На главную | Рассказы радиолюбителей | Водная стихия | Под парусами по островам Куйбышевского водохранилища





Категория: Водная стихия
Автор: А.Мамай (RK4HM)
Название:

Под парусами по островам Куйбышевского водохранилища

После появления на сайте RRС списка потенциальных NEW ONE, где были отмечены и острова Куйбышевского водохранилища, безотчетная мечта приобрела более четкие очертания: появилось желание посетить эти острова и, естественно, поработать с них, тем более что в этом году наш клуб RRC отмечает свой 10 летний юбилей и мы естественно как члены этого клуба не могли остаться в стороне заодно предоставив хорошую возможность «охотникам за островами» пополнить свою коллекцию.

А вот как туда добраться для меня был вопрос решенный.

Яхта, идущая под парусами всегда вызывает восхищение, завораживает красотой, заражает романтикой, тягой к путешествиям. Глядя на нее, хочется и самому оказаться на её палубе, почувствовать прелесть шума ветра в парусах, плеск воды о форштевень корабля и бесконечно глядеть на стремительно уходящий вдаль кильватерный след.

Но мало мечтать – необходимо действовать! Самое первое, что необходимо было сделать – подобрать команду, людей не только разделяющих твои стремления, но и способных разделить всю тяжесть нерешенных проблем и забот по подготовке к экспедиции.

Окончательно команда сформировалась, когда мы работали в эфире позывным UE4HZS (по приглашению мэрии г. Тольятти и при непосредственной помощи Комитета по делам молодежи при мэрии города) с места проведения Захаровского слёта, который проходил в районе Молодецкого кургана национального парка "Самарская Лука" RFF-140. Здесь я впервые поделился планами посещения островов со своими друзьями, и дальше мы решили вместе вести подготовку к их осуществлению. Наша уверенность в возможности осуществления задуманного укрепилась после разговора с мэром г. Тольятти Н.Д. Уткиным, который посетил лагерь на слете, ознакомился с работой в эфире и выразил желание помочь.

После разграничения обязанностей каждый из нас знал, что нужно делать. Ведь теперь у нас есть самое главное – наша команда: Сергей Анисков RA4HVX#509, Юрий Шигарев RX4HJ #337, Мамай Александр RK4HM#338, а также наш технический менеджер Александр Болобков RN4HBU, на плечи которого легла забота об обеспечении экспедиции, о снабжении участников всем самым необходимым. Это дало нам, членам клуба RRС, вплотную заниматься технической подготовкой, не отвлекаясь на другие проблемы.

Настала очередь решить вопрос доставки членов экспедиции к намеченной цели. Здесь нужно, прежде всего, поблагодарить транспортную дирекцию АО «Куйбышев-Азот» и её руководителя Кульбитского Д.Е. за оказанную помощь в организации экспедиции. Мы обратились в мэрию города и к руководству АО «Куйбышев-Азот», которому принадлежит один из сильнейших в России яхт клуб – «Дружба». Здесь нам повезло – мы познакомились с прекрасными людьми, такими же увлеченными своим видом спорта. Нам была выделена одна их самых быстроходных и надежных яхта «Кондрат». За её кормой остались тысячи миль Средиземного, Балтийского, Черного и Каспийского морей. При длине 11,8 метра ее вес более 8 тонн а площадь парусов около 200 кв.м Полностью оснащенная всем необходимым для длительного автономного плавания, она внушала доверие , как, впрочем, внушал уважение и доверие к себе ее экипаж. Это, прежде всего, капитан яхты Минеев Анатолий Иванович, один из опытнейших капитанов, мастер спорта, тренер яхт клуба, а также его помощник – мастер спорта Касаткин Александр.

Оговорив с экипажем день и час отхода (14–15 июля 2003) и уточнив маршрут, каждый из нас продолжил заниматься подготовкой. При поддержке спонсоров и на собственные средства были закуплены запасы продовольствия на 15 дней, приобретены лодочный мотор и 3-х местная резиновая лодка для переправки на берег (осадка яхты 1,8 метра, что не позволяет ей подойти близко к берегу). Закуплены два бензиновых электрогенератора HONDA, по 880 ватт каждый, и 110 литров бензина АИ-95. В качестве основного трансивера решено было использовать YAESU FТ-990, запасными FТ-897 и FТ-840, два ноутбука IВМ и ТОSHIВА, предназначенные для ведения лога и работы в эфире РSК-31. Из антенн мы взяли GP –9,3 на 40–10 метров – она хорошо себя показала на Байкале (о.Чаячий). RR.-21–04, GР-АVТ-4 на 40 –10 метров мы сразу установили на корме, что обеспечило нам круглосуточную работу на КВ с борта яхты . Из направленных антенн выбор пал на АЗS, которую нам предоставил Сергей RW4HTG. На 160 и 80 метров решено было использовать траповый диполь.

После томительного ожидания, хлопот по подготовке, волнений и разочарований настал назначенный день. 14.07.2003г., нас пришли провожать родные и друзья, а также радиолюбители г.Тольятти. Ровно в 17:00 мы отходим от причала. И вот мы в пути!

Сразу же с разрешения капитана разворачиваем аппаратуру и устанавливаем её на штурманском столе в небольшой, но уютной каюте, подключаем антенну и на борту яхты звучит знакомая трель морзянки. В эфире работают хорошо нам знакомые станции SSВ, одновременно работает и станция на 145.500мГц. Включаю трансивер на передачу на частоте 14.160 кГц, и в эфир впервые летят новые позывные яхты «Кондрат» RК4НМ/ММ. Сразу же образуется небольшой pile-up!! В моём логе появляются первые позывные.UR9MB, RN4HW, RZ4HF, RA3CW/4, RA0BA. Через 30 мин за трансивер садится Сергей RА4НVХ/ММ и теперь уже для него всё начинается сначала.

