На главную | Рассказы радиолюбителей | Водная стихия | Припять-96





Категория: Водная стихия
Автор: В.Дубинин (EW2CU)
Название:

Припять-96

Идея экспедиции по маршруту от Пинска до Мозыря по реке Припять возникла давно. Уникальная природа белорусского Полесья звала к новым открытиям. Как-то на очередном заседании совета. БСР поделился своей идеей с друзьями, и неожиданно выяснилось, что идею такой экспедиции давно вынашивают мозыряне. Начали строить планы и постепенно готовиться к походу. На ежедневных трафиках РАСС связались с Валентином (EW8DD), Александром (EW8RR) и Валерием (EW8OG). Обговорили вопросы технического обеспечения радиоэкспедиции и назначили ориентировочные сроки. На трафиках РАСС связались с Брестскими радиолюбителями. Выяснилось, что Николай (EU3FD) работает в речном порту Микашевичи. Решили отправным пунктом маршрута выбрать д.Сенкевичи, что стоит в устье реки Лань, где и живет EU3FD.

Николай любезно предоставил нам атлас реки Припять — профессиональный навигационный документ речного флота, который в дальнейшем нам очень помог, так как географические карты, которые имелись у нас, сильно устарели. Но нашим планам в этом году сбыться было не суждено.

Занятость на основной работе подавляющего большинства членов экипажа минской группы не позволила осуществить планы совместной экспедиции с мозырянами. 24 июня мозыряне ушли на маршрут самостоятельно. На трафиках постоянно работал с EV10D, EV10R, EV10G. Ребята были очень довольны.

А мы продолжали готовиться. Назначен срок отправки — 30 июля. Готовим аппаратуру и антенны. На "вооружении" японский FT-840 (Tnx EW1KA) и наш "отечественный" — "Волна-М" и усилитель мощности на 3-х ГУ-50. Антенны — GPна40м,20м, 15 м, 10 ми "Inverted Vee" для работы на стоянках на 80 м, 40 м. Аппаратура на 144 МГц — трансвертер фирмы "ВЕР" и 9 элементов Yagy. ЧМ р/станции — "Saber" фирмы "Motorola".

Плавсредства заставили нас поволноваться, так как имевшийся в наличии ПСН-10 от старости пришел в не годность. И здесь, как всегда, на помощь пришло наше радиолюбительское братство. Могилевские ребята предложили нам свой ПСН-10М. Вопрос был решен четко и оперативно. И через день ПСН-10М был уже в Минске (огромное спасибо Виктору (EU7EW), Виталию (EU7AA) и всем могилевчанам, кто был причастен к этой "операции".

Определяется состав экипажа: Александр Пятунин (EW1WG), Леонид Горбачевский (EW1BR), Геннадий Щур (EW8UE), Владимир Дубинин (EW2CU), Надежда Дубинина (XYL EW2CU) и два веселых спаниэля EW2CU.

Идея совместить приятное путешествие с общественно полезным делом возникла в самом начале подготовки экспедиции. Мы поделились этой идеей с начальником ЦРКМ Главгидромета Беларуси Иваном Ивановичем Атвеенко и его заместителем Владимиром Николаевичем Пикаловым и встретили горячую поддержку. Специалисты ЦРКМ разработали методику снятия замеров радиационной обстановки по маршруту, предоставили нам необходимые приборы и, к нашему счастью, мы получили во временное пользование великолепныйяпонский бензоагрегат "Honda" мощностью 1 кВт, правда, на напряжение 120 В. Десять минут поисков в "закромах" радиоклуба "Эфир" — и японская "Honda" плюс 2,5 кВт трансформатор — отличный энергоагрегат на наши 220 В!

