Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Гудыма И.А. (UA6MF)
Название:
Радиоэкспедиция UE6ADI
Наверное не будет преувеличением сказать, что всякий коротковолновик, по-настоящему увлеченный своим хобби, мечтает поработать в эфире из редкой страны или острова. К сожалению, не у каждого есть такая возможность. Дальние экспедиции сопряжены с большими финансовыми и организаторскими трудностями. В окрестностях же своего QTH, казалось бы, ничего интересного не осталось. С появлением клуба "Русский Робинзон" активизировалась работа с российских островов, в том числе и с островов, не вошедших в программу ЮТА. Идея осуществить эту экспедицию впервые была высказана Олегом UR3IFD на встрече радиолюбителей-коротковолновиков, выпускников Ростовского радиотехникума, и была поддержана Аркадием UA6LKT и Иваном UA6MF. Целью (объектом) экспедиции были выбраны острова Долгие в Азовском море — как ближайшие острова, вошедшие в национальную островную российскую программу "RRA". Острова Долгие находятся в шести милях на юго-запад от окончания Должанской косы и в сорока километрах от г.Ейска Краснодарского края.
В состав экспедиции вошли Олег UR3IFD (г.Донецк) и ростовчане Аркадий UA6LKT, Иван UA6MF, Григорий UA6ME, Игорь UA6MV, Евгений UA6LDO, Виктор UA6LLA. Возглавил экспедицию UA6MC Садовников С.Ф. — президент ростовского общества радиолюбителей "ОРР". Экспедицию было решено провести в августе 1994 г. К этому времени было получено в ГИЭ разрешение на работу с островов Долгих с 1 по 31 августа позывным UE6ADI (UE6ADolgy island). В течение июля на коллективной радиостанции Ростовского колледжа радиоэлектронного приборостроения RK6LWJ (ex UZ6LWJ) шла подготовка к поездке: изготавливались антенны, проверялась аппаратура. Особое внимание уделялось бензоагрегатам, которым предстояло снабжать нас электроэнергией. 30 июля на загруженных выше крыши "Жигулях" прибыл Олег UR3IFD. Старт был назначен на понедельник, 1 августа, вечер.
Для перевозки основного груза использовался фургон "Служба "быта" на базе ГАЗ-53. Так как мы знали, что на острове ничего, кроме ракушек, нет, пришлось все необходимое для нашего недельного там пребывания везти с собой. Список вещей к погрузке получился внушительным: прежде всего емкости под 200 л бензина (бензин будет куплен по дороге), емкости под 100 л воды, четыре трансивера, усилитель, антенны, мачты, два бензоагрегата — на 1 кВт и на 4 кВт, три стола, стулья, 3 палатки, брезент, спальные мешки, электроплитка, два "Шмеля" для приготовления пищи, посуда, топор, лопаты, кувалда, большое количество метровых прутов и уголков для крепления оттяжек в песке, светильники и т.д. и т.п. Ну и конечно — запас продуктов питания на семь человек на неделю. Для свободной вахты взяли небольшой телевизор. К семнадцати часам колонна из трех автомобилей потянулась к выезду из Ростова. Первым шла "семерка" UA6ME, вторым — ГАЗ-53 под управлением UA6LKT и замыкающим — УАЗ UA6LLA. В каждом автомобиле находилась радиостанция на 27 МГц, что впоследствии нас здорово выручило.
То ли потому, что стартовали мы в понедельник, а понедельник, как известно, день невезучий, то ли еще по каким-то причинам, но приключения у нас начались сразу после выезда из Ростова. Это и поломки автотранспорта, и излишняя подозрительность работников ГАИ к нашей ночной колонне с малопонятным названием "Радиоэкспедиция", а кульминацией этой ночи была вынужденная остановка ГАЗ-53 на переезде, и только благодаря радиосвязи мы успели вовремя собраться и вытолкать автомобиль вручную буквально из-под колес мчащегося поезда. Ситуация — как в фильмах о правилах дорожного движения.
