На первую | Рассказы радиолюбителей | Водная стихия | На плоту по реке Припять





Категория: Водная стихия
Автор: В.Тютюнник (EW8OG)
Название:

На плоту по реке Припять

Итак, как и планировалось, подошло время второго этапа радиоэкспедиции Мозырских коротковолновиков, получивших спецпозывные EV10D (Валентин), EV10G (Валерий), EV10R (Александр) в связи с десятилетием трагических событий на Чернобыльской АЭС. Готовились к этому этапу тщательно, однако, как выяснилось впоследствии, сплав по реке Припять от г.Пинска до г.Мозыряне только принес немало сюрпризов, но и обогатил участников опытом проведения таких мероприятий в дальнейшем.

24 июня 1996 года, загрузив все необходимое оборудование, оснастку, аппаратуру, продукты питания в знакомую уже автомашину ЗИЛ-131 с будкой, любезно предоставленную и на этот раз АО "Мозырский ППЗ", мы около 18:00 местного времени отправились из Мозыря в район нашего старта, километров на двадцать ниже г.Пинска по течению реки, куда нас доставил уже затемно наш шофер. С нами две женщины. Врач — Татьяна и завхоз — Лариса, одновременно выполняющие обязанности поваров. Около часа разгружаем машину, заводим бензоагрегат, включаем освещение и приступаем к сборке нашего плота на базе шестиместной надувной лодки. Конструкция плота продумана и разработана заранее, хотя по ходу сборки приходится вносить коррективы. Закрепляется каркас из брусьев, а по нему набивается настил из досок с люком размером 1,0?1,5 м. Размер настила — 3?5 м. По бокам для увеличения грузоподъемности и устойчивости предполагалось добавить две надувные камеры-сигары от туристского катамарана, однако попытки не увенчались успехом, так как надутые камеры через несколько минут спускали (или из-за заводского брака или из-за проколов в результате небрежного хранения). Выручил наш шофер, у которого оказались две автомобильные камеры. Их-то мы и пристроили по бокам плота. Всю ночь стучали топорами, а на заре наступил торжественный момент — спуск на воду нашего довольно интересного сооружения. Уже на воде заканчиваем плот, устанавливаем стол со скамьями по центру. Поднимаем 7-метровую мачту, предварительно закрепив на ней основание и кабель снижения IV на 20 м. На следующий день, прикрепив к плоту две надувные лодки типа "Нырок" и перегрузив на них и плот все, что осталось на берегу, отчаливаем от берега.

10 часов утра 25 июня. Экспедиция началась. Выгребаем веслами на середину фарватера и плывем по течению. Постепенно замечаем, что плывем очень и очень медленно, т.к. течение реки вместо расчетного 5 км/час оказалось гораздо медленнее — около 1,5 км/час. На сколько же удлиниться наше путешествие? Ведь время ограничено у многих коротким двухнедельным отпуском.

После обеда разворачиваем радиостанцию. На борту у нас портативный трансивер с питанием от автомобильного аккумулятора 12 В, выходной мощностью около 20 Вт (конструкция EV10D — В.Повха), трансивер Дроздова с усилителем мощности на ГУ-74Б и бензоагрегат на 220 В, 1,5 кВт для использования в работе на стоянках. Из-за ограниченного места и размеров нашего плота используем только антенну на 20 м, включаем трансивер, и над рекой разносится шум. эфира. Проводит первые QSO EV10D/MM, затем — все остальные. Из-за плохого согласования антенны и слабых рапортов, которые дают нам корреспонденты, работаем недолго, надеясь что все еще впереди.

Из-за слабого течения решено плыть без остановок до вечера, что бы успеть выйти в 22.00 на связь на частоте 3,666 МГц аварийно-спасательной службы, где нас должны ожидать многие коллеги, которые осведомлены о нашей экспедиции. К вечеру, пройдя за день по реке всего около 18 км, выбрав место для стоянки, разбиваем лагерь, устанавливаем палатки, готовим ужин Спешно ставим составную дюралевую 16-метровую мачту и натягиваем IV на 3,5 и 7 МГц. Запускаем "АБэшку", освещается камбуз. Включаем "Дроздивер" с усилителем на 80 м, даем общий вызов и окунаемся с головой в работу. Кажется, что вся Беларусь обрушилась на нас. Все желают успешной экспедиции. Работаем по очереди. В эфире все мозырские позывные — EV10D, EV10G, EV10R.

Вторые сутки не спим, поэтому прощаемся с корреспондентами, поздно ужинаем и отдыхаем до утра.

В дальнейшем начинаем входить в ритм. Днем стараемся максимально двигаться по реке, EV10R — Саша — заядлый рыбак, чей позывной EW8RR в шутку расшифровываем как "рыба-раки", удит постоянно рыбу, обеспечивая нашу кухню. После районного центра Петриков наш "Ноев Ковчег" пополняется деревянной лодкой, приобретенной по случаю у местных рыбаков. Перегружаем в нее большинство вещей, бензоагрегат, устанавливаем шест для оттяжки антенны, за счет чего имеем возможность натянуть уже IV на 40 м, и при включенном бензоагрегате работаем на ходу с РА, чередуясь в работе на трансивере и на веслах Антенна на 40 м дает неплохие результаты и при работе на 20 м. Погода неустойчивая, за день меняется несколько раз, направление ветра также меняется. Очень редко ветер попутный. В этом случае ставим импровизированный парус, с которым движемся заметно быстрее течения. На подходе к Мозырскому району налетает ураганный ветер, трижды ломает мачту, потоки воды с неба обрушиваются на нас. Мы стоим, прибитые шквалом к берегу, не заботясь о навесе из брезента, который не может защитить от этой лавины воды.

Постепенно, как и проплывающие мимо берега Припяти, пробегают и дни нашего водного похода. В карте уже нет необходимости, так как по берегам уже "свои" населенные пункты. Балажевичи, Махновичи, Загорины, Косткжовичи, Жаховичи. Наконец, после крутой излучины реки, выходим на Мозырь. Последние километры волнующи, но и трудны. Ветер в лицо. После нескольких часов упорной гребли причаливаем к пристани в центре родного города. EV10G/MM проводит последнюю связь на 40 м с RA3QRT из-под Воронежа в 14.17 по местному времени.

В.Тютюнник (EW8OG)