Решен вопрос с доставкой экспедиций в Полесье. Энтузиаст СВ Петр Петрович Сосенко (EU6281) великодушно согласился на своем микроавтобусе "Мерседес" доставить нас на Припять и после завершения экспедиции забрать из Мозыря. 30 июля — трудный день. Закупаются продукты, собираются и упаковываются снаряжение и аппаратура. И вот, наконец, под вечер мы "отчаливаем". Настроение бодрое. Под колеса "Мерседеса" убегает лента Слуцкого шоссе. У Петра Петровича в машине установлена отличная СВ аппаратура. На связи постоянно Олег Петрович (ЕU228) и минские СВ! На 20 канале рассказываем о целях и задачах нашей экспедиции, получаем напутствия и постепенно "уходим" из зоны СВ-видимости Минска. Но на канале "дальний проход". Проводим QSO с Украиной и Россией прямо "на ходу", из автомобиля. Поистине "Дальняя связь на СВ без проблем!". Проходим Слуцк — 2 QSO с СВ-стамй, Солигорск – 1 QSO и дальше мертвая зона. Стемнело. Дальний проход закрылся — и на 20 канале тишина.

На протяжении 200 км от Солигорска на наш общий вызов на 20 мониторном канале не ответила ни одна станция. Причина, скорее всего, в том, что там их просто нет.

Поздно вечером приезжаем в Петриков — районный центр Гомельской области. Нас встречает мама Владимира Дубинина (EW2CU), Мария Александровна, плотно кормит поздним ужином. Ночуем на даче у друзей, забираем приготовленную еще в мае НЛ-8 и подвесной мотор "Вихрь-30". И снова под колеса убегает лента асфальта.

В деревне Синкевичи — неожиданность. У Николая (EU3FD) дома никого нет. Возвращаемся в порт Микашевичи и неожиданно встречаем Николая. Радостная встреча, оперативное совещание, и вот мы на берегу Микашевичского канала. Выгружаем снаряжение. Петр Петрович, Леонид (EW1BR) и Николай уезжают в порт на поиски нигрола для "Вихря". Поддерживаем с ними связь на 144 МГц и готовим плавсредства. Надежда (XYL EW2CU) — чародейка камбуза — готовит обед. Возвращаются ребята, привозят нигрол. И вот — торжественный подъем антенны на ПСН-10М. На GP — три флага: флаг БСР, Военно-Морской флаг и Андреевский флаг — ведь идем в год 300 летия Российского флота! Леонид (EW1BR) ведет съемку на видеокамеру. Проводим первые замеры радиационной обстановки. Фон в норме.

И вот, Наконец, торжественный отход. Трудяга-двигатель заводится "с полоборота"! И вот караван — НЛ-8 с "Вихрем", ПСН-10М и две авиационные надувные лодки уходят по каналу к Припяти. Трехкилометровый канал проходим быстро, и вот она — Припять! Заметно течение. Погода прекрасная, чудесный летний вечер, солнце на закате, и впереди почти триста километров маршрута! Настроение бодрое. Решаем пройти немного вниз по реке и выбрать место для ночлега. За поворотом по правому берегу прекрасная песчаная коса. Подходим к берегу.

Время — 21.15, до трафика РАСС 45 минут. И вот идея — быть сегодня на трафике! Что делает энтузиазм с людьми! Выгрузили аппаратуру прямо на песчаный берег, готовили бензоагрегат. Аврал, и через ,5 минут на диком берегу полесской реки Припять стоит "Inverted Vee" на 80 м и 40 м! С огромным волнением запускаем "Хонду", включаем аппаратуру, и… вот она, родная "музыка эфира"! Сразу заметно качество приема. Диапазон кристально чистый, и только станции гремят с большими плюсами! Частота 3666 кГц — частота аварийно-спасательной службы связи Беларуси. На частоте Виктор Лемешко (EU7EW) из Могилева — наш общий друг и в наше отсутствие ведущий трафика РАСС! С волнением беру микрофон, и в эфире зазвучал наш базовый позывной — EU5HQ/MM, Виктор принимает нас прекрасно — 59+! Виктор предоставляет нам микрофон, и я объявляю о начале экспедиции, коротко рассказываю о первых впечатлениях, передаю всем привет и назначаю скед Сергею (EW1BH) — нашему постоянному корреспонденту из Минска. Через Сергея передаем своим домашним в Минске, что у нас все хорошо, все живы, здоровы, и информацию для Белгидромета о начале нашей работы.

На частоте — "Pile-up"! В течение часа работаем с коллегами из Беларуси, Украины, России, Польши, Германии.

Интересуются, почему работаем /ММ. Рассказываем о целях и задачах нашей радиоэкспедиции. Чародейка камбуза еле отрывает нас от аппаратуры. Объявляем "QRX" на час. Свежий воздух, прекрасная погода и удивительная природа способствуют отличному настроению экипажа. За ужином распределяем время дежурства в эфире и устраиваемся на ночлег.

