На первую | Рассказы радиолюбителей | Водная стихия | R9Z проходит пороги





Категория: Водная стихия
Автор: С. Шепелин (UA4WAR)
Название:

R9Z проходит пороги

Вот уже 20 лет свое свободное время я делю между двумя увлечениями — радиолюбительством и водным туризмом. Естественно, что мне всегда очень хотелось их объединить. Так возникла мысль об экспедиции на Горный Алтай: будем сплавляться на плоту и катамаранах по реке Катунь, а на стоянках — работать в эфире.

Самое сложное в этом деле было набрать команду из коротковолновиков, которые имели хотя бы начальный опыт сплава по горным рекам. Мы опубликовали соответствующие объявления в газетах "Советский патриот", "Патрют Бать-ывщини", "MM-INFO" и получили около 40 предложений.

Практически все вопросы по организации экспедиции решались в эфире на частоте 7098 кГц в 20.00 MSK по средам. Здесь окончательно определился и состав экспедиции, распределились обязанности — одним поручалось изготовление аппаратуры, другим — антенн и т. д. Всего нас отправляются в путешествие 10 человек — UA4WAR, RA3PU, RA3Q1, RB5NG, UA4WEV, UA4WGW, UA9UBN, UW9YV и два телеоператора.

Мы получили позывной R9Z.

Встречу назначили на 1 августа 1990 г. в Барнауле.

Три дня в здании местной РТШ готовили, проверяли и подгоняли туристское и радиоснаряжение. Были испытаны трехэлементный "волновой канал" на 20 м, "двойной квадрат" на 15 и 10 м, изготовленные соответственно Михаилом Поспеловым (RB5NG) и Леонидом Петрухиным (RA3QI).

Антенна "волновой канал" поразила всех участников экспедиции. Весит всего 15 кг, и ее можно собрать и разобрать за час. Эксплуатация в течение всего похода подтвердила ее высокую надежность.

Итак, к 3 августа все было готово к отъезду. Нам предстояло на автобусе добраться до Горно-Алтайска, потом лететь на самолете в Усть-Коксу, начальную точку маршрута.

Далее повествование поведу в форме дневника.

4—6 августа. Час полета на самолете, затем пять километров на лошади, которая тащит телегу с нашей аппаратурой, и мы на берегу Катуни.

Ставим палатку, подводим 220 В, разворачиваем станцию. На мачту водружаем только двойной квадрат на 21 и 28 МГц. Вторую антенну на 3,5 и 7 МГц ставим полностью, а "волновым каналом" займемся завтра. Выходим в эфир и сразу — PILE UP. Работаем на 21 МГц. В основном связи с Европой, JA и U, но появляются и 5В4, BV2, YB, LU, PY, VK, много HL. Начинаем проводить связи и на 14 МГц. Идут W, VK, 9M8, СЕ, много JA и европейских стран, встречаются BZ, 9M2, HL, DU.

Вечером — скеды на 7 МГц с RA9YA и 3,5 МГц с UW9VW.

Здесь же готовятся к сплаву австрийцы, немцы, американцы, приехавшие по путевкам туристской фирмы "Алтур".

7—8 августа. Идет дождь. Решаем переезжать на поляну, к месту старта. Разборка и сборка аппаратуры на новом месте происходит гораздо быстрее, правда, на мачту ставим только трехэлементную YAGI, "INVERTED V", натягиваем на дерево. Впервые работаем от движка. Один рывок ручки — и вот уже есть свет! При мощности генератора 1,5 кВт потребление бензина составляет 20 литров в сутки. Темп в эфире по-прежнему хороший. Много европейских, JA, DX-станций.

Ближе знакомимся с международной группой из "Алтура". К сожалению радиолюбителей среди них нет, но один из американцев – Франк так заинтересовался радио связью, глядя на нас, что пообещал по приеде в Америку оформить лицензию.

Результат первого этапа работы – около 3000 QSO.

9 августа. Отправляемся в путь по реке под проливным дождем. Международная группа из "Алтура" на разных языках кричит вслед, чтобы мы вечером разводили на стоянке костер побольше. Она выходит вслед за нами.

В этот день на воде все спокойно, порогов нет, хотя течение довольно сильное — около 10 км в час. В конце дня причаливаем в условленном месте. Впервые за время экспедиции вечером станцию не разворачиваем. Вместо этого разводим большой костер.

10—11 августа. Эти дни посвящены сплаву. О радиолюбительстве напоминают только написанные на касках позывные.

На реке нас ждет серьезное препятствие — каскад порогов под названием "Аккемская труба".

Сначала проводим разведку с берега. Затем двигаемся в путь. Плот проходит успешно. Катамараны сплавляются менее благополучно. Высокие водяные валы смывают двух членов экспедиции. Они выбираются на берег без нашей помощи, хотя на всякий случай ниже по реке поставлена страховка. До стоянки у впадения в Катунь реки Аргут добираемся без приключений. Здесь своего рода туристская Мекка. Поляна на стрелке забита палатками. Ребята из "Алтура" уходят вперед, а мы остаемся на два дня,

12—13 августа. Опять мы стали радиолюбителями. Вышли в эфир. Он изменился. Совершенно не слышна Европа. Связи идут ближние (за исключением востока), поскольку мы окружены высокими горами.

Во второй день совершаем пеший поход по реке Аргут-до порога "Атланты": красивая природа, много ягод, правда, мешает непрекращающийся дождь.

