Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: П.Буйко (RA3AUM)
Название:
Балтийская одиссея
Начиналось всё задолго до того момента “X”, когда мы погрузились на яхту и отправились на одни из самых западных российских островов Финского залива. На конференции клуба «Русский Робинзон» в Воронеже Михаил RL3AA, узнав от Николая UA3DX, что мы с ним ездили на IOTA тест на остров Котлин, предложил составить ему компанию в экспедиции на «новые» острова Балтийского моря. Первая встреча всех членов команды, а именно Михаила RL3AA, Леонида RN3AZ, Николая UA3DX, меня RA3AUM, а также капитана яхты «Алмаз» Алексея состоялась погожим зимним днём 23-го февраля, когда уже многие наливали по второй, празднуя День защитника отечества. В этот день был проработан маршрут, назначены сроки и утверждено количество аппаратуры, необходимой для двух рабочих мест. Как говорится «готовь сани летом…». Потом было ещё несколько встреч. Утверждение списков, урезание списков, расширение списков и, иногда, полное их уничтожение. Мы с Леонидом съездили на хорошо знакомую всем охотникам за островами коллективку RK3DZJ для предварительной сборки антенн и для того, чтобы взять некоторые вещи «на прокат». Там нам здорово помогли Михаил RW3FS и Игорь RU3DDX. Но, как всегда, не хватило каких-то пары-тройки дней и последняя неделя перед началом экспедиции была проведена в сумасшедшем ритме. Что-то докупалось, допроверялось, достыковывалось и дозанималось. В конце концов, в четверг 17-го июля на «Газели», набитой аппаратурой, продуктами и нашими пожитками мы с Леонидом RN3AZ, под предводительством бывшего лётчика-испытателя, а ныне шофёра Виктора Пронина, отправились в Петербург. RL3AA и UA3DX должны были встретить нас уже там. Нам был дан адрес местного яхт-клуба: Петровская коса, 9. Вот тут-то и проявилась та часть характера питерцев, из-за которой я их ещё больше стал уважать. Кого бы мы ни спрашивали, нам отвечали, что не знают, где находится такая улица. Даже пароль «яхт-клуб» не играл никакой роли! Некоторые, правда, пытались объяснять. Они называли названия улиц, которые нам ни о чём не говорили. Но всё сводилось к одному: где-то там…
Через час плутаний, благодаря природному чутью Виктора Михайловича, мы уже вплотную приблизились к заветному адресу. Но, даже в 200-х метрах от этой улицы, нам всё равно говорили: «Не знаю, не слышал…». Всё же, наши поиски не прошли для меня даром. Я узнал девиз жителей города на Неве: болтун находка для шпиона!
На гостевом причале без особого труда нашли «нашу» яхту с названием «Алмаз» на борту. Немного бесцеремонно разбудили (6.30 утра!) экипаж и начали загрузку. Количество сваленных на причале вещей повергло капитана Алексея в уныние. Да и мы начали сомневаться, что такая гора аппаратуры, мачт, труб и прочего сможет поместиться на яхту. Но главный (он же единственный) механик Сергей потихоньку разместил всё в недрах яхты. Антенны и мачты были надёжно закреплены на носу, а канистры с бензином в надувной лодке, которую предполагалось тащить на буксире. Недолгий путь в Кронштадт, где к нам присоединяются Михаил RL3AA и Николай UA3DX, прохождение пограничных формальностей и вот мы отходим. Прощальные поцелуи провожающих, слёзы девушек, развёрнутый плакат «Со щитом или на щите!», сводный духовой оркестр Балтийского флота играет «Прощание славянки»… Ну, ладно, ладно, не было этого ничего, а как было бы здорово, если б было! Отошли и отошли. Никто даже рукой не помахал.
