На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | От берегов р.Волги по островам Белого моря!





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: А.Мамай (RK4HM)
Название:

От берегов р.Волги по островам Белого моря!

Коллектив радиолюбителей г.Тольятти RZ4HZW не раз уже бывал в различных радиоэкспедициях, каждый раз тщательно готовясь к очередной, по мнению некоторых, радиоавантюре. Но наш образ жизни - в том, что уюту теплой квартиры, беспроблемному провождению отпуска дома, либо на курорте, мы предпочитаем очередную радиоэкспедицию.

На этот раз было решено использовать максимально как наши финансовые ресурсы, так и потенциал, опыт и способности каждого из участников. В такой экспедиции дается возможность каждому её участнику выложиться на все сто.

Подготовка началась после участия всего коллектива RZ4HZW в радиолюбительском фестивале в Домодедово в 2004 г. У нас уже имелся богатый опыт работы в экстремальных радиолюбительских экспедициях по программам RDA и клуба Русский Робинзон.

Как всегда, начинали с выбора маршрута экспедиции 2005 года. Было решено активировать острова Белого моря. В 2004 году коллектив RZ4HZW уже там побывал, были успешно активированы острова, вошедшие в список RRC и им были присвоены номера. По участникам, в отличии от прошлого года, произошли незначительные изменения – появились новые члены коллектива RZ4HZW, а также "старики", которые по каким-то причинам не смогли участвовать в радиоэкспедиции в 2004 году.

Состав экспедиции подбирался очень тщательно, учитывалось всё: от финансовых возможностей до психологического состояния каждого. В итоге в состав экспедиции вошли:Анисков Сергей / RA4HVX, RRC #509; Болобков Александр / RN4HBU, RRC #545, Шигарев Юрий / RX4HJ, RRC #337, Мамай Александр / RK4HM, RRC #338, Першин Сергей / RW4HTG, Technical manager Любашевский Александр / RN4HEY. Каждому нужно было согласовать проблему по периоду отпуска и решить возможные семейные разногласия в этом вопросе.

В течение всего подготовительного периода под руководством Александра Болобкова / RN4HBU проводилась тщательная техническая подготовка нашего транспортного средства: установлен кондиционер, модернизирован багажник на наш УАЗ. Это позволило плотнее укомплектовать оборудование для экспедиции и, в то же время, взять больший объем необходимой аппаратуры, оборудования и запасов продовольствия, так как путь должен быть довольно продолжительным, а мы привыкли в наших экспедициях надеяться только на свои силы.

Старт экспедиции был назначен на 14–15 июля 2005 года. Маршрут был тщательно продуман, нам нужно было преодолеть 2890 км и отработать более 46 районов по списку RDA. Забегая вперёд, из-за плохих дорог и непонятных указательных знаков получилось 54 района, на радость нашим корреспондентам, постоянно отслеживавшим наш маршрут в эфире. С первых минут начала нашей экспедиции постоянно звучал позывной RZ4HZW/m с нашей подвижной станции FT-897 на антенну IC, которая была установлена на автомобиле, что позволило нам работать не только 14 мГц, но и на 7 мГц.

Наши водители рулили по очереди, пока один за рулём, другой, используя возможности просторного салона машины спал, либо отдыхал. Остальные экспедиционеры сидели в салоне, плотно прижавшись друг другу. Благодаря такому графику удавалось за день преодолевать большие расстояния. Экономя время в пути, мы с успехом использовали его на привалах, позволяя себе задерживаться в эфире дольше с мест нашего отдыха. Эти места были заранее запланированы. Мы решили максимально использовать места отдыха на территориях национальных парков и заповедников, что позволяло нам не только отдохнуть в красивых местах, но и отработать в эфире по программе RFF. На все посещаемымые нами заповедники были заранее получены письменные разрешения от администраций.