К рассвету 2 августа мы прибыли на Должанскую косу. Предрассветное море встретило нас неприветливо: холодный свежий ветер, вполне серьезные волны и отсутствие чего-либо на горизонте. Все как-то сразу стали серьезнее: одно дело представлять себе ласковое теплое море, красивый бстров и т.д., и совсем другое — бурное ночное море, где-то там, вдали, маленькая песчаная полоска и мы на ней. Скорый завтрак — и мы едем к маяку, где должна состояться встреча с работниками Ейской рыбоохраны, которые обещали переправить нас на остров. День 2 августа — вынужденное бездействие, ждем катера, волна мешает выйти в море. Легкое уныние и напряженное ожидание катера. Добавляют отрицательных эмоций рассказы местных рыбаков, обязательно с трагическим финалом. Дело в том, что рядом с островами проходит сильнейшее встречное течение, верхний слой воды движется в одну сторону, а нижний — в противоположную. На море указателей не поставишь, и каждый год местные жители становятся свидетелями новых трагедий.
И вот в 16 часов — радостное известие: катер готов! Переезжаем на другую сторону косы, видимо, на территорию рыбколхоза, подгоняем к воде наш фургон и начинаем загрузку катера. Рыболовецкий катер довольно вместительный, так что все наше имущество и мы сами вполне удобно разместились на нем. Правда, четырехкиловаттный бензоагре-гат пришлось отгрузить на отдельную шлюпку и вести ее на буксире.
И вот мы в море. Минут через 30 впереди возникает узкая полоска земли — это и есть самый крупный из группы Долгих островов. Около 18 часов, 2 августа, экспедиция UE6ADI ступила на берег острова. Перегружаем груз на берег, прощаемся с катером, и он исчезает за горизонтом. Наша мечта осуществилась — мы на острове! Лихорадочно приступаем к обустройству лагеря. Разбиваемся на три группы: установка палаток, оборудование рабочих мест и антенн, электропитание. Первым установлен 1/4 Я GP на 14 МГц, восемь противовесов, изолятор на высоте около 1 м от песка.
Оборудуем первое рабочее место: посреди острова ставим стол, стул, устанавливаем трансивер UW3DI, сетевой стабилизатор, ключ, лампы для освещения, запускаем бензоагрегат, подстраиваем по КСВ наш GP. Право первого QSO представляем Олегу UR3IFD как автору идеи, и так как в основном все мы телеграфисты, решено начать с работы в CW. И вот впервые в истории с островов Долгих полетели в эфир первые CQ. С замиранием сердца ждем перехода на прием, и после первого же включения нас зовет W2ERJ, наш рапорт 569. Время — 20.20 UT. QSO следуют один за другим. Идут станции Америки и Европы. Видимо из вежливости почти все дают на 599. Отсутствие помех и водная поверхность создают хорошие условия для работы в эфире. По очереди работаем в эфире. Уступив место другому, продолжаем устройство лагеря. Наступает утро, из двух мачт сооружаем одну, на выдвижную 12-метровую устанавливается восьмиметровый телескоп. К нашему удивлению, эта конструкция легко поднимается, и на ее верхушку мы закрепляем инверторы на 160, 80 и 40 м. Второе рабочее место занимает трансивер UA1FA. Запускаем второй бензоагрегат, теперь нас можно слышать на двух диапазонах одновременно. Аппаратура работает, палатки стоят, завтрак под руководством Игоря UA6MV благополучно варится. Теперь можно не спеша оглядеться по сторонам. На момент нашего там присутствия о-ва Долгие состояли из трех островов, самый крупный (на котором мы и находились) — порядка 800 м длиной и около 30 м шириной, еще два островка, совсем крошечные. Из-за того, что они постоянно были сплошь покрыты птицами, подробно их разглядеть не удалось. Острова осенью и весной периодически переливаются волнами и потому не имеют на своей поверхности абсолютно ничего кроме ракушек, и к тому же постоянно меняют свои очертания. Высота подъема острова над морем в самых высоких точках не превышает 1,5 м, причем все это — рыхлый ракушечный нанос. Острова населены, даже перенаселены птицами. В основном, это бакланы, чайки, часто пролетали гуси. Посещаются острова рыбаками, охотниками за бакланами, рыбинспекцией, летом иногда заходят сюда отдыхающие на яхтах и мотолодках.