Тем временем Михаил RL3AA развёртывает бурную деятельность по установке аппаратуры для работы с борта яхты. На корму привинчивается антенна ATAS-100, трансивер FT-897 запитывается от бортовой сети яхты. «Первопроходцем» безо всякого голосования назначают меня. Наверное, у меня на лице написано было желание им стать. Делаю вид, что вообще-то если надо, то, конечно, я могу, но особого желания нет. А на самом деле у меня руки уже давно чешутся в эфир вылезти и сообщить всем, что мы уже в пути, что ждать осталось недолго. Я вообще-то надеялся, что нашу работу с новых по RRA островов ждут. Первые два-три вызова самых громких станций не дают результата. Потом отвечают, дают 59. Следующие – 59+ и так по нарастающей до 59+20! Понемногу жизнь на яхте налаживается: кто-то работает в эфире, кто-то спит, кто-то валяется на палубе, принимая солнечные ванны. Качка ощущается, но последствий от неё ни у кого пока не видно. Лично я их, последствий, очень опасался. Специально купил упаковку кинедрила. Знающие люди посоветовали. Прочитал я про назначения, вроде всё сходится. От укачивания на транспорте, самолёте, корабле. А вот от побочных явлений мне чуть дурно не стало. Тут тебе и сыпь, и зуд, расстройство зрения, снижение настроения, боли в животе и т.д. Но тот же знающий человек успокоил, мол, пей, не бойся, всё будет ОК. Вот, как предписано в инструкции, за час перед выходом, мы с Николаем и Леонидом проглотили по таблеточке. Михаил от таблеток отказался, вероятно, он был уже старым морским волком и качка его не страшила. Сначала я пытался «прислушаться» к реакции организма. Всматривался в даль, пытаясь обнаружить «расстройство зрения», смотрел на руки в надежде, что сыпь не заставит себя долго ждать. Но организм отказывался сигнализировать, что что-то не в порядке. Настроение тоже почему-то не ухудшалось. Не обманули супостаты, действительно никакого дискомфорта мы не испытывали. Но, что самое интересное, потом мы больше этот препарат не принимали. И ничего, не укачивало. Только один раз Леониду стало «немного нехорошо», но, ведь, один раз не считается.
Утро следующего дня принесло остров Большой Тютерс на горизонте, хороший ветер, позволивший идти на парусах и беспробудно спящего Леонида RN3AZ. Оказалось, что он решил приобщиться к управлению яхтой и простоял за штурвалом до 3-х часов ночи. Плюс бессонная ночь до Питера и организм не выдержал и заставил его проспать кряду часов 14. Кто-то, уже не помню кто, даже с волнением спрашивал: «Он вообще живой ещё?».
По имеющимся у нас данным остров Большой Тютерс был заминирован ещё со времён войны. Только сейчас там стали работать сапёры из МЧС. Проходим мимо. На берегу виднеется большая армейская палатка, где, по всей видимости, разместились сапёры. Вероятно, именно с ними придётся договариваться о нашей будущей стоянке на острове. Но это будет несколькими днями позже. Наша же первая цель только начинает просматриваться на горизонте. Это острова Виргины. Оказывается, не только в Карибском море есть острова с таким названием. Виргины – это два острова: Северный Виргин и Южный. Южный побольше, метров 300 в длину. Растительность очень скудная и представлена 4–5-ю кустиками шиповника и можжевельника. Кое-где из-под камней пробивается жиденькая травка. На самой верхней точке острова, которая уходит в небо всеми своими 4-мя метрами над уровнем моря, находится какая-то пирамидка из камней. Вокруг острова живописно разбросаны огромные валуны, которые подстерегают любое подходящее судно. Мы уже начали прикидывать, где лучше разместить антенны и палатки. Капитан Алексей с завидным хладнокровием обходит остров вокруг. Своим «а может лучше на Северный?», он сеет сомнения в наших рядах. После непродолжительного совещания решаем высадиться на Северный Виргин. Хоть он и поменьше, но там явно раза в четыре больше растительности, виднеется какой-то сарайчик и светящийся знак, на который можно прицепить какую-нибудь проволочную антенну. Светящийся знак, как мне объяснил Алексей, отличается от маяка тем, что это временное сооружение, а маяк – строение стационарное и постоянное. Не знаю, насколько Северовиргинский светящийся знак временный, но всё там было сделано прочно и надёжно и создавалось впечатления, что навсегда.