Вечером — снова скеды с RA9YA, RA9YD, UW9YW, UA9ZAH.

14 августа. С утра снимаем весь лагерь и снова в путь. Я сажусь на катамаран с Леонидом, а Михаил уходит на плот, на котором остается до конца -сплава. На этом участке реки сложных препятствий нет. Встречаются валы, небольшие пороги, воронки.

Километров через 15 после самого крупного на маршруте поселка Катунь резко поворачивает на запад. Река в этом месте широкая, открыты все направления, кроме севера. Решаем разбить стоянку. Недалеко от лагеря метров на 70 над уровнем реки возвышается плато. Хорошее место для радиостанции!

15—16 августа. Оба дня — прекрасная солнечная погода.

Утром отлично слышна на 14 МГц Южная Америка. Здесь отличается Леонид, который проводит множество связей. Он же участвует и в NET с Южной Америкой. Ночью работаем на 3,5 и 7 МГц с EU.

Свободные операторы, изнывая от жары, целый день купаются, загорают.

В метрах ста от радиостанции находятся древние захоронения, которые раскапывают археологи. Два дня проходят незаметно.

17 августа. И снова в путь.Впереди сложные пороги — "Ильгуменский" и "Шабаш". До первого из них по карте около 10 км. Вода спокойная, ребята расслабились, и расплата не заставила себя долго ждать. В пенной яме посередине реки ушедший вперед катамаран с Леонидом и севшим к нему Борисом, оператором TV, неожиданно перевернулся.

Подплыв, мы увидели следующую картину: Борис с веслом в руке стоит на берегу и улыбается, очень напоминая знаменитую скульптуру. Спрашиваю, что случилось. Рассказывает, что катамаран перевернулся, и Леонид Петрухин "ушел" вместе с ним. Мы с Геной Анпилоговым (RA3PU) вскочили на катамаран и бросились на поиски Леонида. Сразу за поворотом ревет порог "Ильгуменский". Делать нечего, придется идти без разведки.

Входим в порог по основной, самой мощной струе. Катамаран швыряет, как щепку, но... опыт берет верх, и мы уже мчимся по реке дальше. Где же Леонид? А вот он, на правом берегу. Слава богу, жив, здоров. Но катамаран застрял в пороге. Мы его из-за камней не заметили. Зато шедший следом экипаж плота его обнаружил. И когда я подходил снизу к порогу, то Виктор Исаков (UW9YV) уже плыл на страховке к катамарану, который болтался на зацепившейся за дно веревке. Мы их вытащили вместе. После возвращения катамарана в нормальное положение можно было идти дальше.

Подсчитали потери: один котел, три кружки, чашки, ложки, несколько ковриков, стул, тент, ножки от стола. Но, самое ' главное, утонул и "еж" от "двойного квадрата" и кабели. Остался только один на 20-метровый диапазон.

Главный вывод: работу в эфире продолжать можно!

18 августа. Впереди "Шабаш", самый опасный порог на реке Катунь. Знаменит своими ямами и валами, высота которых достигает трех с лишним метров."-->

Не торопясь, просматриваем порог, состоящий из двух ступеней, между которыми намечаем причалить. Группа немцев с гидами-алтайцами здесь же. Вместе организуем страховку. Порог проходим сначала плотами обеих групп, потом катамаранами. Все чисто! Порог позади.

Дальше по реке идем весело. Экипаж плота работает слаженно.

Вечером — прекрасная стоянка на реке Сумульта. Опять много ягод, грибов, но место для работы в эфире неподходящее. Знаем, что начинается WAE-CONTEST, знаем, что нас ждут, но ничего не поделаешь. К сожалению, приболел наш Володя Каталкин— UA9UBN/UA9K.

19 августа. За день одолеваем последние 50 км маршрута. Вот и конец путешествия. Вечером успеваем установить мачту и антенны на 3,5; 7 и 21 МГц. Генератор весело тарахтит, призывая к работе. Выходим в эфир. Во время скедов наши друзья спрашивают, почему не появлялись несколько дней. Мы рассказали о наших приключениях, и по эфиру понеслась весть что якобы мы все утопили и т. д.

20—21 августа. Трехэлементный "волновой канал" пострадал при перевороте катамарана. Поэтому Михаил Поспелов возился с антенной полдня, выправлял трубки.

Но вот Миша снова на мачте и своим громким голосом командует установкой антенны. Наша "красавица" опять стоит, как ни в чем не бывало. Правда, нет сверху привычного "ежа" от двойного квадрата. Пошли связи с Европой, U, V73, J28, HL, 9N. Опять Леонид по утрам работает в DX NET с Южной Америкой.

Под вечер 20 августа открывается хорошее прохождение на JА на 21 МГц. Утром следующего дня хорошо проходят W. Но дальше прохождение ухудшается на глазах и к концу дня стали возможны только связи с U. Проводим 5000-ю связь, и... пора заканчивать работу. Завтра рано утром за нами придет машина. Прощальный ужин. Экспедиция R9Z закончена. Ее итоги — 5000 QSO (из них 2666 — с U, 400 — с JA, 210 — с W, 1700 — с EU); 100 стран по списку диплома DXCC.

В заключение хочется сказать, что мы собираемся проводить подобные экспедиции и в будущем, желающие принять в них участие могут писать по адресу: 426063, г. Ижевск, аб. ящ. 2116.С. Шепелин (UA4WAR), руководитель экспедицииг. Ижевск