Категория: Путешествие по RDA
Автор: А.Алексашин (RA0WA)
Название:
КВ/УКВ-ЭКСПЕДИЦИЯ В ТЫВУ
Идея экспедиции RK0WZZ/0 в республику Тыва возникла, как говорится, "для совмещения приятного с полезным". "Полезное" — это работа из зоны 23 (раньше автор жил в г.Ак-Довурак, и позднее неоднократно бывал там: в 1987 г. — UA0WEM/UA0Y, в 1988 г. — с Кемеровскими радиолюбителями, RW0Y/UZ9UZZ; в 1989 г. — UZ0WWP/UA0Y, RA0WA/U0Y). А "приятное" — общение тихими вечерами у таежного костра, рыбалка в хрустальных горных реках, охота, сплав по гремящим порогам. Так уж повелось, что в течение 13 лет в августе месяце автор проводил свой отпуск в этих местах, поэтому все так знакомо и дорого.
Подготовка к экспедиции заняла не более недели, т.к. таежное рыбацкое и охотничье снаряжение отобрано и испытано годами. Поэтому подумать пришлось только над радиолюбительским имуществом.
Были подготовлены трансиверы FT-840 и TS-50, усилитель на ГУ-74, антенное согласующее устройство от Р-130, генератор АБ-1, две алюминиевые телескопические мачты длиной по 12 метров, 9-элементная антенна на 2-метровый диапазон, бухта "полевки", и кабели для изготовления антенн на месте (времени на их изготовление дома не оставалось, а снимать рабочие с постоянных QTH не хотелось). А кроме того, КСВ-метр, тестер, паяльник и другая "мелочевка", без которой нельзя обойтись.
В экспедицию автор этих строк пригласил своего боевого друга Сергея Бурмакина (RA0WBN) (оба — бывшие "афганцы", члены радиоклуба "Мужество"). Также выразили желание "посмотреть тайгу" Олег (UA0WAA), Владислав (UA0WG), и Василий (RA0WBX). Этого количества людей вполне хватало, чтобы "не тесниться" в охотничьей избушке, где нары всего на двух человек. Вся аппаратура и снаряжение, а также двести пятьдесят литров бензина для АБ-1 были погружены на три автомашины: "Ниву"—RA0WA, бортовой "Шиньон" — RA0WBX и "шестерку" — RA0WBN, хотя последнюю брать очень не хотелось из-за плохих таежных дорог (она и двигалась практически пустая, с самым легким грузом). Связь Между машинами осуществлялась на 145,500 МГц.
11 августа в 10 часов утра заливаем полные баки и выезжаем. Василий (UA0WN), развернув в сторону республики Тыва 2?17 элементов волнового канала на "двойку", провожает нас в дорогу. Примерно через 110…120 км связь теряется. Проехав около 300 километров по трассе Абакан — Кызыл, съезжаем с нее на грунтовую леспромхозовскую дорогу и углубляемся в тайгу. Километров через 40 эта довольно сносная дорога кончается, и начинается 30-километровый путь по каменному руслу пересохшей горной реки, по тракторным колеям, а где и по кустам, между кедрачем. При переправе через реку застрял "Шиньон", на буксире "Нивой" вытащили его, потеряв при этом больше часа. Рвется тормозной шланг на "шестерке", почти одновременно теряем тормоза на "Ниве". До места остается около 30 километров, поэтому решаем не терять времени на ремонт и потихоньку добираться. Наконец около 8 часов вечера добираемся до охотничьей избушки на реке Амбуг. Не доезжая до нее метров 200, глохнет "Шиньон", докатываем его на руках. Выгружаемся, распределяем обязанности и принимаемся за работу. Ставим Две палатки — под рабочее место и для отдыха, в избушку решили ставить аппаратуру во время дождя, а пока она находится на воздухе. UA0WAA, UA0WG, RA0WBN изготавливают и натягивают диполи, RA0WA запускает генератор и устанавливает аппаратуру, a RA0WBX берет удочку и идет ловить хариуса на уху. К 23 часам плотно поужинав и отметив прибытие небольшой дозой спирта и чая с листом таежной смородины, выходим в эфир на "восьмидесятке". RA0WA проводит первую связь с Геннадием (RW0WW), который заранее ждет нас на частоте, чтобы узнать как мы добрались.