Выбрали мы место для высадки. На надувную
Следующим в нашем плане стоял остров Малый Тютерс. Он был виден на горизонте невооружённым взглядом и, после сборов, сказав последнее «прощай» острову Северный Виргин, наш капитан направил яхту в сторону следующего острова. Примерно через три часа мы подошли настолько близко, что можно было выбирать место для якорной стоянки. За небольшим мысом с весёленьким названием Опасный обнаружилось какое-то судно. При ближайшем рассмотрении оказалось, что судно выброшено на прибрежные камни. Судя по ржавчине на корпусе, выброшено довольно давно. При жизни корабль носил название «Восход». Решили высаживаться здесь. Дно было такое же, как и на Виргинах. На берегу, небольшая полоска камней метров в 6, потом шёл песок, а дальше просматривался довольно симпатичный луг. Именно там и решили развернуть позицию. Несколько ходок и всё оборудование на берегу. Действуем по уже проверенной схеме: первая ходка – канистры с бензином, потом Леонид RN3AZ с антеннами и палатками, а потом всё остальное. На этот раз удалось развернуться немного быстрее. Каждый уже знал, с чего начинать. Правда, с кольями для оттяжек опять были проблемы. В песчаный грунт они входили, как в масло и так же легко выходили. Укрепили их здоровенными валунами. По уже установившейся традиции закончили ставить антенны в 4 часа ночи. Утром началась основная работа в эфире. Звали неплохо, но, как всегда, в основном Европа.
Ближе к полудню яхта ушла к мысу Колгомпля, где должна была встретиться с друзьями капитана, которые решили присоединиться к нам. К вечеру новые члены нашей команды уже подходили к берегу на своём катере с развевающимся пиратским флагом на корме и лабрадором по кличке Мачо на носу. Я написал «члены команды» потому, что от Валерия и Виктора мы получили невероятную поддержку, начиная от приготовления обеда и заканчивая помощью в установке антенн.
Утро следующего дня выдалось жарким, но пасмурным. На 20-ке прохождение было отменным. Все три Америки, Северная, Центральная и Южная, шли оглушительно! Где-то на юго-западе слышались раскаты грома и виднелась полоска тёмных туч. Надо сказать, что с погодой нам невероятно повезло. Все дни нашей экспедиции температура воздуха была 25–28 градусов, а воды – 23–24! Пока туча раздумывала, повернуть ли в нашу сторону, мы думали о том же. Пройдёт или не пройдёт? Часа в 3 дня туча сделала выбор и направилась к нам. За час до этого Валерий, Виктор и Алексей на катере ушли на другую сторону острова ставить сети, чтобы побаловать нас ухой. До этого с рыбой нам что-то не везло. Видя, что намерения тучи совершенно недвусмысленные мы решили, что неплохо бы укрыть чем-нибудь генераторы. Под рукой ничего не оказалось и мы с Николаем UA3DX были командированы на яхту, дабы раздобыть какой-либо навес. Двигатель лодки заводиться не захотел ни с первого, ни со второго раза. Пришлось идти на вёслах. Туча, видимо заподозрив в наших действиях что-то неладное, заметно увеличила скорость и вот-вот была готова разразиться ливнем. Когда до яхты оставалось метров 100, она решила, что визуальных запугиваний уже достаточно и пора приступать к физическим действиям. Направленный с её стороны резкий порыв ветра развернул наше судёнышко почти на 180 градусов. Боковым зрением мы успели заметить, что яхта накренилась под 45 градусов и, вроде как, выпрямляться пока не собиралась. Поняв, что Сергею, оставшемуся на яхте, сейчас несколько не с руки заниматься нами мы, что было сил, принялись грести в сторону берега. До берега было метров 500, а между нами и берегом лежало на дне судно «Восход». Сначала нас несло аккурат в его утробу: в то место, где борта были вырезаны. Перспектива не из приятных. Но тут ветер поднажал посильнее и нас благополучно пронесло в сторону и уже не совсем благополучно понесло в открытое море мимо острова. Мы, уже не шутку перепугавшись, начали грести как сумасшедшие. Коля – молча, а я,… пожалуй, что таких слов я уже никогда не смогу произнести даже если меня очень об этом попросят. Возможно, если бы всё происходило на соревнованиях по гребле, мы бы заткнули за пояс любого чемпиона мира! Минут 10 бешеной гребли, которые показались
Потери были, на первый взгляд, значительные: на антенне TH3mk4 в месте крепления к буму согнулись директор и рефлектор, вертикал целиком упал в воду и, прежде чем ставить, пришлось его разбирать и сушить, погнуло все трубки «шэковой» палатки.