Первая наша остановка была запланирована в национальном парке "Мещера" / RFF-130 Рязанской области, туда мы прибыли ранним утром, когда ещё солнце только поднималось из-за горизонта. Выбрав место для нашего лагеря, мы решили развернуть наше экспедиционное снаряжение по полной программе, чтобы лишний раз убедиться в исправности нашей техники и амуниции, и лишний раз потренироваться: на это тоже требуется время и не маленькое, на островах оно будет в буквальном смысле на вес золота, как для нас, так и для наших корреспондентов в эфире. Каждый знал, что ему делать. В результате этого распределения труда уже через 30 минут мы полностью развернулись и начали работу в эфире с территории парка. Буквально через несколько минут, несмотря на раннее утро и не очень хорошее прохождение на нашей частоте собирается большое количество зовущих станций. Сменяя друг друга у трансивера, мы провели до отъезда более 500 связей. В этот же день по нашему плану было ещё посещение заповедника "Мещерский" RFF-129, результат – 510 связей. Далее на нашем пути оказался национальный парк "Лосиный остров" / RFF-127. Последующим этапом нашей экспедиции с большим привалом и "отдыхом" стал заповедник "Кивач". Удалось заранее договориться с руководством о его посещении, нам даже разрешили проезд на территорию водопада Кивач, и, что самое приятное, был выделен отдельный домик для отдыха. Этим мы и воспользовались, отработав в эфире более 550 связей и привели себя в порядок перед последним этапом нашего пути, накупавшись в водопаде. Сделав небольшую ревизию наших вещей и оборудования, мы тронулись в путь.

Предстояло проехать более 500 км до конечного пункта, первой части сухопутного маршрута нашей экспедиции и начала морской, в г. Чупа, где нас уже ждали. Прибыли мы туда 18 июля 2005 года в 17:00 по местному времени. На причале не оказалось нашей яхты под названием "Моряна". По договорённости она должна была подойти только 19-го июля вечером. Но нас это не огорчило. Посовещавшись, мы решаем провести остаток времени до отплытия с пользой. Договорившись с местными рыбаками, переправляемся на небольшой остров Чупской губы, разворачиваем лагерь, и вот уже в эфире звучат позывные острова Долгий RR-NEW!

Утром в 10:00 по местному времени нам сообщили, что яхта прибыла и нас уже ждут!!! Быстро собрав нашу амуницию, мы прибыли на причал. И вот мы увидели наше транспортное средство. Возле полуразрушенного от времени причала стояла наша "Моряна", вызывая уважение своими размерами. По сравнению с другими яхтами, она выглядела огромной, её размеры впечатляли, длина – более 14 метров, ширина – более 3 метров, высота мачты – более 16 метров. Добротно сделанный из северной ели корпус, современный дизайн рубки и, что самое приятное, полный набор удобств: камбуз с газовой плитой и прочие необходимые в длительном походе места. Восемь спальных мест, не считая двух для экипажа, гарантировали нам комфортное проживание. После всего увиденного, знакомимся с её капитаном, он представился Василием. Посовещавшись с ним и расплатившись с руководством фирмы за фрахт яхты за две надели, мы приступаем к погрузке на яхту всего нашего добра. Через некоторое время весь причал был забит нашим "барахлом". Изумление капитана вызывал не только объем, но и содержимое наших вещей.

Успокоив, его мы начали погрузку, стараясь уложить все так, чтобы было больше свободного пространства на борту, используя при этом каждые свободные уголки и рундуки, благо мест этих было превеликое множество. Закончив с погрузкой, устанавливаем нашу аппаратуру в носовом кубрике яхты, также на леере форштевня прикрепляем с помощью полутораметровой дюралевой трубы нашу антенну. Юра / RX4HJ с капитаном отмечают на карте Белого моря острова, на которые мы хотели бы попасть.

Через некоторое время звучит команда: "Отдать швартовы"! И вот настал долгожданный момент, мы начали нашу долгую и самую трудную морскую часть экспедиции.