К полудню 3 августа восстанавливаем поврежденный при перевозке усилитель на двух ГУ-50. Теперь на 14 МГц "PILE UP" не утихает — к вечеру темп доходит до 4 QSO в минуту. Масса зовущих станций, особенно Европа, приходится работать по цифрам в префиксе. Чередуем работу CW и SSB. Удивляет, как много иностранных радиолюбителей знают русский язык. После полуночи Европа затихает, и ее место занимает сначала Северная Америка, а потом и Южная. А вообще, как ни странно, W,VE слышны здесь на 14 МГц практически круглые сутки, а вот JA почему-то были редкими гостями. Под утро пошли VK, ZL, КН, иногда появляется Африка SU, 7X, ТТ8 и т.д. Удивил диапазон 160 м, где, вопреки ожиданиям, днем и ночью нас постоянно вызывали по несколько станций одновременно. А вот на 40 и 80 м днем интереса к нам было мало, здесь, в основном, беседы велись о вещах, совсем далеких от радиолюбительства. Постепенно определились симпатии — UA6MC, LJA6ME, UR3IFD занимаются 20м диапазоном, UA6LKT, UA6MV, УАбМГи UA6LLAобрабатывают НЧ диапазоны.
День 3 августа прошел вполне удачно, но к вечеру поднялся сильный ветер, сорвало палатку, порвало брезент, попгуло наш GP на 2(Хм, так что пришлось его опустить. К тому же заглох основной бензоагрегат1 АБ-4. Теперь вся наша деятельность зависела от надежности одпокиловатгпого бензоагрегата ЛБ-1. К ночи брызги от волн стали перелетать через остров на другую сторону и остров стал менять свои очертания HO;J Действием волн. Пришлось перемещать склад ГСМ и склад продуктов в более высокое место. Стало холодно и сыро, пришлось одеть все теплые вещи. Поскольку изменить что-либо мы были не t силах, решено было лечь спать, в надежде что остров устоит, а бен-зоагрегат не заглохнет. Так как поставить палатки не представлялось возможным из-за ветра, спали в спальниках, накрывшись брезентом. Этой ночью работали только телеграфом, т.к. из-за ветра от работы микрофоном пришлось отказаться. Причем порывы ветра сдували аппаратный журнал, переворачивали столы и стулья, опрокидывали лампы, расплескивали бензин при заправке и, что хуже всего, свистели в наушниках, затрудняя прием слабых сигналов. Утро облегчения не принесло, все тот же ветер и волны, но появилась уверенность, что если за ночь нас не смыло, то теперь уж точно не смоет.
Наши корреспонденты говорят нам, что в нашем сигнале слышны шум ветра и звуки прибоя. Еще бы — до воды не больше 15 м что вперед, что назад, и оператор, сидя на стуле посреди острова, открыт всем ветрам. Копаем капониры для наших "Шмелей", чтобы приготовить себе завтрак.
К вечеру ветер стихает. Поднимаем GP, ставим палатку, восстанавливаем навесы, настроение поднимается. В эфире — без изменений, тот же "Pile UP" на 20 м, то же круглосуточное оживление на 160 м и спокойная размеренная работа на 40 и 80 м. Диапазон 21 МГц открывался буквально на пару часов в сутки, поэтому антенну на этот диапазон решено было не ставить и работа на нем не велась. Работаем на одном бензоагрегате двумя трансиверами, через стабилизаторы, плюс лампы освещения, мощности ЛБ-1 хватает (отечест-вешшя военная техника имеет большой запас по надежности, мощности) и мы не имеем замечаний по качеству сигнала. Наши опасения о взаимных помехах работающих рядом трансиверов не оправдались. Хотя электропитание было у них одно и антенны находились не более чем в 30 м друг от друга, при аккуратной настройке выходных каскадов помех друг другу они практически не создавали.
Многие операторы, особенно иностранные, удивлены тем, что мы решили высадиться на столь ненадежный остров, но до прихода катера остров мы покинуть не можем, тем более что радиостанция на 27 МГц, оставленная на берегу для связи с рыбаками., не отвечала.