Всё было восстановлено за сутки. Палатки собраны по новой, но на этот раз очень надёжно закреплены все оттяжки и колья. У TH3mk4 погнувшиеся части отрезаны. Т.к. сами элементы сделаны с небольшим запасом, то нам его хватило, чтобы компенсировать отрезанную длину элементов. Мачта оказалась целой, просто разъединились между собой два колена. Прежде чем поставить антенну, были выкопаны ямы глубиной в метр. В них поставлены лишние трубы от мачты и всё это завалено камнями. Теперь нам не был страшен никакой ураган! И хотя последствия были ликвидированы целиком, это всё же внесло некоторые коррективы в наши планы. Мы здорово все устали и ? команды уже никуда не хотело, а, может, и просто не могло ехать. Я сам был тоже уставший, но перспектива открытия нового острова придавало некоторые силы. Хотя от мыслей о погрузке-разгрузке меня начинало бросать в дрожь. Михаил RL3AA озвучил мысли всех: будем работать в тесте отсюда, а на Большой Тютерс отправим RA3AUM-а. Т.е. – меня. С собой мне было предписано взять один из генераторов, вертикал и FT-897. Но это будет завтра, а сегодня вечером мы взгромоздили на светящийся знак три элемента яги SteppIR с направлением на запад.
Вообще, об этой антенне, наверное, стоит упомянуть особо. Антенна работает в диапазонах от 20-ти до 10-ти метров. На бум крепятся «коробочки» с мотором. Мотор накручивает на себя перфорированную медную ленту. В зависимости от диапазона эта лента или укорачивается, или удлиняется. Сами элементы сделаны из такого же материала и по тому же принципу, что и обыкновенная телескопическая удочка. Именно в них медная лента и двигается. Кроме обычного коаксиального кабеля имеется и кабель управления. На столе рядом с трансивером стоит пульт управления, с которого происходит переключение диапазонов. Сама антенна собирается довольно быстро, но даже в разобранном состоянии представляет собой громоздкую конструкцию, да и весит около 30-ти килограмм. Вертикальная антенна SteppIR совершенно аналогична, только работает в диапазонах от 40 до 10 метров, а весит раза в четыре меньше. Чтобы её поставить достаточно и одного человека.