Утром подъем немного задержался. Сказалась усталость вчерашнего дня. Завтракаем, сворачиваем аппаратуру. Удачная конструкция "Inverted Vee" снова отлично себя зарекомендовала. Три минуты — и антенна разобрана и уложена в чехол. Оборудуем радиорубку на "ПСН-10" и в 11.00 начинаем движение. "Honda" установлена на одной из авиационных лодок. Проверяем работу аппаратуры и антенны на 40.м и 20 м. Замечаем интересное явление — при движении по фарватеру реки нас принимают хорошо, но при подходе к берегу наши сигналы уходят в "QSB". Сказывается влияние "хорошей земли" для GP.

На плоту за аппаратурой работает EW1BR Леонид. На 20 метрах хорошее прохождение. Нам с EW8UE немного завидно, так как на ходу мы "за штурвалом", а очень хочется поработать в эфире!

И вот — идея! Я прошу Леонида транслировать мне QSO через "Saber" на частоте 145,300 МГц. Слышу корреспондентов отлично, несмотря на работающий рядом "Вихрь". Прошу "дать мне микрофон" и вызываю GW4/G0SDV op.Vik. И вот удача! Vik мне отвечает, дает рапорт 59! Но подчеркивает, что сигнал "шумный". Объясняю ему, что работаю с "ходовбго мостика", рядом работает мотор. Vik-отдыхает в горах, проводит отпуск с семьей и. работает в эфире. Рассказываю ему о нашей экспедиции. Он в восторге от уникального (в техническом смысле слова) QSO!

На частоте UR5FA/MM — наши украинские коллеги. Их яхта идет в Красном море. Провожу QSO опять через "Saber". Результат отличный.

Три дня пролетают за работой незаметно. На второй день стоянки на берег приезжает зеленая "Нива". Знакомимся с руководством местного "ЭЛОХа" (экспериментальное лесо-охотничье хозяйство). Степан Николаевич Бомбиза, директор ЭЛОХа, рассказывает о целях и задачах создания в этом районе заповедника. Мы рассказываем о нашей экспедиции. Большой интерес у руководства ЭЛОХа вызвала наша связь на 144 МГц ЧМ. Низовая мобильная УКВ ЧМ связь у них в хозяйстве — больной вопрос. Нет аппаратуры, нет специалистов. Предлагаем план возможного взаимного сотрудничества. На стоянке пробуем работать на 144 МГц Аппаратура работает нормально. На 80 м договариваемся с Виктором (EU7EW) о скеде. Но прохождения нет. Поворачиваю антенну на Витебск. На частоте 144,050 МГц CW даю общий вызов. Диапазон молчит. Поворачиваю антенну на запад, и почти сразу отвечает SP3BGD (op.Stan из Zielona Gora, 449/559). Зовет еще одна станция — OK2BBQ (op.Tonda). Доворачиваю антенну и провожу QSO (579/579) Больше станций нет. Сказывается низкая активность в последние годы на УКВ и отсутствие прохождения. На четвертый день стоянки сворачиваемся. Неутомимый EW1BR постоянно ведет съемку на видеокамеру. Довольно сильный встречный восточный ветер, но выручает трудяга "Вихрь", Идем в деревню Славинск, где планируем забрать дюралевый катерок EW2CU, поставленный на стоянку еще в прошлом сезоне.

Снаряжение загружаем на НЛ-8, ставим "Вихрь" на катер. На катер устанавливаем и "Хонду". Цель — районный город Петриков. Приходим в Петриков к вечеру, разворачиваем антенну прямо на пляже. Вся команда, включая и спаниэлей, отправляется отдыхать. На вахте остается только EW2CU.

Работаю на 80 м и 40 м. По предложению Виктора (EU7EW), который постоянно сопровождает в эфире нашу экспедицию, пробуем работать через спутник RS-12. Беру у Виктора исходные данные и провожу QSO через RS-12 с ним, а также с DL0OCM, G0DLR, EW8CQ, EW8DD, EW8RR

Наутро освобождаемся и от НЛ-8. Далее планируем буксировать только ПСН-10М катером. Погода прекрасная. На берегу много людей. Интересуются нашей экспедицией.

