности, но ничего не получается.

В 19:20 садимся ужинать, в меню гречка с тушенкой, чай. После ужина решаю проверить питание, подключаю мультиметр, включаю трансивер на передачу и вижу ужасающие цифры! На шкале 7–8 Вольт, вместо положенных 13.8!!! Ничего удивительного, что трансивер выдает отвратительный сигнал. Дело в том, что ICOM не отключается при просадке напряжения, а продолжает работать, даже когда напряжение питания падает ниже напряжения внутреннего стабилизатора, отсюда и возбуждение. Вот это номер, мой блок питания, который был со мной не в одной поездке и несколько дней назад отлично работал дома, вдруг выкинул такой фокус! А может по переменке просадка? Измеряю, выходит под нагрузкой около 190 В, видно тонкий кабель удлинителя виноват, но этого должно быть достаточно для работы блока. Думаю, что можно сделать, вскрываю блок, горелым не пахнет, да и деталей запасных нет. Закручиваю его обратно, снова подключаю мультиметр, начинаю убирать мощность и нахожу предел, при котором напряжение не падает на пиках ниже 10–11 В. Можно работать, правда, мощность всего около 30 Ватт. Немного работаю на двадцатке, но прохождение по-прежнему плохое, а вскоре и совсем пропадает на всех диапазонах. В 21 Москвы выключаю генератор. Пьем чай и ложимся спать. Ветер продолжает выть, если к утру стихнет, попробуем сходить на Парусницы.

28.02.2003 Проснулись, позавтракали. Солнца нет, ветер хотя и немного утих, но еще довольно сильный, идти на Парусницы сегодня не стоит, неизвестно есть ли там изба, а лежать на снегу на таком ветру совсем не хочется.

Пытаюсь начать работу на 20 м, идет очень медленно, прохождение снова плохое, за два часа всего около двадцати связей. Потом прохождение приоткрывается, да еще кто-то забрасывает информацию в DX-кластер, и работа идет веселее. Зовет Европа, но и наши на этот раз не отстают, опять очень много знакомых позывных, подходит Рольф DL6ZFG. Кто-то из наших говорит, что UA1TAN просит перейти на 7 Мгц, т.к. находится в мертвой зоне. Прошу назначить частоту и на минуту ухожу на сороковку, проводим QSO, возвращаюсь назад. Работа идет полным ходом, темп 2–3 связи в минуту. Многие спрашивают, когда мы будем на других островах. Возможно, завтра, если стихнет ветер. Постепенно прохождение снова падает и в 15:00 я выключаю трансивер. За сегодня проведено 108 связей, уже кое-что, хотя и не густо.

Попив чаю, решаем с Сашей прогуляться на самую северную оконечность Сумострова до большой рубленой избы, я хочу взглянуть поближе на предстоящий завтра путь. В 16 часов выходим в море и идем вдоль острова. Через час мы у избы, отсюда лучше видны острова, лежащие дальше в море: Киврей, Парусницы, Осинка. Внутри избы просторно, большие нары, большая железная печка. Но дров на нее надо тоже много, а здесь они намного дальше. Осмотрев окрестности и занеся избу в GPS, двинулись в обратный путь и в 18:25 мы дома. Иринка ждала-ждала нас, да и заснула в тепле. Сразу сажусь за трансивер, но прохождения нет, до вечера удается сделать только по десятку связей на двадцатке и сороковке.

Поужинали, в избе становится холодно, печка погасла, дров нет. Идем пилить и колоть дрова. На небе проступили звезды, немного похолодало, вытянутые облака как-то странно подсвечены. Уж не сияние ли начинается? Растапливаем печку, перед сном выхожу на улицу проверить свое предположение и точно! На небе зеленые сполохи полярного сияния! Вытаскиваю ребят, я то много на Севере бывал зимой, и то смотрю каждый раз с удовольствием, а они вообще впервые увидели! Вот потому и прохождения нет! Но пора спать, завтра попробуем прорваться на Парусницы, это new one по RRA, и EU-147 по IOTA.

