Сначала немного истории
Я давно интересовался островом Питкэрн по двум причинам. Во-первых, у этого острова уникальная история, а во-вторых, это очень интересное место для DX-экспедиции. Не уверен, что все читатели знают эту историю, но если нет, советую почитать о мятеже на «Баунти». В декабре 1787 года HMS Bounty отплыл из Англии, чтобы собрать саженцы хлебного дерева на Таити. Они прибыли туда в апреле 1789 года и оставались там полгода. После отплытия с Таити между капитаном Блаем и исполняющим обязанности лейтенанта Флетчером Кристианом возник конфликт, в результате которого Кристиан захватил корабль. Блая и 18 членов экипажа посадили в открытую шлюпку посреди океана. Флетчер Кристиан, 9 мятежников, их 9 таитянских жён и 6 таитянских мужчин позже поселились на Питкэрне 15 января 1790 года. Нынешнее население острова (около 50 человек) — все потомки этих мятежников. Есть много источников информации, даже фильмы, посвящённые Питкэрну.
Введение
Я начал изучать, что потребуется для поездки. Две вещи нужно было делать параллельно: искать и бронировать подходящее жильё и организовывать транспорт. Последнее включало несколько перелётов и долгое путешествие на лодке. По личным причинам я мог подтверждать детали не раньше чем за 3 месяца до поездки. Самым сложным было получить подтверждённое место на M/V Silver Supporter, так как он вмещает только 12 пассажиров. Сначала я попал в лист ожидания, но вскоре получил подтверждение. Это стало началом организации перелётов и проживания.
Silver Supporter — это судно, которое 4 раза в год доставляет припасы из Новой Зеландии на Питкэрн. Кроме того, у него есть более частые рейсы между Мангаревой (Таити) и Питкэрном. Я забронировал поездку из Мангаревы, которая длилась более двух дней.
Обычные перелёты до Папеэте я оформил через KLM и Air France. Из Папеэте летает только Air Tahiti, и всего два раза в неделю. Этот рейс идеально стыковался с отправлением Silver Supporter. Они используют ATR72 — небольшой самолёт, и мне нужно было убедиться, что мне достанется место. Поскольку у меня было 3 места багажа, пришлось оформлять 2 дополнительных как сверхнормативный груз. Это оказалось непросто. Официально вам говорят: «Приходите за 2 часа до вылета и просите взять допбагаж за отдельную плату, если есть место». Естественно, для меня это было неприемлемо — я хотел быть уверен, что весь багаж полетит со мной. В итоге удалось решить этот вопрос через грузовой отдел Air Tahiti (называется Fret).
При планировании перелётов я закладывал временной буфер на случай задержек или непредвиденных обстоятельств. После нескольких переписок по электронной почте я нашёл подходящее жильё и забронировал Plas Pitcairn Chalet у Бренды и Майка Кристиан. Это было в 5 минутах ходьбы от их дома, где мне также предоставляли завтрак, обед и ужин. На этом все приготовления были завершены.
Конфигурация станции
Я решил добавить новый режим работы — FT8, из-за его популярности в сообществе. Во время экспедиции W8S я видел, как можно одновременно работать на одной станции в CW/SSB, а параллельно — в FT8, и хотел попробовать.
Поскольку экспедиция была дорогостоящей, я не хотел, чтобы её сорвали технические проблемы. Поэтому я предусмотрел полное резервирование оборудования: трансиверы, блоки питания, компьютеры, антенны. Исключением стал только усилитель SPE, потому что брать два было слишком тяжело. У меня были SunSDR2 PRO (20 Вт) и SunSDR2 DX (100 Вт). SunSDR2 PRO — это 20-ваттная версия, но для работы с усилителем SPE требуется менее 10 Вт. SunSDR2 DX — 100-ваттная версия, которая может работать без усилителя.
На ноутбуках я установил N1MM+ для ведения лога и MSHV для FT8. Оба ноутбука и трансиверы были подключены через UTP-кабель к небольшому роутеру.