Волнения позади, море спокойно, приятно плещется набегающая на форштевень яхты волна, приглушенно и ровно с кормы слышится рокот дизеля, а за бортом проплывают острова Чупской губы, уже через некоторое время с камбуза доносится манящий запах вареной картошки с мясом, звучит более приятная команда: "За стол!" Это Александр Болобков / RN4HBU не теряя времени зря, уже приготовил обед и наполнил наши, видавшие не одну экспедицию, походные кружки знакомым по запаху и вкусу напитком. Звучит тост за нашу удачу, за начало экспедиции. После завтрака продолжаем наводить порядок и через некоторое время с борта яхты "Моряна" звучат позывные RZ4HZW/MM, мы отмечаем в эфире начало нашего морского этапа экспедиции. Ребята поздравляют нас в эфире и желают успеха нашей затее.

Поздно вечером мы подходим к о. Высокий RR 02–64. Высадившись при спокойном море на остров, мы разворачиваем наш экспедиционный переносной комплект аппаратуры: антенну GP 9,3 метра на 40–10 метров и трансивер IC-756 PRO II. Запускаем генератор, и вот уже в эфире звучат позывные острова. Мгновенно на нашей частоте собирается огромное количество станций, каждый хочет отметиться в нашем журнале, стараемся ответить по возможности всем. Много станций с Европы, это приятно, значит, программа RRC становится популярней среди радиолюбителей не только России, но и ближнего, и, особенно, дальнего зарубежья. Отработав необходимое количество связей с острова, мы погрузили наше оборудование на яхту и взяли курс на следующий остров.

Согласно раннее утверждённому нами в жарких спорах плану, следующим островом должен быть о. Малехино (RR 02–03). Переход не принес никаких неожиданностей, мы, спокойно высадившись на остров, по отработанной нами технологии, развернули аппаратуру и вышли в эфир рано утром 20 июля 2005 г. Отработав с острова более 5 часов мы, свернув и упаковав всё наше походное имущество, взяли курс на о.Большой Робъяк (RR 02–67 по списку RRC). Пообедав на борту яхты, мы решаем немного отдохнуть, тем более что к вечеру 20 июля погода начала портится, подул северо-восточный ветер.

Посовещавшись, все же решаем отойти от острова, несмотря на то, что он давал какое-то укрытие от волн. Ветер всё крепчал, а волна становилась всё больше. В носовом кубрике начала ощущаться приличная качка, аппаратуру и всё, что было плохо закреплено, пришлось уложить и упаковать по-штормовому. Забегая вперед, хочется отметить правильное решение и команды и экипажа яхты, иначе последствия могли бы быть не очень приятными. Отдыхать в носовом кубрике во время шторма, а тем более спать, было просто невозможно. Волны высотой до шести метров обрушивались на форштевень яхты, яхта то поднималась на гребень волны на эту же высоту, то, с грохотом. проваливалась до следующей. Так продолжалось всю ночь, скорость перехода заметно упала, так как пришлось всё время идти под дизелем против волны. К тому же добавилось ещё одна проблема: плотный туман накрыл весь горизонт и нам пришлось ориентироваться по GPS, в такую погоду ходить в здешних местах довольно опасно, так как море мелководное и изобилует множеством камней и скал, торчащих прямо из воды. Нам приходилось не раз их видеть собственными глазами. У некоторых экспедиционеров появились признаки морской болезни, а некоторые умудрялись ужинать по несколько раз. Вероятно, сказывалась морская практика, полученная ранее в морских походах и экспедициях.

После всего этого морского кошмара утром прямо из тумана начали вырисовываться контуры острова, подойдя осторожно на малом ходу к острову с подветренной стороны мы во время прилива зашли в небольшую бухту. Спустив нашу экспедиционную лодку, сразу приступаем к высадке. Часть команды остаётся на яхте. Начинаем работу в эфире, наши постоянные корреспонденты всегда начеку и приятно слышать знакомые голоса с далеких мест и разных стран. Несмотря на плохую погоду, прохождение хорошее, в основном работаем на 20 метровом диапазоне, к вечеру мы переходим на 40 м. Несмотря на сильный ветер и пасмурную погоду, с наступлением темноты неспешно начинаем сворачивать наш походный лагерь, палатку и антенну. Всё это погружаем на яхту и принимаем решение выйти в море, ведь нас ждёт новый для нас остров.