01.03.2003 Встали с Сашей в семь часов, а Иринка дрыхла еще час. При этом встала бурча и ругаясь. Погода сегодня просто отличная, светит солнце, ветра почти нет. Позавтракали, собрались и вышли в 9:25. Саша Аронович проводил нас до выхода из проливчика, еще раз показал вдали большой ропак, на который нам следует держаться. Чуть левее его виден остров, похоже это крайняя Парусница, а еще левее из моря выступает целая цепочка каких-то кустиков на кочках. До Парусниц около девяти километров.

Прошли час тридцать, примерно половину пути. Справа за оконечностью Сумострова открылась широкая панорама, видимость отличная, прямо в море выступают горы Медвежьи Головы, виден Разостров, чуть правее нашего курса торчит жалкая одинокая кочка острова Киврей. Мне начинает казаться, что остров, к которому мы идем это Осинка, а Парусницы это и есть те гряды кустов в море. Берем немного левее.

В 12:30 мы, наконец, на крайней в море Паруснице, дальше только открытое море и одинокий остров Осинка. На деле оказалось, что островки не такие уж и маленькие, только очень низкие и занесены снегом, поэтому почти незаметны в замерзшем море. На отмели между островками сильное торошение, и подходы к островам сильно затруднены, приходится выбирать дорогу между торосами, очень скользко, ноги на лыжах разъезжаются. На острове есть большая рубленая изба, довольно крепкая, но с разрушенной печью.

Отмечаю остров на GPS и начинаю устанавливать антенну. Иринка в это время фотографирует и осматривает остров, а потом приносит несколько ягод прошлогодней брусники. Сначала хотел расположиться в избе, но в ней оказалось холоднее, чем на улице. Ну что ж, способ уже опробован в январские морозы, пристраиваюсь на солнышке за сугробом, коврик на снег, пуховый комбинезон на себя. Ложусь на коврик, трансивер рядом.

Незаметно пролетели полтора часа, и вот наконец включаю трансивер. Кошмар!!! На двадцатке сплошная стена зовущих станций через каждый килогерц, идет международный ARRL contest, но прохождение, кажется, хорошее. Причем, многие работают киловаттами, куда уж мне с моими 5 ваттами! Но делать нечего, надо пытаться поработать. Встаю на 14.260, с обеих сторон мощнейшие помехи, даю общий вызов.

Через несколько минут первая связь с UY9IF, рапорт 59 в обе стороны, несмотря на помехи. Ну что ж, почин есть, это несколько обнадеживает. Дальше связи начинают идти чаще, меня слышат! Темп иногда достигает двух связей в минуту, иногда падает до одной в две минуты. Опять очень много знакомых, из экспедиции в экспедицию я слышу их позывные. Подходит Альберт RV3GW, вскоре появляется Евгений RZ3EC, следом за ним должен появиться Андрей RZ3EM, ага вот и он! Многие ждали этот остров, но проведя связь сразу спрашивают, когда мы будем на других островах. Погодите, мы еще отсюда-то толком не поработали. Время от времени, Ира наливает мне горячего кофе, но пить приходится залпом, как водку, ибо только смолкнешь на минутку, как тут же на частоту встает какая-нибудь контестная станция. Кстати были некоторые радиолюбители с мощным сигналом, которые просто дежурили на моей частоте и время от времени разгоняли контестменов, решивших занять мою частоту или просто встававших совсем близко. Большое им спасибо за помощь!

По мере того, как день начинает клониться к вечеру, становится холодно, поднимается ветер. Перехожу в избу, теперь здесь теплее. Работа продолжается, а Ира в это время кипятит на горелке воду, заваривает чай и быстрорастворимые макароны. Глотать приходится наспех между вызовами. Прохождение начинает потихоньку падать, темп здорово снижается. В шесть часов вечера по местному прекращаю работу и начинаем собираться. Антенну решаем оставить здесь, ведь завтра или послезавтра мы еще поработаем отсюда, а может и дальше на Осинку сходим. А пока нужно идти, скоро станет темно, у нас впереди девять километров пути, и до темноты нам хотя бы надо пройти зону торосов и выйти на открытый лед.