Ночь работаем на "восьмидесятке" со средней мощностью усилителя, т.к. генератора в один киловатт явнр маловато для аппаратуры и освещения. При полной мощности на пиках сигнала, автомат открытия дроссельной заслонки дает большую перегазовку, и напряжение скачет в пределах 180…240 В. Диполь на 80 м висит на двух кедрах, и в средней точке, от веса провода и кабеля, провисает до 8…10 м, и этой высоты явно недостаточно для дальних связей. Единственное, что приятно удивляет и радует — это кристальная чистота эфира. Слышны очень слабые дальние станции, но не все из них отвечают, наиболее дальними к утру оказываются SP и YL.
Утром глушим двигатель, делаем ревизию генератору и аппаратуре, готовим и вешаем диполи IV на 20 и 40 м.
К обеду воздух прогревается до 34 градусов, в палатке еще хуже. Раздеваемся до "ничего", благо бурундуков и кедровок наш вид не шокирует, а больше никого вокруг нет, и лезем в горную речку. Вода, несмотря на жару, ледяная. Окунувшись, вылезаем на берег, обедаем и, запустив двигатель генератора, пытаемся освоить "двадцатку". По-прежнему поражает чистый эфир и присутствие станций Северной Америки (что для обеденного времени непривычно).
Вообще стоит сказать, что в процессе всей дороги в тайгу мы постепенно поднимались в предгория Западных Саян, и располагаемся на большой высоте, но в котловине, где по ущелью бежит река Амбуг. Станции с севера и востока приходят громче, и рапорта нам дают лучше, причем чем высокочастотнее диапазон, тем этот эффект более заметен.
Еще дома договорились с Василием (UA0WW), энтузиастом УКВ в нашем регионе, что попробуем поработать на "двойке", чтобы открыть новый квадрат. Вообще, насколько нам известно, республика Тыва еще ни разу не была представлена на этом диапазоне. Для этого и везли девятиэлементную антенну и переделанный "Маяк" с "накрученной" до 30 Вт мощностью. Естественно, что с места, где мы находились, о такой связи нечего было и мечтать, поэтому починив "Шиньон", у которого сгорела бобина (благо в запасе было еще 2 катушки), взяв запас продуктов, котелок, ружье, антенну и мачту, RA0WA, UA0WAA и RA0WBX уезжают на гору. Она находится на 15…20 км дальше. Оттуда попытаемся связаться хотя бы с UA0WN, с его 2?17 элементами. Поднимаемся с трудом на перевал, где, несмотря на жару, большие лужи от тающего снега (это в августе, Hi!). Километров через восемь глохнет двигатель, все попытки завести его кончаются неудачей. Сняв бензонасос, обнаруживаем, что он заполнен водой. Промыв и продув его, заводим машину и трогаемся дальше. Но через пару километров все повторяется. Вскрыв топливоприемник бака, обнаруживаем в нем большое количество воды, которая попала туда при переправе через реку. В днище бака нет пробки для слива отстоя.