Погода к этому времени немного начала успокаиваться, но как только мы отошли от острова в открытое море, снова ощущается приличная качка и сильный ветер. Хорошо, что этот переход оказался не таким долгим и утоимительным, как предыдущий.

Подходим к новой точке нашей экспедиции. Все, повторяется: натренированными движениями рук, которые уже сами знаю что делать, устанавливаем палатку и антенну GP на скалистом берегу, покрытом зеленым мхом, мягким и пушистым, словно персидский ковёр. Очень трудно закрепить оттяжки для антенны, колья невозможно забить в мох, несколько сантиметров и начинается гранит. Приходится цепляться за любой торчащий кустик или карликовое деревце. Прежде чем установить антенну, приходится учитывать эти, на первый взгляд, мелочи. Там, где невозможно найти место для крепления оттяжек, поднимаем на холм или вершину острова тяжёлые камни или бревно, их тут очень много, выброшенных на берег течением и штормами.

Суровый климат и сильные ветра сделали эти места малодоступными для туристов, поэтому природа на этих островах практически не тронута. Острова, чем дальше от побережья, тем более похожи друг на друга, как близнецы: голый камень покрытый зеленым мхом и небольшими карликовыми соснами, очень много чаек и бакланов. Практически на каждом острове стоят останки поминальных и поклонных крестов, установленные разными поколениями поморов, а также геодезические знаки.

На некоторых островах есть также маяки или навигационные огни, либо то, что от них осталось. Один из них нам достался в качестве трофея, как напоминание о нашем посещении островов. Как мы добывали наш трофей, это тема для отдельного рассказа, возможно, не менее интересная, чем вся наша экспедиция. Несмотря на быстроту этой авантюры, наше приключение останется в памяти всех участников экспедиции, а также экипажа пограничного катера, случайно, или нет, повстречавшегося нам у одного из этих островов.

Из-за штормов и сильного ветра приходится немного корректировать наш план и маршрут экспедиции, но от этого она становится ещё интереснее. Нам предстоит увидеть и посетить удивительные по красоте и значимости (как для нас, так и для охотников за островами) места. Время проводим, в основном, на яхте во время переходов от острова к острову и у трансивера за работой в эфире с временного лагеря на островах. Иногда Александр / RN4HBU прямо на острова доставлял нам еду, закуску и всё необходимое к ней, приготовленные на борту яхты в более подходящих условиях. Обедать приходилось у трансивера, так как большое количество зовущих станций не позволяло надолго отвлекаться от микрофона или ключа. Каждый день мы старались начинать с нового острова, а, если позволяла погода и направление ветра, мы устремлялись к новым NEW ONE.

Корректируя с Евгением / RZ3EC по эфиру внезапно изменяющиесяся планы посещения островов, стараемся давать полную информацию об островах, их координаты, номер по RRC, если он выдан, а также RDA. Из хаоса зовущих станций постоянно слышны знакомые позывные. Среди таких, уже ставших для нас друзьями по эфиру, много станций как России, так ближнего и дальнего зарубежья, интересующихся дипломной программой клуба «Русский Робинзон».

Прошло уже половина времени до окончания экспедиции, в нашем активе уже были радиооткрыты довольно интересные острова в этом, конечно, каждый из участников экспедиции и команды «Моряны» принимал непосредственное участие. Каждый делал своё дело, а именно в этом и заключается успех.

До определенного времени нам везло, если не считать капризы северной погоды, каждый из нас знал, что долго так продолжаться не может, что-то в каждой экспедиции идет не так, как планировалось заранее. Вот и у нас проблемы начались внезапно, как всегда их никто не ждал. Один из наших генераторов "HONDA" отказался работать на борту яхты во время качки, у него начались сбои в работе двигателя, обороты то повышались, то резко снижались. Поэтому пришлось заняться его ремонтом прямо на борту. Времени на его ремонт на одном из островов у нас не могло быть, так как впереди нас ждало ещё одно испытание не только морем, но и довольно сложными соревнованиями. Нам предстояло работать в экстремальных условиях с острова, находящегосяся за полярным кругом в IOTA Contest. А работать в таких соревнованиях без резерва довольно рискованно. Поэтому пришлось на ходу изучать хитроумную технику, ремонтируя ее подручными средствам, применяя свою смекалку и опыт работы в таких условиях. После ремонта в столь необычных условия капризный генератор мог заводиться и работать только под определенным наклоном, этому необычному явлению никто из нас не мог дать грамотного объяснения, а тем более устранить эту неисправность. После небольшого совещания решено было его использовать только на берегу, а второй генератор оставить в резерве.