Вышли в 18:30, только прошли торосы, как солнце село, одарив нас красивейшим закатом. Наш Сумостров виден на горизонте тонкой темной полоской, куда точно идти не понятно, берем примерно на середину острова. Вдруг, когда было уже совсем темно, на правом краю острова начинает мигать фонарь. Значит, это Саша вышел нас наставить на путь истинный. Наш собственный «маяк Аронович», правда, на RLHA (hi!) почему-то не засчитывающийся! Значит нам туда, а остальная часть Сумострова не видна за нашим мысом. Даем Саше зеленую ракету и мигаем фонарем. Он гасит свой, значит увидел и понял, что у нас все в порядке. Замечаем чуть левее зарево Сумпосада и дальше держим курс, ориентируясь по нему. Время от времени Саша мигает нам, мы отвечаем, но в какой-то момент еще правее возникает еще один фонарь, который быстро движется, наверное снегоход. Сразу возникает сомнение, а туда ли идем, и Саша ли это нам мигает? Приходится на ветру лезть в рюкзак за GPS, руки сразу отмерзают. Определяемся, нет все правильно, идем туда, куда надо, а наш «маяк» мигает все чаще и чаще, наверное заждался нас. А расстояние никак не хочет сокращаться, а силы уже на исходе, ноги заплетаются. Наконец Саша встречает нас, но до базы еще около километра, а мы то надеялись, что когда мы дойдем до него, мы будем уже дома! Но, слава богу, это последний на сегодня рывок! Да сидение в офисе, да езда на машине физической формы не добавляют!

Наконец в 22 часа мы у себя на острове. Сварили ужин, Саша заранее нагрел воды, а вот с дровами проблема, после ужина выходим на их заготовку. Наконец, печка горит, еще немного и станет тепло, можно ложиться спать. Наконец то можно уложить свое уставшее тело в спальник! Решаем завтра выспаться, а дальше смотреть по обстоятельствам. За сегодняшний день мы провели только 98 связей, но, учитывая помехи от контеста, это неплохо.

02.03.2003 Встал в 9:00, начал разжигать печь. Решаю днем с Сашей №2 выйти на Парусницы, там заночевать, а завтра с утра выйти на Осинку, отработать оттуда и вернуться на базу. Иринка останется поддерживать жизнь на базе, поэтому нам надо заготовить ей дрова на два дня! За окном метет, в эфира какофония из контестных станций. Договариваемся о времени связи на двойке (да простит меня Госсвязьнадзор, но проблема безопасности для меня важнее, к тому же мы никому не могли помешать!), учу Иру запускать генератор. Ну вот, можно идти, хотя оставлять ее все же боязно.

В 16:00 выходим, до темноты должны быть на Парусницах. У нас в рюкзаках лежат два спальника, теплые вещи, аккумуляторы и горелка, а также продукты на перекусы. Сашин рюкзак кладем на санки-волокуши, я несу свой на плечах, запрягаю в постромки Ароновича, и мы выходим. «Ездовая собака Аронович» бежит бодро, я за ним едва поспеваю, мышцы после вчерашнего побаливают. Быстро остается позади Сумостров, на Парусницы приходим, когда солнце только начинает садиться. До темноты успеваем расположиться в избе, антенна ставится очень быстро, т.к. надо только закрепить одну оттяжку и растянуть противовесы.

Включаю аппаратуру, пробую звать, но никто не слышит, в эфире по-прежнему не смолкает грохот контеста, да и прохождение к вечеру заметно падает. Провожу связь с Ирой, узнаю что у нее все в порядке, пытаюсь снова работать. Ничего не получается, в LOGе добавляется только одна связь, а маленький аккумулятор уже пуст! Ну что ж, питание надо поберечь на завтра. Перекусив и попив чаю ложимся спать, ведь завтра тяжелый день.