На следующий день я разобрал вертикал, упаковал всю необходимую аппаратуру в чемоданы, и в полдень мы направились на Большой Тютерс. Наше путешествие получилось несколько более продолжительным, чем я предполагал. Алексей хотел сэкономить топливо и, большую часть пути, мы шли под парусами. Только к пяти вечера мы бросили якорь напротив небольшой бухточки. На переговоры с находящимися на острове военными направились Алексей и Валерий (они с Виктором тоже решили сходить с нами на остров). В бинокль было видно небольшое оживление на берегу, когда ребята высадились. Переговоры продолжались около часа. В конце концов, после проверки всех документов, в том числе и моей лицензии и разрешения на работу в эфире с острова, «добро» на высадку было получено. Я попросил разрешения на работу с берега в непосредственной близости от воды, чтобы была возможность погрузить в неё противовесы антенны. Как можно быстрее собрал рабочее место, памятуя о том, что моего выхода в эфир ждут не только многие охотники за островами в стране и мире, но и друзья, оставшиеся на Малом Тютерсе. Столом мне послужил большой чемодан, где я расположил трансивер и пульт управления антенной, а маленький чемодан я использовал в качестве стула. Не совсем удобно, но вполне терпимо. Генератор завёлся с пол-оборота. Включаю трансивер… на 20-ке шум ровно 9 баллов! Такое явление уже было на предыдущих островах. Мы выяснили, что помеха идёт от генератора, но она носила периодический характер и, в основном, её не было. Я попытался унести генератор как можно дальше от рабочего места, прыгая по валунам, спрятавшимся в высокой траве. Но шум от этого практически не уменьшился. Заземление генератора тоже ничего не дало. А время-то идёт! Шум был только на 20-ти метрах и я попробовал давать CQ на 17 и 15 метрах. Но эти диапазоны были почти пусты, и мне никто не ответил. 20 метров были полны различных станций, которые проходили громче или на уровне 9 баллов. Опять мои CQ не принесли никакого результата. Но тут я услышал Лёню RN3AZ, он кого-то звал. Быстро его выхватываю, перемещаемся в район 14.300 и я рассказываю ему последние новости. При этом он замечает, что у меня «рвётся» сигнал. Манипуляции с настройками в трансивере ничего не дали. В конце концов, выясняется, что это наводка на микрофон: я сидел слишком близко от антенны. Перемещаюсь в противоположную сторону, насколько позволяет кабель. Сигнал «рвётся» намного меньше, уже можно работать. На мою жалобу по поводу того, что мне никто не отвечает, Лёня придумал классную хитрость. Он занял частоту в районе 14.260 и пару раз дал общий вызов. Когда на частоте образовалась небольшая толпа зовущих станций, он предоставил микрофон мне. Тут дело пошло веселее. Первый, кто меня позвал, был… RL3AA/1! С трудом мне удавалось принимать позывные, которые были слабее 9 баллов, я часто переспрашивал, но, всё же, кое-как удавалось делать по две-три связи в минуту. Уверен, что не все, кому действительно был нужен этот остров, смогли провести связь. Но, честное слово, я старался! Уже после экспедиции от Андрея RZ3EM я узнал, что он работал со мной на проволочную антенну, заброшенную на 5-ти метровую сосну и не строившуюся даже с тюнером! Когда ряды зовущих немного поредели, я заметил, что у меня за спиной стоят два человека. Это оказались командиры отделения сапёров.
Переночевав на яхте, я вернулся на остров около 6.00 утра. Прохождение было не очень хорошее, но всё же удалось добить количество связей до 300. Почему-то, основными зовущими были станции с Украины, немного Европейской России и с десяток европейцев. Ещё раз приношу извинения всем, кому не ответил! Шум от генератора действительно очень сильно мешал приёму. Около 8.30, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы покинули остров. Обратная дорога заняла чуть меньше 3-х часов.
На Малом Тютерсе меня встретили с распростёртыми объятиями и уже готовой ухой. После всех расспросов мы занялись последними приготовлениями к IOTA тесту.