Вот и настал тот день, когда нам нужно было выбрать на карте один из островов в группе IOTA EU-162 им оказался остров Средний RR-0260. До него еще порядка 6 часов хода и нам опять не повезло с погодой: во время перехода мы попали в очень сильный шторм. Порывы сильного ветра и большие волны напомнили нам о том, что мы находимся не у себя на Волге, а на севере. На Белом море! Несмотря на трудности решили укрыться на небольшом острове недалеко от основной окончательной точки экспедиции. Запас времени у нас был, поэтому мы зашли в небольшую бухту и стали на якорь, точнее на два, так как сильный ветер и здесь не давал покоя и грозил вынести нашу яхту прямо на острые камни. Спасибо капитану "Моряны": он принял смелое и, как оказалось, единственно правильное решение в столь трудной ситуации.

Несмотря на сильный ветер высаживаемся на берег, разворачиваем антенну и устанавливаем аппаратуру в палатку и опять в эфир летят позывные с ещё одного острова на Белом море. Параллельно обсуждаем проблему: о.Средний отмечен в нашем рабочем списке как последний из остров и самый главный – мы должны работать с него в. Принимаем компромисное решение, советуясь с капитаном "Моряны": высаживаем на остров группу для работы в тесте, а после этого яхта уходит обратно спасаться от шторма. Связь между яхтой и экспедиционерами решили поддерживать на УКВ.

Ветер начал понемногу утихать, но волнение на море было всё же приличное. Мы вышли по направлению к нашему острову. Его скалистые берега выглядели очень негостепреимными. Этому во многом способствовала погода. С подветренной стороны мы спустили нашу лодку, погрузив всё самое необходимое от аппаратуры, антенн, топлива для генератора до запасов сухого пайка и воды (о горячей пище, как минимум на сутки, нам придется забыть, поэтому заранее на борту подкрепились…).

Учитывая направление ветра, устанавливаем антенны, палатку, запускаем наш капризный генератор, и вот в эфир летят позывные с нового острова. Передаем на борт яхты, что у нас всё в порядке и через некоторое время с небольшой грустью наблюдаем с берега острова, как наша яхта, подняв паруса, борясь с ветром и волнами неспеша отходит от острова и скрывается в небольшом тумане.

Мы остались на этом необитаемом острове, продолжая готовить наше оборудование и самих себя к работе в соревнованиях, так как каждый из нас будет принимать в них участие в первый раз в этих экстремальных условиях. Всё же, несмотря на опыт работы в эфире, нас охватывает легкое волнение: EU-162 в этих соревнования будем представлять только мы одни…

Всё шло обычно – прохождение было хорошим. Мы с каждым новым QSO набирали всё больше и больше очков. Несмотря на наши 100 WATT, нам отвечали практически с первого раза, ведь мы тоже давали множитель для нашего корреспондента. Но, как всегда, всё происходит внезапно. Почувствовав плохой приём во время работы на своём Icom 756 PRO II я включил фильтр-подавитель импульсных помех. И в это время невдалеке прогремел гром и сверкнула молния. Сразу сработал давно отработанный рефлекс: выключен аппарат и вынута антенна из разъема. Через некоторое время небольшая грозовая тучка уже была далеко от острова, но после включения трансивера я с изумлением понял, что мне никто не отвечает, несмотря на мои продолжительны попытки вызова корреспондентов, стало ясно, что на передачу трансивер выдает чуть больше 3 Ватт.