03.03.2003 «Прощайте скалистые горы, На подвиг Отчизна зовет. Мы вышли в открытое море, В далекий и трудный поход».

Проснулись около шести часов, вылезать из теплого спальника в промерзший мрак избы неохота, но надо! На горелке натаяли в котелке снега, попили кофе, съели по быстрорастворимым макаронам. Пока грелась вода, пытаюсь провести еще несколько связей, но прохождение еще не началось Тем не менее, семь связей добавляю в LOG. Идем разбирать антенну. Уже рассвело, но каким будет день, пока не ясно. Спальники и все лишнее оставляем здесь, берем только теплые вещи и аппаратуру.

Выходим на лед, проходим мимо последнего совсем мелкого островка Парусниц, дальше только открытое море. Топать нам около шести километров. Разводьев впереди вроде не видно! Дело в том, что никто из местных не мог нам сказать, замерзло ли море до Осинки или нет. Они в эту сторону зимой не ездят, да и летом тоже, если только штормом кого прибьет. Первый километр, до выхода за последний мысок идем хорошо, «ездовая собака Аронович» бодро тянет нарты, но так продолжается недолго. В открытом море нас встречают такие торосы, которых мы еще не видели. Дело в том, что здесь проходит мощное течение, идущее из горла Белого моря в Онежский залив. В закрытых мысами и островами губах оно не так чувствуется, а вот в открытом море лед все время движется под действием этого течения и ветров, и возникают огромные гряды торосов и разводья открытой воды. Вот в такую полосу мы и попали. Темп резко падает, приходится выбирать дорогу между ропаками, нарты все время опрокидываются. Встаю позади Саши, чтобы поправлять опрокинувшиеся нарты, ему самому не удобно, он путается в постромках.

Внезапно гряда торосов заканчивается и перед нами открывается свежий лед недавнего разводья. Снега на нем нет, он выделяется темным пятном, метров пятьсот в диаметре. Идти по нему боязно, опять выхожу вперед, ведь я без груза и на более широких лыжах. Предупреждаю Сашу, чтобы шел метрах в тридцати от меня, но постепенно, убедившись в надежности свежего льда, мы опять идем рядом. После нескольких таких разводий снова путь преграждают нагромождения торосов выше человеческого роста, которые уже тянутся на несколько километров до самой Осинки. Лед здесь ослепительно-голубой, в отличие от грязно-бурого льда в губе, чувствуется, что под нами глубина.

До Осинки дошли за два часа, подошли к маяку, который представляет собой решетчатую деревянную башню, на верху которой установлена мощная лампа с линзами. Неподалеку есть изба, но она давно не поддерживается, крыша провалилась, внутри все заметено снегом. На острове еще много всяких следов былой цивилизации, какие-то ржавые железяки, остатки временных строений.

Вношу маяк в GPS, ставим антенну прямо рядом с ним. Сам пристраиваюсь прямо на досках маяка, можно сказать с комфортом. Довольно прохладно, дует ветер, иногда показывается солнышко.

Около двенадцати местного времени, начинаю работу. Народ уже ждет, ведь многие знают, что я должен попасть на Осинку. Сразу устанавливается хоть и не очень быстрый, но ровный темп, примерно две связи в минуту. Прохождение хорошее, никто не мешает. Снова звучат знакомые позывные постоянных охотников за островами. Идет Европа, «наши», очень рад очередной встрече с Рольфом DL6ZFG. Причем, удается

Пока я работаю, Саша гуляет по островку, правда гулять особенно негде, остров довольно маленький. Дует ветер, пытаясь вырвать и унести в море аппаратный журнал. Приходится прижать его аккумулятором – теперь все нормально. Подходит время связи с Ирой, прошу всех несколько минут обождать и ухожу на двойку. Ира меня не слышит, но я ее слышу, она говорит, что у нее все в порядке и она будет слушать нашу работу на 14.260. Снова ухожу на двадцатку, и работа продолжается в том же темпе.

