На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Полный Березовец!





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Р.В. Аверин (RN1NGJ)
Название:

Полный Березовец!

г. Петрозаводск – о. Суйсари – о. Березовец – о. Суйсари – г. Петрозаводск

Поход на о. Березовец сложился спонтанно. Время для похода было не очень удачное для экспедиции, поскольку сентябрь – не лучшее время для поездок по Онеге на мотолодке. В беседе, за рюмкой, на дне рождения Виктора RN1NU проскользнула идея, слабо – в эти выходные – в экспедицию. Понятное дело не слабо! Состав экспедиционеров был традиционен – Виктор RN1NU (он-же RI1NU) Дмитрий UA1NFA (он- же UE1NLH) и ваш покорный слуга – Роман RN1NGJ.

План был прост и родился моментально. Накануне вечером мы выходим на о. Суйсари. С вечера готовим лодку и мотор, рано утром выходим на остров. Два дня работы на острове. Чтобы дать возможность всем сработать потом – домой.

Накануне отъезда погода стала резко меняться. Прогноз показывал то дождь, то солнце, то ветер, то штиль. Но… Мы не привыкли отступать.

16 Сентября.

Погода ветреная, к концу дня пошел дождь. Выехали из города в 17.00. Около 18.00 перебрались на лодке на о. Суйсари, где находится моя дача. После того, как достали мотор, который пролежал год в сарае, выяснилось, что мотор не хочет включать передний ход! Требовалась замена шестерни переднего хода. Признаться честно, старый “Вихрь” уже давно должен был быть утилизирован, но только невозможность приобрести новый и уважение к заслугам старичка, сдерживала меня от этого шага. На скорую руку мы разобрали редуктор, заменили шестерню (благо была в запасе с советских времен), изрядно измазавшись трансмиссионкой. На сильном дожде мне все таки удалось завести мотор, он взревел, оставив за кормой длинный сноп брызг и волн. Готово. До утра все было укрыто целлофаном и мы, мокрые от дождя и довольные пошли в дом. Вечер скоротали за рюмочкой, вареной картошечкой, при свете керосиновой лампы (электричества на острове нет, а бензоагрегат мы заводить не стали)

Выход назначили на семь утра.

17 Сентября.

Направление ветра – юго-восток. Сила ветра 5–7 метров в секунду, с порывами до 10–12 м.с. Часть предстоящего пути пролегала по заветренной стороне о. Суйсари, но большая часть проходила по открытой части Кондопожской губы, при сильном юго-востоке путешествие не предполагало ничего хорошего. Глобальный плюс в случае остановки двигателя был в том, что нас стало бы дрейфовать вглубь Кондопожской губы, а не в центральную часть Онего. Краткий инструктаж перед выходом и мы – в пути. Выходим за мыс о. Суйсари и уже чувствуется ледяное дыхание озера (не месяц май!), барашки, пробегая по волне, оставляют пенный след на полотне водной поверхности.

Пройдя два километра мы ощутили на себе высоту волны в 1,5–1,7 метра. Мотор стал нервно подрагивать, когда наша моторка забиралась на очередную вершину и облегченно ревел, когда мы скатывались вниз. Ощущение, вам скажу, не для слабонервных, мне приходилось бывать в подобных переделках, но и у меня иногда замирало сердце перед очередным валом. Виктор и Дима тоже притихли. Было решено обойти остров с южной стороны, чтобы нормально причалить со стороны, прикрытой от ветра соседним островом. Это была наша ошибка. Уровень воды в Онего в том году оказался очень низкий, перемычка, через которую мы реши пройти, оказалась крайне мелкая, что было хорошо заметно, когда очередная большая волна перекатывала через неё.

Поздновато это заметив, я крутанул руля влево, чтобы развернуться и обойти остров с противоположной стороны. После разворота, нас слегка подкинуло на очередной волне и следующей же волной накрыло мотор. Он заглох. В камеру карбюратора попала вода и естественно, залило свечи. Тут все поняли, что дело плохо.

Я скомандовал Диме UA1NFA – бери весла и держи нос по ветру! Он молниеносно взялся за весла. До острова оставалось метров триста, но вытянуть на веслах до берега при полной загрузке и на таком ветру было утопией, простите за тавтологию. Я сразу достал сухой комплект свечей, снял мокрые. Продул камеры сгорания вращая маховик и поставил новый комплект. После первых пяти неудачных попыток завести мотор настроение у нас ухудшилось, нас тащило в сторону, от острова, в сторону г. Кондопога.

С двадцать пятого – тридцатого раза мотор все же завелся. Чихая и дергаясь, он плюнул струю выхлопных газов в воду и мы рванули с места. Несколько десятков секунд – и мы у берега острова.

Место, где мы причалили к берегу оказалось очень каменистым и несмотря на то, что место было закрыто от ветра, волна в том месте все же присутствовала. Мы быстро выгрузили вещи и облегченно вздохнули все вместе… Адреналин, знаете ли…

Остров Березовец – типичный скалистый остров Онежского озера, на котором установлен маяк Березовец. Его длина – 100 метров, из растительности – пара деревьев и жидкий кустарник, поросший на северной точке острова. За всю историю судоходства в Карелии на острове стояло два поколения маяков. Первый – его помнят старожилы, был деревянный, сделанный из бревен, и не был высоким, как нынешний, его фундамент до сих пор сохранился на острове, как памятник тем годам. На нем сохранилась и дата установки – 1918 г., выложенная камушками на бетоне. Второй маяк – это тот, что работает до сих пор, его высота 30 метров, металлическая сварная конструкция и имеет более сильную оптику виде огромной линзы Френеля, мощный фундамент и мощную систему заземления. Во все времена маяк выполнял одну функцию – обозначал вход в Кондопожскую губу, проход в которую был довольно узок и сложен.