Помучившись, отпиливаем на полтора сантиметра трубку топли-воприемника, моем насос, карбюратор, заводим двигатель. Наступают сумерки, и мы решаем заночевать у костра, а утром продолжить путь на перевал. Но Сергей и Владислав, оставшиеся в лагере, на 144 МГц сообщают нам, что в лагерь прибыли двое охотников, и советуют нам вернуться. Возвращаемся в полночь, и видим сидящих у Палатки двух охотников, которые с интересом наблюдают за работой в эфире Владислава (UA0WG). Ужинаем, на "десерт" малосольный хариус, пойманный и посоленный Василием, и пытаемся объяснить охотникам, Владимиру и Александру, для чего мы здесь, что такое радиолюбительство и т.д. Они с интересом слушают, "понимают", но в конце все же спрашивают, а какая мол организация, и сколько нам за это платят (Hi!). Нашу дружескую беседу прерывает Сергей (RA0WBN), который в это время был оператором RK0WZZ/0. Вдруг глохнет двигатель и гаснут лампочки. Взяв фонари, идем на берег реки, где стоит генератор. Проверяем его, вроде все нормально, запускаем двигатель, даем нагрузку — все в порядке. Только собираемся к костру, Сергей включился на передачу—двигатель глохнет вновь. После поисков обнаруживаем, что накоротко замкнуты обмотки силового трансформатора на усилителе. Вероятно, влажность и туман от реки сделали свое дело на непропитанном лаком трансформаторе. Отключив аппаратуру, проводим ночь у костра. Утром, исправив тормоза у "Нивы", Василий, Олег и я уезжаем на ней на перевал. Километров через пять "Нива" глохнет. Проклиная судьбу и страшную жару (вновь 34…35 градусов), обнаруживаем обрыв в катушке зажигания. Пытаемся сообщить по "двойке" ребятам, что сломались, но они молчат, села батарея. Бросив машину, решаем возвращаться в лагерь. Там нас, естественно, не ждали. Исправив тормоза на "Шестерке", добираемся на ней до "Нивы", и на буксире потихоньку спускаемся вниз к лагерю. Катушки запасной нет, но есть еще одна "бобина" от "Москвича". Замерив сопротивление обмоток, обнаруживаем, что у "москвичевской" катушки оно меньше. Из куска нихрома мотаем сопротивление, и включив его последовательно с катушкой, ставим на "Ниву". Заводим двигатель, катушка сильно греется, но работает. Решаем в гору больше не ездить — видно, не судьба. Начинаем разбирать силовой трансформатор с усилителя. Размотав всю высоковольтную обмотку, обнаружили, что последний виток (Hi!) приплавился к сетевой обмотке. Заизолировав его, вручную, виток к витку, мотаем киловаттный трансформатор. Заканчиваем намотку поздно ночью при свете костра и севших фрнарей. Вместе с UA0WG (остальные уже спят) ставим его в блок питания, припаиваем и включаем — все работает. Но у нас уже нет сил для работы, будим Олега, а сами идем спать.
Утром, посмотрев результат работы Олега, а он не очень порадовал, решаем сняться и отъехать на высокогорный перевал. Это в сторону, еще около 50 километров. Упаковываем вещи, грузимся и трогаемся назад. При переправе через реку, попав в яму, на середине заглох "Шиньон". "Нивой" на буксире, так, что тот дважды рвется, и руками, вытягиваем "Москвич" на берег, открываем двери — из салона ручьем вытекает вода, а под ней на полу обнаруживаем полностью утонувший "Маяк".