Наконец, надо уходить, в 11:40 GMT провожу последнее QSO с LA9PJA и выключаюсь. Быстро сворачиваемся, ведь до темноты нам нужно проскочить зону торошения, забрать с Парусниц оставшиеся вещи, и выйти за пределы островов на чистый лед, чтобы не ломать ноги в темноте. Да и идти нам до дома около пятнадцати км.

Обратный путь до Парусниц пробегаем немного быстрее, ведь идем по собственным следам, только все время переворачивающиеся на ропаках нарты немного тормозят. В избе быстро сворачиваем спальники, пакуем рюкзаки, кипятим чай, доедаем остатки взятых продуктов и дальше в путь. Мне хочется завтра еще поработать с Парусниц, ведь в прошлый раз помешали соревнования, и связей было совсем мало, а желающие получить в свою копилку новый остров еще остались. Но идти на него после сегодняшнего перехода более чем в двадцать километров будет тяжело. Принимаем решение оставить антенну на крайней к базе Паруснице, чтобы завтра идти налегке. Для этого нам надо отклониться от курса немного вправо, но экономия в весе того стоит. В семь часов по местному времени бросаем антенну под единственной крохотной сосенкой и идем домой. Быстро темнеет и снова на горизонте появляется «наш маяк». Теперь уже Иринка освещает нам дорогу домой, и мы отвечаем ей зеленой ракетой и миганием фонаря. Это кстати здорово помогает, ведь в темноте все время сбиваешься с курса. Держать все время перед глазами GPS не очень удобно, а магнитный компас здесь не очень хороший помощник, т.к. мало того, что склонение очень большое, так оно еще и резко меняется, даже на нескольких километрах. Хотя мимо Сумострова и не промахнешься, но накрутить несколько лишних километров можно легко. А так мы все время корректируем курс по миганию фонаря.

Без десяти девять мы дома! В избе жарко натоплено, нас ждет кипяток, можно, наконец, скинуть рюкзаки и раздеться в тепле. После чая идем разгружать нарты, затаскиваем вещи в избушку. Затем заготавливаем дрова на ночь и ложимся спать.

04.03.2003 Встал в 9 утра, начал разжигать печку. Народ встает неохотно, вчера все устали. Пока Саша №2 с Ирой занимаются завтраком, я решаю поработать в эфире. Прохождение хорошее, и в журнале быстро растет число связей. Оповещаю всех, что часа через 4–5 буду работать снова с Парусниц, кто-то из французов говорит, что им присвоен номер RR-02–34, но я не уверен в этой информации. Вскоре подходит DL6ZFG, прошу Рольфа подтвердить, так ли это. Он отвечает утвердительно, теперь официально можно давать номер по RRA. Завтракаю в перерывах между связями, наконец около 11 выключаюсь и начинаю собираться.

В 12:12 мы с Ирой выходим на Парусницы. На этот раз я иду в упряжке, а Ира несет фотоаппаратуру. Сначала было тепло и солнечно, но постепенно поднялся ветер, который крепчал с каждой минутой. Стало довольно холодно, нос и щеки начинают болеть, временами налетают тучки и идет снег, но солнышко все-таки берет верх. В 14:00 мы дошли до острова, и в 14:48 по Москве я уже вышел в эфир.

Практически сразу подходит Рольф, другие ребята, с которыми я работал утром, и которые ждали моего появления. Много и тех, с кем работали раньше. Благодарят за новый остров, спрашивают о дальнейших планах. Вскоре появляется Женя RZ3EC, удивляется нашему повторному появлению на Парусницах, тоже интересуется дальнейшими планами. А они таковы. Времени остается мало, а все оставшиеся окрестные острова довольно далеко, если идти на какой-нибудь из них, то надо опять идти на два дня с промежуточной ночевкой. А мы еще не знаем, как удастся выбраться обратно. Поэтому завтра Саша идет в Вирму и пытается найти снегоход. Если все удастся благополучно, то мы уедем в Вирму, а послезавтра рванем в Кемь, а оттуда всего около километра до ближайшего скопления островов. Это группа Якострова, тоже new one по RRA, и EU-147 по IOTA.