За два часа до окончания соревнований не хотелось в это верить, было очень обидно и, в тоже время, нужно было что-то срочно предпринимать, ведь время уже работало против нас. Вот тут и пригодился наш запас апааратуры. Срочно достаем наш походный YAESY FT-897 и включаем его в работу, через некоторое время удается наверстать темп работы.

В итоге по данным программы нам удалось отработать более 1300 QSO н заработать более чем 1.300.000 очков.

Мы и не заметили, как наша яхта показалась на горизонте, море было почти спокойным, поэтому с чувством исполненного долга уставшие, голодные, но довольные, что нам это удалось сделать, мы вышли из нашей промокшей палатки, которая была нам всё это время надёжным укрытием от непогоды. Перекинувшись несколькими шутливыми фразами на УКВ с членами экспедиции, оставшимися на яхте, мы срочно стали собирать наше оборудование. Впереди был переход уже домой в г.Чупа, где нас ждал ещё один член нашей экспедиции – наш УАЗ, который должен был доставить нас всех домой в г.Тольятти.

После погрузки всей аппаратуры и оборудования часть команды после сытного обеда и традиционного тоста за успешно выполненную программу завалилась спать на своих местах на борту "Моряны".

Пока часть экспедиционеров отдыхала, другая строила планы на оставшиеся дни до возращения в Чупу. Как всегда, всё делается напоследок, принято решение немного отдохнуть, порыбачить в Белом море, а заодно и пополнить запасы пресной воды. Для этого нам предстоит зайти на биологическую станцию Российской академии наук мыса "Картеш", а оттуда уже недалеко и до Чупы.

Рано утром 02.08.2005г яхта подошла к причалу г.Чупа, и после церемонии прощания с капитаном "Маряны" и её экипажем начинаем погрузку всего нашего оборудования и вещей на машину. Через полтора часа мы, посигналив на прощание всем, тронулись в обратный путь. Юра /RX4HJ, как всегда, занял место у трансивера. Несмотря на усталость, предстояла работа по программе RDA, как и на первом этапе нашей экспедиции мы старались проложить наш маршрут через те районы RDA, которые имели либо слабый рейтинг по активации, либо вообще его не имели. Потому что и для нас, и для наших корреспондентов они представляли наибольший интерес.

Нам опять предстояло проехать более 3000 км по дорогам России.

За время нахождения в пути были разные ситуации от смешных до абсолютно серьезных, граничащих с опасность и здоровьем всех без исключения членов экспедиции. Но, благодаря слаженности в работе, профисионализму, взаимовыручке и терпению нам удалось успешно закончить наше мероприятие, которое мы готовили целый год.

Утром 05.08.2005 г. мы прибыли в г.Тольятти, где нас встречали наши родные и друзья.

Если подвести итоги, то за время экспедиции с 14 июля по 05 августа 2005г. нами отработано по программе RDA более 115 районов, по списку RRC 22 острова из них 15 NEW ONE!, три острова по программе IOTA EU-147, EU-153, EU-162. Также отработано 12 заповедников и национальных парков России. Проведено более 16.000 связей с более чем 150 странами и всеми континентами мира.

Мы познакомились с прекрасными и интересными людьми в разных городах необъятной России, к нам всегда оказывалась внимание. Где бы мы ни находились, к нам каждый раз приходили на помощь и словом и делом наши друзья по эфиру, и просто хорошие люди.

Всем огромное спасибо за интерсные встречи в эфире за хорошие слова и пожелания удачи.

Коллектив RZ4HZW постарается и впредь уделять большое внимание в своих последующих экспедициях новым островам и районам России!

С Уважением Мамай Александр / RK4HM, #338 и коллектив RZ4HZW: Анисков Сергей / RA4HVX, #509, Болобков Александр / RN4HBU, #545, Шигорев Юрий / RX4HJ, #337, Першин Сергей / RW4HTG, Technical manager Любашевский Александр / RN4HEY.

Источник текста и фото http://www.kerettour.onego.ru/solovkyradio.htm


data-counter=""