Протерев двигатель, заводим "Шиньон", и продолжаем путь. К вечеру добираемся на перевал Кудумыс. На карте эта отметка обозначена как 1896 м над уровнем моря. Вокруг, куда ни посмотри, голубая даль. Горизонт где-то далеко внизу, в тумане. Рабочее место оборудуем на мокрой от оттаявшего снега земле. Под сосной, сделав навес из палатки и целлофана, натягиваем диполь на 80 м и рамку на "пятнашку". Посоветовавшись с ребятами, на остальные диапазоны решаем поставить "GP" из одной мачты но конструкции UA1DZ на 40,20,15,10 м. Выдвинув мачту на 9,3 м, устанавливаем ее на запасную камеру от "Нивы", закрепив саму мачту через деревянные распорки к багажнику на крыше "Нивы". Из полевки делаем десяток противовесов по 9,5 м, раскинув их прямо по траве. Из кабеля и полевки делаем согласующее устройство, как у автора, подключаем через КСВ-метр, даем нагрузку и удивляемся — КСВ на всех диапазонах от 1,1 до 1,4. Настраиваемся на "пятнашке", опять приятное удивление — грохочут Южная и Северная Америка, и это в вечернее время, когда дома такого не услышишь. И вообще, разница "в эфире" между первой стоянкой и действующим лагерем очень большая. Оторваться от трансивера просто невозможно. Подключаем телеграфный ключ, на частоте буквально Pile-Up, в основном американцы. В это время происходит непонятное из лежащей в машине не включенной "ALINCO" доносится общий вызов. Опешив, с удивлением смотрим друг на друга и бросаемся к машине. А там уже отчетливо слышно: "Всем, здесь R0MIR". Пытаемся с хэндика звать, но слышим, как космонавт Николай Бударин работает с Кемеровской областью. Постепенно "затухая", "Мир" уходит из зоны радиовидимости. Сняв крышки с "Маяка", кладем его на солнце, которое с горы очень долго не уходит за горизонт. Закрепляем 9-элементную антенну на второй алюминиевой мачте и поднимаем. Сверившись по компасу, разворачиваем ее в сторону Хакассии. Подключив просохший "Маяк", пытаюсь несколько раз дать общий вызов, в ответ — тишина.
Положив микрофон и отойдя, вдруг слышу в эфире: "RK0WZZ/0 здесь UA0WN". Хватаю микрофон, отвечаю, меняемся с Василием рапортами—59 в обе стороны. Ура, есть первая в истории, радиосвязь из республики Тыва (квадрат NO62) на 145 МГц. Беседуем с Василием, делимся впечатлениями. Он сообщает, что нас хорошо слышит Сергей (UA0WY), просит провести связь. Но мы Сергея не слышим. Советуемся с UA0WN, и вместо "Маяка" на прием включаем "ALINCO". Сразу же слышим зовущего нас UA0WY. Значит, речное купание не прошло для "Маяка" бесследно, приемник потерял чувствительность. Слыша Василия с его 2?17 элементов, мы не смогли услышать Сергея с его "коллинеаркой". UA0WN сообщает, что нас принимают еще несколько станций из Хакасии с антеннами типа "GP" и вертикальный диполь. Посовещавшись, опускаем мачту и разворачиваем свои 9 элементов на вертикальную поляризацию. Поднимаем антенну и проводим несколько связей с RW0WW, RW0WF и одну связь телеграфом с UA0WV. Удается также связь с Анатолием (RA0WBI), который работает из автомобиля. Пытаемся и на передачу использовать "ALINCO" с ее пятью ваттами.
Не все из прежних корреспондентов, но нас слышат! По расчетам, между нами по прямой около 230…250 км (расчеты проводил бывший летчик UA0WBM по летным авиационным картам). Вот что значит высота QTH! Подходят на частоту Николай (UA0ADQ) и Юрий (UA0AGC). В г.Минусинске Красноярского края нас слышат прекрасно. Василий (RA0WBX), сотрудник МВД, перестраивает "ALINCO" на частоту 148,050 МГц и проводит связь с дежурной частью милиции г.Черногорска, где установлен Kenwood мощностью 50 Вт и антенна 5/8Л. Связь, несмотря на то что наши элементы рассчитаны на 145,500 МГц, Проходит уверенно. Во время нашей с Василием работы на УКВ, Владислав и Олег трудятся на KB "Вылетают" выходные транзисторы КТ825 в блоке питания FT-840, и нестабилизированное напряжение 22 В заставляет шкалу FT-840 погаснуть. Убираем блок питания и трансивер, ставим TS-50. Но блок питания у него слабоват, напряжение с генератора при нагрузке на пиках падает до 180В, на выходе не обеспечивается 12 В, и TS-50 отключается. Ставим параллельно блоку питания аккумулятор 6СТ-55 с машины. Он на "просадке" держит напряжение, работа возобновляется, но ненадолго—через час останавливается вентилятор ВН-2 в усилителе. Долго мучаемся с ним, но ничего сделать не можем — обрыв обмотки статора. Запасного, конечно, нет. Всю последующую работу продолжаем на 100 Вт трансивера. Прохождение удивительное. Олег и Владислав не дают работать на SSB, Так как не могут оторваться от ключа.
