На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Остров-маяк Брусно





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: В.В.Синявин (RN1NU)
Название:

Остров-маяк Брусно

г. Петрозаводск – п. Верхручей – о. Брусно – п. Верхручей – г. Петрозаводск

Сегодня, спустя несколько лет после этой экспедиции, писать о ней не просто. За последнее время пройдено не мало: десятки островных, заповедных, РДА экспедиций, и каждая была интересна и своеобразна. Но именно эта запомнится навсегда, как экспедиция, которая помогла восстановить и возродить мою активную радиолюбительскую жизнь.

В мае 2003 года после получения из США своего «нового» трансивера YAESU FT-990, началась моя активная работа в эфире. На одной из клубных встреч Дмитрий UA1NDX предложил присоединиться к команде с Андреем RA1NO и еще нескольким молодым ребятам без позывных с коллективной станции RZ1NWT, и провести островную экспедицию на остров-маяк Брусно в середине июня 2003 года. За оставшиеся 2–3 недели предстояло полностью протестировать свой новый аппарат FT-990 и подготовить его к островной экспедиции. При очередной встрече в клубе на центральной коллективной радиостанции RK1NWA была определена дата начала экспедиции – пятница 18 июня.

И вот он – заветный день. Все готово. Андрей RA1NO, на своей грузовой «Скании» с катером «Прогресс» в кузове, ожидает нас на объездной дороге, а Дмитрий UA1NDX с ребятами, подъезжают за мной. Непродолжительная погрузка вещей и мы в пути. Радиостанция на СВ диапазон 27 МГц помогает на и без того узкой дороге в сторону Вепсской волости. Мы едем впереди на ВАЗ 2105, а Андрей следом за нами. Извилистая дорога, как серпантин, не дает расслабиться. До места назначения поселка Вехручей Вепсской волости не много – примерно 70 километров, но дорога оставляет желать лучшего! Узкая и прилично разбитая отзывается в душе «добрыми» словами.

И вот он поворот налево перед Вехручьем. Вперед пропускаем Андрея на «Скании», т.к. эта дорога в осно

вном использовалась ранее для лесозаготовок и неизвестно, что нас может ожидать впереди. К нашему удивлению дорога вполне проходима, нас разделяют примерно 3–4 километра до береговой линии. Примерно через 15 минут показалось Онего. Вдоль озера здесь построено много «незаконных» небольших рыбацких домиков. Но наш путь лежит чуть дальше, как можно ближе по береговой линии до острова Брусно. Но не проехав и 100 метров мы упираемся в железные ворота какой то новоиспеченной базы отдыха. Попробовав пообщаться со сторожем, понимаем, что на территорию базы отдыха нам не проехать, нет руководства, которое в этот пятничный день в любой момент может приехать, и тогда последствия для сторожа непредсказуемы. Принимаем решение, оставлять машины за территорией базы и сгружать катер здесь на воду, а аппаратуру и вещи погрузить через пирс базы отдыха, т.к. на берегу в этом месте очень мелко и сильный прибой. После переговоров со сторожем он дает добро на погрузку c пирса, но это надо сделать как можно быстрее. Быстро пытаемся сгрузить «Прогресс» и спустить на воду, но мель у берега не дает возможности загрузить максимум вещей в него. Андрей немного времени проводит за запуском мотора и подъезжает к пирсу. От въезда до пирса немного – метров 200, но неоднократно все вспоминают «добрым» словом частную собственность, особенно при переносе бензогенератора АБ-1. Ну, вот он момент истины, первая часть аппаратуры и поклажи в катере, Андрей заводит мотор и через несколько минут мы на острове с ближайшей к берегу стороны. Потом мы поймем, что другого нормального подхода к острову нет, кругом острова скалистые гранитные берега и подойти даже на простой лодке практически невозможно. С этого берега на маяк доставляются аккумуляторы и лампы, и производится его обслуживание. Но это будет понятно только завтра, а пока мы разгружаем первую доставленную партию груза и Андрей «взрычав» мотором уезжает за второй.

Несмотря на то, что в Карелии летом белые ночи, потихоньку начинает смеркаться. Надо торопиться. По прибытию второй группы уже разожжен костер и почти установлена палатка. Решено установить пока антенны на НЧ. На телескопическую мачту закреплен траповый диполь на 40, 80 и 160 метров, этого будет достаточно для работы ночью. К окончанию установки антенны на мачту заработал запущенный Андреем RA1NO бензогенератор. Свет от костра и от включенной лампочки помог завершить настройку аппаратуры и подготовку к работе в эфире. Время 01.40 МСК, сумерки совсем сгустились. Включаю блок питания, трансивер на 40 метров, проверю КСВ – 1,3. Добавляю мощность до 100 Ватт и подхожу к UA3PKA работающего на CQ, Владимир сразу же отвечает. Обмениваемся рапортами, я вкратце рассказываю об экспедиции. При окончании QSO Владимир желает удачи в проведении экспедиции, обмениваемся теплейшими «73». Переходим на 80 метров и взываем UR5EKG. Рапорт 59. Сигнал в порядке, антенна и трансивер работают нормально. Встаем на общий вызов. Несмотря на позднее ночное время станции подходят. Меняем попеременно 80 и 40 метров. В 4 часа утра делаю перерыв до утра, надо немного отдохнуть.