Лежу в сугробе, солнце светит, ветер дует, в журнале растет число связей, в общем, все в порядке, так как и должно быть.

Кто-то из ребят подсказывает, что просит провести с ним связь Борис UA1DJ/OH5ZZ, но он находится в мертвой зоне и просит перейти на сороковку. Перехожу на 7.075, хотя антенна не согласована, на дисплее мигает надпись о высоком КСВ, но Бориса принимаю очень громко. Удивительно, но он меня тоже слышит прилично. Пытаюсь выразить свое удивление, но короткий всплеск прохождения вмиг заканчивается, и он перестает меня принимать вообще. Ухожу снова на двадцатку, но вскоре снова кто-то говорит, что связь наша с Борисом не удалась, и он просит снова подойти на сороковку. Странно, рапортами-то обменялись?! Пытаюсь снова его звать, но ничего не получается. Ладно, вернусь домой спишемся по Интернету. А на двадцатке, по-прежнему, связи идут своим чередом. Но надо сворачиваться, ведь сегодня надо начать собираться. Наша работа здесь фактически закончена.

В 19:00 были около избы, Саша нас ждет с кипячеными котелками. Быстро сварили ужин, поели. Пошли пилить дрова, Саша без нас притащил пару каких-то непонятных деревьев, которые никак не хотели загораться! В избе холодно, полно дыма, а они все никак! Наконец, мы их все-таки победили, стало тепло и мы легли спать.

05.03.2003 Встали в 9:30, быстро позавтракали, и Саша в 11 часов вышел в Вирму. Мы посчитали, что он вернется не ранее, чем через 4 часа, т.к. ему надо пробежать около 9 км до села, договориться насчет снегохода и приехать обратно. Не спеша стали собирать рюкзаки, я занялся разборкой антенны. Каково же было наше удивление, когда мене чем через три часа послышался треск мотора, и Саша с Иваном на снегоходе с санями подкатили к избушке. Мы начали лихорадочно разбирать антенну, сворачивать кабели и грузиться в сани. На этот раз, то ли мы съели много, то ли похудели, но я тоже уместился на рюкзаках, и в 15:25 мы тронулись в путь, а в 16:00 были уже около машины. Разгрузились, баба Лена встретила нас обедом и предложением истопить баньку. Предложение было принято на-ура, мы и сами хотели ее об этом попросить. Пошли на реку за водой, дед взял пешню и сачок, чтобы «открыть пролубь», навозили воды в баню. Бани здесь почти у всех топятся по старинке, по черному. К восьми часам баня готова, какое же блаженство смыть с себя недельную грязь. Правда, я после бани умудрился немного простыть, все не как у людей! Лежа по несколько часов на льду и снегу не простывал, а тут простыл! После бани поужинали и легли спать, впервые не в спальники, а в чистые постели, застеленные свежим бельем!

06.03.2003 С утра, позавтракав жареной навагой с картошкой, начали грузить машину и в 11:45 выехали в Беломорск, тепло попрощавшись с бабкой и дедом. По пути, прямо из кустов у дороги взлетели снежные куропатки. Засмотревшись на них, чуть не уехал в сугроб. Вдоль дороги много стоящих машин, народ из Беломорска приехал на рыбалку. Заехав в магазин, докупили немного продуктов, печенья к чаю и поехали к Ваське. Попили у него чаю, попрощались и в 14:25 выехали из Беломорска.