Если вы хотите работать на двух радиостанциях одновременно, вам нужны полосовые фильтры (BPF) и хорошее расстояние между антеннами. Я специально для этой экспедиции собрал BPF по схеме DG0SA (SK), которые можно приобрести у DH4YM. Это версии на 200 Вт, но они лёгкие и компактные. Хотя я пытался заранее оценить расположение антенн через Google Earth, окончательное решение принимается уже на месте. Но чтобы быть готовым, я решил взять 30 и 70 метров коаксиального кабеля.
Поскольку вес был критичным фактором, я долго искал оптимальное решение и в итоге выбрал кабель Messi & Paoloni Extraflex Bury 7. Он имеет низкие потери, выдерживает высокую мощность, а 100 метров весят всего 6 кг. Компания выступила спонсором и предоставила этот кабель бесплатно.

Упаковка оборудования
Я потратил немало времени, чтобы уместить всё оборудование (и немного личных вещей) в 3 чемодана по 23 кг каждый. Из-за длины Spider Pole для DX Commander (120 см) мне понадобился чемодан нестандартного размера. Для этого я купил чехол для клюшек. В него поместились шест DX Commander, Hexbeam и 100 метров кабеля. Всё вместе весило 23 кг.
В один чемодан я положил усилитель SPE, основание Hexbeam, один блок питания и все провода для DX Commander — снова 23 кг. Всё остальное оборудование (трансиверы, блоки питания, кабели, роутер, инструменты и т. д.), а также немного личных вещей, уместилось во второй чемодан — опять 23 кг.
Я анонсировал экспедицию и создал страницы на своём сайте (dx.to/vp6g/). Одновременно начал обращаться в DX-клубы и фонды за поддержкой, поскольку экспедиция была дорогостоящей. К счастью, несколько организаций откликнулись.
Начало путешествия
31 марта я вылетел из аэропорта AMS в 08:00 по местному времени в Париж (CDG). Из CDG у меня был рейс AF24 в Лос-Анджелес (LAX), а затем AF28 в Папеэте (PPT). В LAX я узнал, что один чемодан (самый важный!) остался в Париже. После консультации с сотрудниками Air France мне сказали, что чемодан прибудет рейсом AF28, и я получу его в Папеэте.
В зоне досмотра я наблюдал, как сотрудник TSA распаковывает мой гольф-кейс. Он вытащил всё содержимое и, вероятно, был удивлён, увидев в чехле для клюшек антенны и кабели. Всё было упаковано обратно, и кейс отправили в грузовой отсек.
Да, гольф-кейс долетел до PPT, но второй чемодан — нет. Я пошёл в офис Air France, чтобы узнать, что можно сделать. Там мне сказали, что он прибудет следующим рейсом AF26 в 05:30, а мой вылет в Мангареву — в 06:30. Я подошёл к стойке Air Tahiti, объяснил ситуацию. Персонал связался с руководителем, и мне пообещали сделать всё возможное. Больше я ничего не мог поделать и пошёл немного поспать.
Около 19:00 я поехал в аэропорт, чтобы обменять деньги, так как за дополнительный багаж в Мангареве (на обратный рейс) нужно было платить только наличными.
Я проснулся в 03:00, спустился в лобби, забрал гольф-кейс из камеры хранения, оплатил счёт и ждал такси. Такси приехало в 04:00, и вскоре я был в аэропорту. Стойка Air Tahiti была ещё закрыта, но открылась через 15 минут. Я объяснил ситуацию, и сотрудники отнеслись с пониманием.
Я зарегистрировал два места багажа, но мне сказали, что у меня перевес, и нужно доплатить. Я показал квитанцию, что уже оплатил заранее. Сотрудник проконсультировался с менеджером и сказал, что оплата была через грузовой отдел (Fret), поэтому допбагаж нужно оформлять там. Он показал, где находится их стойка, но она была закрыта до 06:00. Я понял, что это не сработает: после регистрации гольф-кейса мне нужно было бежать в зал прилёта, ловить чемодан с рейса AF26 и возвращаться.