Утро 19-го июня. Ранний восход около 6.00 часов утра способствовал и нашему раннему пробуждению. Ребята с RZ1NWT оживленно начали готовить ранний завтрак, и жизнь в лагере закипела – заработавший АБ-1 разбудил окончательно всех спавших в лагере. Непродолжительное чаепитие и в эфир. Дмитрий UA1NDX начинает работу на 40 метрах. Я и Андрей RA1NO идем в ближайший лесок, чтобы подобрать для антенны на 20 метров мачту желательно повыше. После непродолжительных поисков находим невдалеке сваленную сосну метров 10 длиной и как раз не толстую и довольно таки подсохшую. Приносим ее в лагерь и начинаем готовить антенну на 20 метров. Помочь вызвался Дмитрий UA1NDX, к этому времени закончивший работу в эфире. Его заменяет за аппаратом Андрей RA1NO, а мы с Димой начинаем из провода делать Inv V. Через полчаса вызываем всех ребят для подъема мачты с антенной. 10 минут и антенна с мачтой установлены. Проверяем КСВ и понимаем, что надо бы немного укоротить полотно антенны. Укорачиваем на 15 см и КСВ 1,1 в районе телефонного участка. Можно начинать работать. Рабочее место занимает Дмитрий UA1NDX и дает общий вызов. Работа в эфире «закипела». Активно подходят радиостанции, интересующиеся островными и маячными дипломными программами. Попеременно сменяем друг друга у аппарата. Стоит приличный Pile-Up. Для ближней зоны переходим на 40 метров, нас уже ожидает много станций с Вологодской, Архангельской, Ленинградской областей, также активно подходят станции с 3, 4, 9 районов.

Увлеченные работой в эфире вспоминаем, что необходимо сделать фотографии на острове для отчета. Прямой видимости с места дислокации на маяк нет. Решаем идти не через лесок, а по прибрежной полосе, чтобы осмотреть все островные достопримечательности. И вот только здесь мы понимаем, что наше место высадки на остров единственно правильное. Остров расположен на гранитной плите немного вытянутой с севера на юг, по направлению шедшего ледника, и вся прибрежная полоса покрыта этими нагромождениями. Вот почему именно к месту нашей дислокации пристают обслуживающие маяк бригады на катерах, и только здесь у берега глубина более 5 метров.

И вот, после непродолжительно прибрежной прогулки сопряженной с прыжками с камня на камень, перед нами появляется маяк Брусно. Подходим ближе и делаем несколько фотографий на фоне маяка. Сбоку от маяка находится почти истлевший небольшой домик. Этот приют раньше использовался работниками маяка, т.к. на месте новоиспеченной базы отдыха, ранее находился склад леса, с которого на баржи лесозаготовители грузили кругляк. Теперь новые технологии пришли в обслуживании маяков, и с перестройкой лесозаготовительная база оказалась не нужна. Потихоньку обсуждая все увиденное, возвращаемся в лагерь.

Андрей, изрядно соскучившийся по прогулкам на своем «Прогресе», катается направо и налево, выписывая виражи. Но один из виражей шпонка винта на катере не выдержала, ее сорвало. Андрей, подъехав уже на веслах, поведал эту не веселую новость нам. Решили, что Андрей будет заниматься ремонтом мотора, а я с Димой займемся работой в эфире, попеременно помогая Андрею. К ужину все прояснилось, шпонку не удастся заменить. В принципе это событие не сильно нас напрягало с возвращением, т.к. расстояние в километр можно пройти и на веслах. Единственное, что придется на часок раньше собраться первой группе для возвращения на берег.

Вечером во время ужина к нашему лагерю подъехала «Казанка» с двумя молодыми парнями. Как потом выяснилось, это местные пареньки из Вехручья. А их больше всего заинтересовали наши мачты, и они после установки рыбацких сетей решили подъехать и узнать, что же это? В дружеской беседе за ужином и чаркой чая мы рассказали о нашей радио экспедиции новым знакомым. Андрей поведал о постигшей его неприятности со шпонкой на лодочном моторе. Новоиспеченные друзья, немного посоветовавшись, друг с другом предложили нам завтра воспользоваться их моторкой для выезда с острова на берег. О такой неожиданно неоценимой помощи мы даже и не предполагали, отблагодарив ребят и накормив новых друзей ухой, скрепили нашу дружбу. Утром предстояло сходить на «Прогрессе» к берегу и забрать «Казанку» с мотором привязанную просто к берегу и вывезти всю нашу экспедицию.

Утром 20-го июня после утренней работы в эфире, Дмитрий и Андрей с помощниками начали собирать антенну на НЧ и потихоньку готовить поклажу к первой поездке. Мы решили, что рабочее место оставим до последнего. На первой лодке отправили всех, кроме меня, трансивера, бензогенератора и телеграфного ключа. И вот я остался один на один с эфиром, соскучившись по работе CW, после долгого перерыва, я воспользовался моментом и оторвался в CW Pile-Up. Сидя на горяченном песке и работая на трансивере поставленным на ящик от АБ-1, я с удовольствием заканчивал эту радио экспедицию, как настоящий Робинзон – один на острове и в эфире!

Виктор RN1NU

Оригинал http://www.cqkarelia.ru/ru/krg.html