Как всегда, за 5 минут до начала теста обнаружились кое-какие проблемы: пропала сеть между компьютерами. В последующем она пропадала с завидным постоянством, отчего из палатки иногда слышались крики и ругань. В тесте мы работали позывным RI1CA. Первые несколько секунд на мои CQ никто не отвечал. Потом, вроде, народ нас нащупал, и стало веселее. Немного смутило довольно приличное количество англичан. Особенно с префиксами G1 и G7. Насколько я помнил, станциям с такими префиксами можно работать только на УКВ. Первые несколько раз я даже пытался переспрашивать, в надежде, что ослышался. Ан нет… Так плохо со слухом быть, вроде бы, не должно. Поэтому просто стал заносить их в лог, как будто всю жизнь с ними на КВ работал. Потом я узнал, что станциям Великобритании и Швейцарии с лицензией на право работы только на УКВ, разрешили работать и на КВ тоже. В общем, прохождение нормальное, народ нас зовёт, несмотря на кучу «конкурентов», тоже работающих с EU-133. В первую очередь это были RI1CGR, работающие с острова Родшер. Начали они работать примерно тогда же, когда мы начали работать с Виргин. Мы довольно часто пресекались в эфире, тем более что с Виргин Родшер был виден невооружённым взглядом. На Котлин выбрались ребята из Домодедова и работали позывным RI1CG. Там же были RK3AWK/1, которые пошли по тому же пути, что и мы с Николаем в прошлом году.
Часа через полтора Леонид, сидящий на мультовом месте, сообщил, что на 10 метрах довольно много народу. Я быстренько «перепрыгнул» туда. Там на самом деле было довольно оживлённо. Один раз даже удалось сделать 8 связей в минуту! Вдруг, довольно неожиданно, стали подходить станции Южной Америки. Да какие громкие все! Какое-то странное чувство меня стало одолевать. Неспроста всё это… И точно. Через несколько минут бурная река зовущих превратилась в тонюсенький ручеёк, а потом и во все пересохла. Диапазон умер! Как оказалось, до конца теста.
На 15 метрах ситуация была примерно такая же, за исключением того, что тут была только Европа. Всего на этом диапазоне было проведено только 70 связей. Из-за мощной Авроры основные связи были проведены на 20-ти и 40-ка метрах. Причём и на 20-ке она внесла свои коррективы и от прохождения, которое наблюдалось пару дней назад на Америку не осталось и следа. Окончание теста, не смотря на все препоны, чинимые капризной барышней с романтичным именем Аврора, всё же выдалось весёлым. Не было множества зовущих станций, но на каждое моё «QRZ?» тут же кто-то откликался, и удавалось поддерживать темп в 2–3 связи в минуту. Это очень смахивало на симулятор «pile up». В общем, мы все считали, что тест удался. Проведено 1860 связей и, по предварительным подсчётам, количество очков 2.937.549.
Сразу после окончания теста мы засобирались в обратную дорогу. Всю ненужную уже аппаратуру мы ещё днём перевезли на яхту, поэтому сборы были не очень долгими. Мы постарались сделать так, чтобы почти никаких следов нашего посещения не осталось. Весь мусор был сожжён и, удовлетворившись последним осмотром (ничего не забыли?), мы направились в сторону С. Петербурга.
Подводя итоги нашей экспедиции, хочется выразить благодарность всем, кто провёл с нами связи! Всем, кто ждал нашего появления в эфире. «Открыто» три новых острова: Виргины, Малый Тютерс и Большой Тютерс. Может, у нас не всё получалось, но мы старались провести как можно больше связей, а их, после всех подсчётов получилось более 9000. Ведь, если подумать, то все экспедиции, в том числе и наша, проводятся не только ради личного удовольствия, но и ради всех радиолюбителей, которым интересны связи с новой страной или новым островом. А как радует слух слова: «Провёл с Вами связи со всех островов. Огромное спасибо за Вашу работу!».
Мы благодарим компанию "Юником", Виктора Пронина за то, что он доставил нас из Москвы в Петербург и обратно без приключений, команду яхты "Алмаз" Алексея Гомонова и Сергея Анохина за доставку нас до островов и помощь в погрузке и разгрузке, Валерия и Виктора за помощь во всём. Спасибо Михаилу RL3AA за приглашение и организацию этой экспедиции. А я, как всегда, хочу поблагодарить свою жену за её колоссальное терпение!!!
Павел Буйко (RA3AUM) RRC #333