Поэтому я вернулся к стойке Air Tahiti, зарегистрировал гольф-кейс и оплатил два места сверх нормы. Затем пошёл в зал прилёта и ждал AF26. Я уже заметил, что рейс прилетит на 15 минут раньше. Когда самолет приземлился, я зашёл в зал прибытия. Там меня встретила сотрудница Air France, которая помогла мне, и мы вместе ждали мой чемодан на ленте. Ей уже позвонили из Air Tahiti и сказали, что крайний срок — 06:10.
Я думаю, прошло несколько сотен чемоданов, прежде чем в 06:05 я увидел свой. Я схватил его и побежал к выходу. Там меня уже ждал сотрудник Air Tahiti, который проводил меня к стойке, принял чемодан и поставил меня в начало очереди на досмотр. После этого я сразу прошёл к самолёту. Какое облегчение!
Рейс сначала летел на остров Хао, где мы провели полчаса на дозаправке. Наконец, мы приземлились в Мангареве.
В Мангареве я впервые увидел все три места багажа вместе. Мне нужно было встретиться с полицейским, который поставил штамп в паспорт, поскольку я покидал Французскую Полинезию.
Трансфер на Silver Supporter
Нас доставили на лодке к M/V Silver Supporter.
Silver Supporter — это норвежское судно, зафрахтованное правительством Питкэрна. У него очень интернациональный экипаж: капитан из Латвии, инженер из России, кок с Филиппин. Всего 8 человек.
Пассажиров разместили в каютах, некоторые делили комнаты. У меня была отдельная спальня, но общая гостиная с душем. Всё было отлично. Питание — три раза в день, всегда были закуски и напитки.
Среди пассажиров:
- Молодой русский парень
- Саймон из Шотландии
- Мона из США
- Ещё один мужчина из США
- Полицейский из Новой Зеландии (возвращался с отпуска)
- Мелва (возвращалась домой после поездки в США)
Прибытие на Питкэрн
Мы прибыли, когда было ещё темно, и ждали рассвета, чтобы начать высадку. Жители Питкэрна подплыли на своей лодке, и мы наблюдали, как выгружают багаж. Поскольку лодка находилась намного ниже палубы Silver Supporter, все вещи передавали вручную. Пассажиры спускались по верёвочной лестнице в спасательных жилетах, пристёгнутых к страховочному тросу.
Когда все люди и багаж оказались в лодке, мы быстро добрались до гавани, где нас встречали почти все жители Питкэрна. Среди прибывших были:
- Туристы (на 3 или 11 дней)
- Те, кто возвращался домой
- Люди, приехавшие по делам (например, единственный полицейский на острове)
Меня сначала поприветствовала Меральда VP6MW, а затем Бренда Кристиан. Я арендовал Plas Pitcairn Chalet у Бренды и Майка Кристиан, поэтому она отвезла меня и мой багаж к дому, который стал моим «домом» на следующие 11 дней.
После прибытия я осмотрел территорию и решил, где установить антенны. Изначально я хотел разнести их на 80 метров, но из-за обстоятельств пришлось сократить расстояние до 20 метров.
Было ещё рано, и я приступил к сборке DX Commander, а затем Hexbeam. В какой-то момент мне понадобилась помощь, чтобы установить DX Commander и закрепить 6-метровую мачту на веранде, а затем смонтировать Hexbeam наверху. Обе антенны были готовы к работе к вечеру.
Перед началом работы я проверил КСВ обеих антенн — всё было в норме.
Следующим шагом была настройка радиостанции, которая включала два рабочих места: одно для CW, другое для FT8. Я был почти уверен, что одновременная работа на двух трансиверах (даже с BPF) будет невозможна. Однако один раз мне удалось работать CW на 20 м и FT8 на 15 м, но в остальное время приходилось выбирать один режим.