Радуемся встрече с друзьями и знакомыми, нас приветствуют наш QSL-меиеджер Василий RW6IIS, Юрий UA0KCL, Олег RV6LCP (через него мы поддерживали связь с нашими семьями в Ростове), UA6MJ/MM — Борис, UA6HZ, RK3KP, KH6CF... . С наступлением ночи остается по одному человеку на рабочее место, остальные отдыхают. Смена операторов — через два часа. Незабываемые впечатления: ночь, вокруг непроглядная тьма, шум моря и ровный гул беизо-агрегата, в небе миллионы ярких звезд, пятно света от настольной лампы и тихий писк морзянки. Четвертного августа UA6LDO Евгений запускает основной бензоагрегат, глушим "Малыша". Пусть отдохнет, он хорошо'потрудился. Погода отличная, желающие купаются, ловят рыбу, загорают, были попытки посмотреть телевизор, по какие бы мы антенны ни подключали, кроме одного канала "УТ'-', да и то очень неустойчиво, ничего принять не удалось. Очень жарко, под навесом и в палатке душно, приходится периодически охлаж-. даться в воде. Питьевая вода нагрелась и Игорь 11А6МУ (наш повар) охлаждает ее в "воздушном холодильнике" — баллон, обвернутый мокрым полотенцем и поставленный на ветер.
Наши рыбаки UA6ME, UA6LDO и UA6LLA радуют прекрасным уловом — судаки, камбала (гостья из Черного моря), чехонь и лещ. Отсутствие ветра породило другую проблему. Видимо, из-за отсутствия птиц, которые на время уступили нам свои владения, на остров слетелось огромное количество мелких насекомых, уж неизвестно, залетных или местного происхождения, идентифицировать их с чем-либо известным нам не удалось. Они, особенно в ночное время, десятками садились на лицо и руки, на аппаратный журнал, забирались в нос и уши и тем самым здорово мешали работе. Но что самое скверное — они забирались в аппаратуру, "стреляли" в высоковольтных каскадах, дестабилизировали ГГТД, забивали пластины воздушного конденсатора на нашем GP. Приходилось регулярно вычищать их из всех мыслимых и немыслимых мест. И очень мы жалели, что никто не подсказал нам взять с собой марлю. Возможно, японским трансиверам это ни к чему, но для наших самодельных она очень бы пригодилась.
Работа в эфире велась круглосуточно, и только когда в воскресенье, 7 августа, все имущество было погружено на катер и пришла очередь антенн, работа UE6ADI была закончена. Последние связи были проведены на 20 м телефоном, и когда Иван UA6MF объявил об окончании работы, экспедиции приятно было услышать множество слов благодарности от наших радиолюбителей. Всем огромное спасибо!
Работа экспедиции закончена, за неполных четверо суток работы в эфире проведено 3031 QSO со 101 страной по DXCC, но об этом мы узнали уже дома, обработав наши аппаратные журналы. Покидая остров, мы были очень довольны собой, все получилось хорошо несмотря на пословицу "Первый блин комом". Экспедиция дала новый остров для диплома "Русский Робинзон" — о-в Долгий RR-17-01, многие радиолюбители, особенно за рубежом, вообще впервые узнали об этой российской островной национальной программе, и когда на вопрос о номере острова по IOTA следовал ответ, что остров имеет номер, но по "RRA", чаще всего наши корреспонденты не разочарованно прощались, а с интересом расспрашивали нас об этой программе и о клубе "RRC". Многие местные жители тех мест, где мы появлялись, тоже сделали для себя открытие, что, оказывается, есть такие люди — радиолюбители, правда, не все понимали для чего, собственно, все это', и мы по возможности пытались объяснить и рассказать, что такое коротковолновое радиолюбительство. Для многих, даже наших земляков, было откровением, что в Азовском море есть острова и что с них можно работать в эфире. Наконец, была проведена полностью автономная экспедиция и причем только своими силами, без всякой спонсорской помощи. Все члены экспедиции показали себя только с хорошей стороны, обстановка в коллективе была дружной и доброжелательной.
Уже прибыв в Ростов узнаем, что несколько радиолюбителей Краснодарского края, решив проверить, действительно ли мы работали с островов, отправились на автомобиле на Должапскую косу. Не найдя нас там, они взобрались на автомобиль и в бинокль увидели острова и наши антенны на них.
В заключение хочется поблагодарить всех, кто помогал нам в организации и проведении этой экспедиции. Это Николай UT1IG, Виталий RW6LA, Владимир RA6LT, директор Ростовского колледжа радиоэлектронного приборостроения Головня М.Н., директор Ростовского рекламного комбината Пархоменко Г.А., работники Ейской рыбипспекции, жители г. Ейска и станицы Должапской.
А после посещения островной экспедиции теперь есть возможность стать членом клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон". До новых островных встреч!
Гудыма И.А. (UA6MF)