Антарктида, Уругвай, Панама, остров Святой Елены — станции, которые с постоянного QTH услышишь очень редко, идут как будто специально для, нас. На аккумуляторе проверяю свой FT-840; удивительно — он работает. Вероятно, удачно выполнена защита. Настроение поднимается, пытаемся сделать второе рабочее место. Но работать долго не получается, быстро садятся аккумуляторы со всех трех машин. Идем спать, оставляя UA0WG на "двадцатке”. Ранним утром Василий (RA0WBX) будит меня и просит выпустить из машины с моей стороны. Спрашиваю, почему не выходит в свою дверь. С смеется и просит посмотреть в его приоткрытую дверку. Гляжу и тоже смеюсь — между отсыревшей от росы камерой, землей накрутками противовесов с шипением пробегают голубые огоньки — это UA0WG "трудится” в эфире…
Утром впервые за неделю портится погода. Порывистый, холодный ветер и мелкий моросящий дождь идут с северо-задапа. Связываемся на "двойке" с Виктором (RX0WW) и Геннадием (RW0WW), они сообщают, что у них большой дождь, ветер на юго-восток, в нашу сторону. Прохождение на "двойке" ухудшается, но мы дожидаемся очередного витка и проводим связь с R0MIR.
Ветер усиливается. Посоветовавшись, опускаем антенны, глушим двигатель генератора и начинаем упаковывать вещи. Выезжаем около 10 часов утра. К15 часам выбираемся на автотрассу Абакан— Кызыл дождь и ветер к этому времени, заканчиваются. Заезжаем в поселок Григорьевка и забираем в магазине последнюю (Hi!) на весь поселок бутылку водки. Остановившись на берегу реки Оя, обедаем и делимся впечатлениями о прошедшей экспедиции, о проведенных связях. Но оказывается, это еще не конец. Вдруг слышим: "Всем, я RW4HFN/AM". Быстро отвязываем 9 элементов с багажника "Нивы", находим на ней направление и, подключив ALINCO, вызываем. RW4HFN с борта ИЛ-76 отвечает нам. Сообщает, что летит в Китай, по пути работает со многими областями, скоро будет над Тывой. С огорчением сообщаем ему, что на "двойке" там никого нет, а мы уже выехали с этой территории, и находимся сейчас на территории Красноярского края. Сигнал постепенно слабеет, и мы прощаемся. Уложив антенну, отправляемся в путь, и около 20 часов 18 августа прибываем в г.Абакан.
Экспедиция закончена. Ее итоги — за 6 дней проведено 1620 QSO с пятью континентами (нет только Африки).
Открыт новый квадрат NO62 и впервые представлена на УКВ республика Тыва. Проведено на “двойке" четырнадцать связей: 12 — с Хакассией, Две—с Красноярским краем, и две с бортом орбитального комплекса "Мир" и самолетом ИЛ-76. От коллектива эфпедиции благо дарим Василия (UA0WN) за оказанную помощь в проведении УКВ-связей, Леонида (UA0WDQ) —за предоставленный генератор. От коллективной радиостанции RK0WZZ Черногорского городского союза ветеранов и инвалидов войны в Афганистане передаем привет всем членам радиоклуба "Мужество" и радиостанции R3AFG.
Сообщаем энтузиастам УКВ Кемеровской области, Красноярского и Алтайского краев, что в августе 1999 года будет предпринят выезд республику Тыва на перевал с антенной 17 элементов и трансвертером Жутяева.
До встречи из 23 зоны, квадрат N062! QSL—через автора. Также можно получить QSL от R3AFG.
А.Алексашин (RA0WA) г.Черногорск