Уходим вниз по реке. На берегу много людей, палатки, машины. Идем довольно быстро и до конца дня проходим километров 50. На ночлег останавливаемся недалеко от устья реки. Ночью на востоке видно "зарево" большого города. Впереди, совсем рядом, конечная цель нашего маршрута — город Мозырь. На трафике РАСС договариваемся с Валентином (EW8DD) и Александром (EW8RR) о скеде на 40 м на завтра и о встрече под "новым" мостом.

Утром просыпаюсь от канонады. Вспоминаю, что сегодня 10 августа — открытие охоты на уток. Легкий завтрак. И мы снова в пути. Заметно интенсивнее стало судоходство Буксиры, "Ракеты" на подводных крыльях, обилие маломерных катеров и моторных лодок. Припять становится шире с каждым километром движения вниз. Устанавливаем связь на 40 м с EW8RR. И вот он Мозырь

Город живописно расположен на правом, очень высоком берегу. Настоящая цивилизация и — родной город Геннадия (EW8UE). Геннадий на корме ПСН-10, Саша (EW1WG) постоянно на связи за аппаратурой, Леонид (EW1BR) не расстается с видеокамерой. Проходим под пролетом "старого" моста и зазевался Геннадий Иванович! С кормы в пяти метрах от плота и катера проходит "Ракета". Приходится на 144 МГц высказать, все, что думает боцман по поводу "назад смотрящего". Но все обходится благополучно. Проходим Мозырь в Сопровождении катера "Спасатель", и вот впереди "новый" мост. В бинокль вижу на мосту машину и наших друзей Валентина (EW8DD) и Александра (EW8RR). Они машут нам руками, снимают на видеокамеру. И снова вниз по реке. До конечной точки — загородной резиденции мозырских "НАМов" (и, по совместительству, дачи EW8DD) — еще 7 км пути. В Акулинке нас встречают. Быстро собираем снаряжение и переправляем на дачу. На берегу остается только катер. Ему завтра предстоит обратный путь до Петрикова, но уже налегке со скоростью 45 км/час! Воистину поражает антенное хозяйство Валентина (EW8DD). Полноразмерные квадраты на ВЧ диапазоны и мечта каждого радиолюбителя — переключаемые слоппера на 7 МГц. Делимся впечатлениями, строим планы на будущее, работаем на антеннах Валентина. Через Сергея (EW1BH) вызываем из Минска нашего Петра Петровича.

Утром на 144 МГц появляется Петр Петрович и самостоятельно находит нас в Акулинке!

Ребята собираются, а мы с Леонидом (EW1BR) налегке уходим вверх по Припяти. Мимо пролетают берега, и кажется, что каждый кустик, каждый лесок до боли знакомый и родной. Километров за 15 на УКВ устанавливаем связь с Петром Петровичем и Александром (EW1WG). Нас уже ждут в Петрикове.

Закончилась наша экспедиция. Проведено более 400 QSO на всех любительских диапазонах, включая 144МГц и RS-12.

По возвращении в Минск сразу же сажусь за отчет для ЦРКМ Главгидромета РБ. Проделана большая работа, требующая обобщения.

Наши "беспозывные" члены экипажа — Петр Петрович и Надежда — "заболели" эфиром и успешно сдали экзамены на радиолюбительскую лицензию. Теперь в эфире можно часто услышать их позывные: EW2PP — Петр Петрович Сосенко и EW2NW — Надежда Викторовна Дубинина. Неутомимый Леня Горбачевский (EW1BR) работает над нашим фильмом.

Представляем отчет в ЦРКМ и получаем высокую оценку нашей работы. Приятно и радостно на душе.

Аварийно-спасательная служба связи делает нужное и полезное дело. Наша аппаратура и антенны отлично работают в любых ситуациях и обеспечивают радиосвязь на любые расстояния. Получаем предложения ЦРКМ на следующий сезон на шесть маршрутов по белорусским рекам. И начинаем готовиться. "Палуба" нашего "летучего голландца" открыта и доступна для всех радиолюбителей. Рады будем видеть в нашем экипаже новые лица и слышать новые позывные.

До встречи!

В.Дубинин (EW2CU)


data-counter=""