В 16:20 Падужемская ГЭС, уже поворот на Кемь, а в 17:00 мы были уже в Рабочеостровске. Узнаем насчет ночлега, ведь скоро начнет темнеть. Первоначально мы думали сразу идти на остров с палаткой и там заночевать, но у меня небольшая температура, голова болит. В гостиничном комплексе на берегу работает только бар, а домики на зиму законсервированы. Поставили машину на стоянку. Нам указали на бабку Тоню, которая пускает к себе ночевать. У нее есть только один недостаток, она выпивает, и недавно она получила пенсию. Идем по указанному адресу, бабка в наличии, но в сильном подпитии, от пенсии остались жалкие копейки. Но на удивление в доме идеальная чистота, переночевать вполне можно, только вот холодно, а дров у бабки нет. Идем снова к гостинице, там строится новый корпус и рабочие отпиливают нам бензопилой от остатков огромного сухого бруса несколько чурок. Принесли, раскололи, затопили печь. В доме стало тепло, приготовили ужин, поели и бабку накормили. Только собрались спать, как к бабке пришел мужик лет шестидесяти, принес ей долг. Бабка на радостях послала его за бутылкой, он с не меньшей радостью побежал, и вскоре вернулся весьма довольный. Потом он долго не отпускал нас с Сашей, ведя разговоры «за жизнь» и предлагая выпить. Наконец кое-как от него отвязались и улеглись спать на диване втроем. В три часа ночи проснулись оттого, что пьяная бабка пыталась укрыть Сашино лицо подушкой, уверяя его, что так будет теплее. Бутылка была пуста, мужик ушел, бабка в конце концов угомонилась, и мы уснули снова.

07.03.2003 Проснулись, попили чаю, перекусили. Не то чтобы выспались, но поспали. Иду за машиной, грузим на нее вещи и едем ставить ее опять на стоянку у прибрежной гостиницы. Берем рюкзак с аппаратурой, одеваем лыжи, запрягаем Сашу в нарты, и под удивленные взгляды рабочих, все втроем берем курс на Якостров. Он лежит совсем близко, ближайшая точка метрах в пятистах от берега, но мы идем чуть левее и дальше, на возвышенный скалистый мысок, поросший соснами. Идется легко, лед здесь очень ровный, торосов нет вообще. К тому же погода прекрасная, светит солнце, но дует ветерок. Видимость отличная, видно множество окрестных островов, в голове сразу начинают прокручиваться планы на предстоящее лето и следующую зиму. Через пятнадцать минут мы на острове, развертываем штырь, подключаем трансивер. Дует холодный ветер, Иринка устраивает мне норку в сугробе за елками, одеваюсь потеплее и укладываюсь в боевую позицию.

Народ уже поджидает нас на 14.260, сразу пошли связи с Европой, многие были мной предупреждены заранее. Темп очень ровный, от одной до трех связей в минуту. Прохождение на данный момент хорошее. Саша пошел осмотреть крест поблизости и вообще прогуляться по острову. Иринка несет дежурство, время от времени засовывая мне в рот сало и наливая чаю из термоса. Таким образом и работаем.

Лежу и смотрю на окрестные острова, руки, вернее ноги чешутся сбегать на них, тем более лед в Кемской губе абсолютно ровный, без торосов! Но к великому сожалению, отпуск подошел к концу, сегодня мы уезжаем. Ничего, есть работа на предыдущие годы!

Где-то через час подошел Евгений RZ3EC вместе с Рольфом DL6ZFG, он меня принимает не очень хорошо, Рольф ему дублирует. Он пока не может понять, куда же нас занесло, ищет южнее. Но дает новый номер, RR-02–35, теперь можно давать в эфир номер по Русскому Робинзону.

Как всегда полный набор постоянных охотников за островами, многие работали со мной со всех островов.

Минут через двадцать снова подходит RZ3EC, на этот раз в паре с Андреем RZ3EM, теперь он меня слышит хорошо, сообщаю ему, что мы часа через два будем сворачиваться и на этом наша экспедиция заканчивается. Евгений желает нам успешного окончания нашей авантюры.

В 12:29 GMT последняя связь с Сергеем RX3RZ, выключаю трансивер, быстро сворачиваем антенну и идем обратно. Метет поземка, ветер разгулялся до сильного, но солнышко по-прежнему пригревает.