Дима и Виктор начали ставить палатки, я занялся катером. Волна, которая ударяла в транец лодки стала наполнять кормовой отсек водой и мы приняли решение затащить катер на берег максимально далеко. Я нашел две доски, подложил их под корпус лодки и мы втроем вытащили наше суденышко на каменистый берег, подвязав к дереву.

У нас было в арсенале две антенны. Одна – вертикал 10–15–20 и траповый диполь 160–80–40. Вертикал водрузили на мачту и растянули недалеко от палатки, а диполь я предложил поднять на маяк, который имел высоту около 30 метров. На всю высоту маяка поднять диполь не удалось, но мы его подвесили на высоту 22 метра, чего оказалось вполне достаточно. Бензоагрегат отнесли в противоположную сторону от антенн, для исключения помех на низах.

И вот наконец первое QSO! Дело пошло! Мы работали в эфире, попеременно. Стоял приличный пайл-ап, народ подходил, интересовался погодой, мы с удовольствием рассказывали о своих приключениях.

Погода ухудшалась. Ветер не стихал, пошел мелкий, моросящий дождь, загнавший нас в палатки. Ближе к вечеру ветром стало стаскивать катер вводу. Волны стали доставать до транца, его стало раскачивать и стаскивать. Было принято решение вытащить катер еще выше. Всю ночь ветер трепал наши палатки, боковые части палатки стали намокать, из за чего стали намокать спальные мешки.

Посреди ночи стали раздаваться странные стуки. Я проснулся. Катер совсем стащило и стало бить о камни, пришлось разбудить ребят. Кормовой отсек от волны наполнился водой. В кромешной тьме, в дождь, при свете налобных фонарей мы откачали воду из кормового отсека, вытолкали катер в воду и развернули кормой к берегу, потом подложив побольше досок с большими усилиями втащили его на берег кормой вперед. Теперь кормовой отсек защищен. Мокрые от воды и пота, мы пошли спать.

18 сентябя

Утро я начал с обхода лагеря, ветер за ночь слегка стих, поменял направление, дождь превратился в водяную пыль,

Но вид сверху приводил в совершенный восторг. Кондопожская губа практически была видна как на ладони, на востоке слегка виднелся Саломнинский пролив, через который можно по короткому пути войти в Заонежье, можно было рассмотреть маяк Монак. Из за дождя его было видно довольно слабо.

UA1NFA и RN1NU большую часть ночи работали на нижних диапазонах, прохождение радовало. Утренний пайл-ап – лучше всякого кофе бодрит и придает сил. Поработав на двадцатке я моментально проснулся.

Почти весь день прошел в палатках, надолго выходить из которых не давал дождь. Тяжелое пасмурное небо нависало над лагерем и казалось, этот дождь никогда не закончится.

Пищу мы готовили на газовой плиточке, которую приобрел Виктор. Скромный рацион – картошку или макароны с неизменной тушенкой мы разбавляли свежими огурчиками, консервированной кукурузой и горошком.

Дима, UA1NFA привнес хорошую традицию в наш коллектив. Весь бытовой мусор, который оставался после нас, мы собирали в отдельный мешок, чтобы потом погрузить его в катер и увезти на помойку…

Ночь прошла относительно спокойно. Бока у палаток окончательно промокли, спальники тоже требовали основательной сушки. Ночь была темная, хоть глаз коли, такое бывает только в сентябре и только в Карелии и только в самую пасмурную погоду.

19 сентября.

День отъезда. Проснулись мы все в семь утра, от жуткой тишины, после двух суток дождя и ветра. Виктор RN1NU вышел из палатки и резко замолчал, стоял абсолютный штиль. Гладь воды нарушалась накатом от вчерашней волны. Дождя не было совсем, а из за облаков проглядывало солнце!!! Такое бывает очень редко.

Мы решили, не искушать судьбу, сделали несколько фотографий на память, прогулялись по берегу, позавтракали, провели каждый по 150 QSO и решили собираться, поскольку такие затишья бывают только перед бурей… Когда на горизонте появился грозовой фронт, мы уже отходили от берега. В Суйсари нас ждала баня, истопленная моим дедом.

Остров дал нам спокойно вернуться, мы возвращались по легкой раскатистой волне, при практически полном отсутствии ветра, который усилился, как только мы шагнули на твердую землю.

Баня стала мажорным “дембельским” аккордом нашего похода. Можете себе представить, после парилки, пробежав по причалу окунуться в холодную сентябрьскую онежскую воду? Лучше трудно себе представить!

Два дня, проведенные на острове не прошли для нас даром, мы приобрели бесценный опыт подобных походов, который несомненно пригодится нам в дальнейшем. Трудные погодные условия указали нам на наши ошибки, на отсутствие той или иной экипировки и снаряжения, которую мы продумаем к следующему походу.

Проведено около 3500 QSO. Фотографии, сделанные на острове (см. фотогалерею) стали основой для новых серий QSL карточек.

73!

RN1NGJ Роман.