Я столкнулся с помехами (RFI) на USB-кабеле от K1EL miniWK, из-за чего терялся COM-порт. У меня с собой была коробка с ферритовыми кольцами, и после установки нескольких штук на кабель проблема исчезла.
Позже мне писали о проблемах с прерывистой передачей в FT8. Один из участников DX-экспедиции сказал, что у них была похожая проблема, и она была связана с усилителем SPE. Другие указывали на трансивер, но его замена не помогла. Третьи предполагали, что дело в софте, но я не хотел его переустанавливать, чтобы не усугубить ситуацию. В итоге некоторые операторы испытывали трудности, но в целом в лог попало 7 827 QSO в FT8. Приношу извинения за доставленные неудобства.





Электроснабжение и интернет
Электроснабжение было отличным. Не так давно на Питкэрне установили современные системы энергоснабжения: солнечные панели, аккумуляторы и инверторы. Это было и в моём домике, поэтому у меня было стабильное питание 240 В 24/7.
Много лет интернет на острове работал через Inmarsat, но недавно начали устанавливать Starlink. Теперь в каждом доме есть терминал, и скоро заработает телефония. Благодаря этому у меня всегда был хороший интернет.
Работа на 6 метрах
Множество японских станций хотели связаться с Питкэрном, и я получал письма с советами, когда лучше ловить JA. Я потратил много времени на поиск JA, который обычно появлялся во время ужина. Несколько раз я пропускал ужин ради этого.
Мое первое QSO на 6 м был с Меральдой VP6MW. Какая неожиданность! Меральда живёт в центре Адамстауна, на меньшей высоте и ближе к морю. С её локации в сторону Японии тоже есть гора, как и у меня. Однако она могла работать JA на 6 м, а я — нет. Странно, что многие JA слышали меня, но я не слышал их. Это было досадно для всех японских станций, которые следили за моей активностью.
Мне удалось поработать с TI, XE, PY, W и другими. И я, и VP6MW использовали Hexbeam для работы на 6 м.
Погода
За время моего пребывания было несколько дождей. Я заметил, что во время дождя КСВ Hexbeam ухудшался. Видимо, вода попадала между двумя квадратными алюминиевыми трубками, из которых состоит фидер. Чтобы решить проблему, я выходил на веранду и пинал мачту, после чего с антенны стекали капли воды. КСВ улучшался, но иногда приходилось включать тюнер SPE.
Прохождение
Я подготовил карты прохождения, и Jari OH6BG любезно предоставил мне прогнозы короткого и длинного пути для VP6G, которые также были на моём сайте.
Скандинавия (OH, SM, LA, OZ) оказалась одним из самых сложных регионов с точки зрения прохождения, поэтому требовала дополнительного внимания. Однако на практике мне удалось поработать с этими станциями на нескольких диапазонах, и они пробивались через общие навалы. Иногда сигналы были с «дрожанием» (flutter).
Интересно было наблюдать, как прохождение «двигалось» по Европе: сначала громкие UA, затем HA, OH, OZ, DL, F и т. д. Отличный опыт!
С приближением пика солнечного цикла были долгие открытия на высоких диапазонах, и я старался максимально использовать 15–10 м. В ближайшие годы это может стать сложнее, и фокус сместится на низкие диапазоны.
Местные радиолюбители
Перед отъездом я подарил блок питания 13.5 В Меральде VP6MW, а Hexbeam — Дейву Брауну VP6DB, который ещё не настроил свою станцию. В этом году на острове ожидаются другие операторы, а один американский радиолюбитель планирует переехать на Питкэрн и развернуть там свою станцию.
Результаты
Моя цель была 12 000–15 000 QSO, но в итоге в лог попало 16 241 QSO. Как CW-оператор, я рад, что CW QSO больше, чем FT8!


Спонсоры и благодарности
Я хочу поблагодарить всех спонсоров и частных лиц, чья поддержка сделала эту экспедицию возможной.
Оригинал статьи находится : https://dx.to/vp6g/.