На берегу начинаем упаковывать вещи. В 17:35 выехали из Рабочеостровска. Въехали в Кемь и стали звонить домой. Потом купили хлеба, ряженки и плавленых сырков, и двинули дальше. В 19:30 мы были уже на заправке за Беломорском, заправили машину, попили кофе. Стемнело, выступили яркие звезды. На следующей заправке в 21.30 снова пьем кофе, после полу – бессонной ночи и прогулки на морозе, клонит в сон.

Постепенно Иринка на заднем сиденье засыпает, а мы с Сашей болтаем, километры бегут, скоро Петрозаводск, а с ним и…

8 марта. Как раз на подъезде к Петрозаводску Иринка проснулась, поздравляем ее с праздником. Проехали Петрозаводск и поехали дальше. Постепенно начинает очень клонить в сон. В 2:45 проезжаем Пряжу, но заезжать туда в это время не имеет смысла, и мы едем дальше. В 4:50 остановились на площадке отдыха перед Олонцом. Пока ребята готовят еду и кофе, я пытаюсь немного подремать, удается совсем немного. Очень сильный и холодный ветер, когда они меня будят, они замерзшие и злые. Поели, выпили крепкого кофе и где-то в половине седьмого двинулись дальше. В Петрозаводске почему-то не заправились, а дальше на трассе совсем нет заправок, объездные вокруг городов построили совсем недавно, и все заправки в городе. Проехали Олонец, Лодейное Поле, а заправок все нет, бензин на исходе. Начинаем подсчитывать: в канистре осталось литров пять 92-го, в генераторе литра три, еще в бутылке литр и в примусе пол-литра. Да, негусто! За мостом через р. Оять, наконец-то, заправка. Заправляем левый бак под завязку, отъезжаю в сторонку, иду купить масла и тут кончается бензин в правом! Надо же, тютелька в тютельку хватило! Едем дальше, светит солнце, в машине жарко!

Наконец, выезжаем на трассу Питер – Москва, бензина опять мало, но мы хотим дотянуть до газовой заправки, чтобы дальше ехать на газе. Но почти за выездом, в Чудово, мы ее проскочили, пытаемся доехать до следующей на последних остатках бензина, и тут он все-таки заканчивается! За пятьсот метров до бензозаправки и километров за пять до газовой! Доливаем остатки из канистры, но топливная магистраль полна воздуху, и насос никак не хочет качать. Провозились минут сорок, потом заправились сначала бензином, а потом и газом, можно ехать спокойно.

Новгород проехали по объездной, осматривать его нужно минимум полдня, а времени уже много, да и не спали сегодня. А вот в Валдай решили завернуть, проехали по городу, подъехали к музею колоколов в 16:30, безо всякой надежды. Но он работал!!! Это восьмого-то марта! Нас только попросили побыстрее посмотреть, т.к. у них короткий день, а работают женщины! Посмотрели, позвонили в колокола и колокольчики, здорово! Поехали еще в соседний Иверский монастырь, осмотрели и его по случаю и двинулись к дому. По пути остановились только купить хлеба, да попить кофе уже где-то в Тверской области, и около часу ночи были дома. Все, наше путешествие закончилось. Теперь до лета.

Хотелось бы сказать большое спасибо Ире и Саше, без их помощи и поддержки мне бы ничего не удалось! А так же всем радиолюбителям, которые ждали нашего появления на островах и дежурили у трансиверов, а также и тем, которые просто читают эту статью – значит все наши усилия не пропали зря! Кстати, после возвращения, я получаю много благодарных писем по почте и E-mail. Ради этого стоило стараться, попытаюсь и дальше проводить такие вылазки. А сейчас, все фото и аппаратные журналы обработаны, QSL-карточки сданы в печать и скоро начнется их рассылка.

Еще раз спасибо всем и 73! Александр (RX3AJL).

Александр Максимов (RX3AJL), RRC#613

оригинал: http://www.hamradio.ru/rrc/ARTICLES/rx3ajl_1.htm


data-counter=""