Вскоре приходится прерваться на несколько минут ради торжественного ужина в честь начала нашей экспедиции. За бортом плещется волжская вода, непривычно тихо наша яхта идет уже под парусами, немного накренившись на правый борт, ветер нам пока помогает, и мы идем со скоростью 5–7 узлов.

К утру мы уже на подходе к нашей первой цели – на горизонте один из островов Банные. Бросаем якорь в 100 метрах от острова: ближе нельзя – рискуем сесть на мель. Небольшое волнение (1–2 балла) позволяет с борта яхты начать загрузку в резиновую лодку нашего оборудования и членов экспедиции. Сойдя на остров, начинаю выгружать из лодки аппаратуру на берег. Он хоть и песчаный, но довольно крутой. Решаю забраться повыше пока Александр Болобков, боцман, шкипер нашего "мини-Кондрата" и кок одновременно, отправился за очередным участником экспедиции и оборудованием.

Первое, что бросается в глаза, – огромное количество муравьев. Такое впечатление, что остров – сплошной муравейник. Уже осознав, что спокойной жизни у нас здесь не будет, пытаюсь найти хоть небольшой клочок суши, более или менее пригодный для нашего лагеря. Но тщетно!!! Окончательное решение по размещению лагеря принимаем, после того, как последний из участников высадился на берег. Сразу разворачиваем антенну, устанавливаем аппаратуру на стол, подключаем наш генератор НОNDA и включаем трансивер на частоте 14.260. В эфир полетели позывные NEWО.Банные.

Нас уже поджидают неутомимые «охотники за островами», и вот первая связь LZ3SM в 08:24 GМТ а в 16:59 GMT подходит DL6ZFG , обмениваемся информацией и снова окунаюсь в хаос зовущих станций, стараюсь по возможности ответить всем . А после того как нас закидывают в кластер, темп работы заметно увеличивается. Постоянно сменяя друг друга, мы работаем непрерывно, и также непрерывно нас пожирают муравьи. Они везде: на нас, на трансивере и в компьютере. Нет ничего удивительного – мы потревожили их владения, и теперь за это приходится расплачиваться. Это здорово мешает – приходится каждый раз отвлекаться, чтобы стряхивать с себя и с аппаратуры этих надоедливых насекомых.

Прерываемся на обед. Приятно пахнет варёной картошкой, приправленной специями, мясом и муравьями – это Александр Михайлович здорово постарался, пока мы потели за трансивером. К нам на остров прибыл экипаж яхты во главе с её капитаном. Вместе пообедали, и отметили первую нашу удачу, первый из островов на нашем пути, которых впереди еще будет много.

Проведя около 1000 связей, мы начали сворачиваться, пританцовывая на месте (таким образом спасались от укусов муравьев стряхивая их с наших отекших ног, а к закату солнца они просто начали нас пожирать, словно предчувствуя, что от них мы сейчас сбежим).Срочно упаковав свою аппаратуру, антенны и оборудование, мы погрузились на яхту, снялись с якоря и тронулись дальше, к нашей следующей цели – о. Пальценскому RR-26–07 – небольшому острову недалеко от г. Ульяновска, почему-то до нас еще числившемуся по списку RRC NEW! ONE!!

Продолжая работать во время перехода с борта яхты, мы прибыли на акваторию острова в 07:00 по местному времени. Долго искали место, где можно поближе подойти к берегу, наконец, остановились напротив песчаной отмели. Пока мы собирались, ветер усилился, волна стала больше, сразу же появились затруднения с выгрузкой аппаратуры. Приходилось всё упаковывать в полиэтиленовые мешки, так как волна захлестывала лодку, а это грозило выходом из строя нашей аппаратуры и, как следствие, срывом экспедиции. Мы не имели права на ошибку и небрежность, поэтому аппаратуру и генератор удерживали на руках до самого берега.

Условия для работы здесь гораздо приятнее. Сразу бросается в глаза, что насекомых на острове намного меньше, чем на предыдущем. Еще до окончания выгрузки мы начали установку антенны, но это дело пришлось прервать из-за обрушившегося на нас ливня. Порывы ветра пытались сорвать спешно установленный навес, сконструированный Александром RN4HBU, который нас здорово выручал много раз. Погода совсем испортилась, яхта ушла в Ульяновск, после того как в течении часа экипаж боролся с ветром после многих безуспешных попыток снятся с мели это им удалось сделать , оставаться у острова было не безопасно при таком ветре, тем более что в Ульяновске необходимо было пополнить запас воды, так как возможности сделать это в дальнейшем не предвиделось.

На острове мы пробыли до 12:00 GMT 17.07.2003 . Установив в общей сложности более 1500 связей, мы поняли, что нас уже ждут в эфире с другого острова. Теперь наша цель – о. Вертолетный. Но прежде, надо погрузить на корабль нашу амуницию без потерь, а они у нас уже появились – во время высадки на о. Банные утонул блок питания от одного из компьютеров. Это, конечно, создавало некоторые неудобства в дальнейшем, но благодаря хорошей работе аккумуляторов компьютера, эта проблема не была такой уж значимой. В связи с тем, что ветер поменялся, нам всю технику пришлось переносить на другой берег острова и уже оттуда начинать загрузку при довольно большой волне. Особенно это было трудно сделать у берега, так как прибойная волна грозила не только залить все содержимое лодки, но и вообще её перевернуть. Приходилось руками удерживать наше утлое суденышко на глубине и на руках переносить, бережно передовая из рук в руки, нашу аппаратуру.

Благодаря нашей аккуратности памятуя о прошлой потере и коллективным усилиям всё закончилось благополучно. Отметили наше прибытие, пообедав на ходу в довольно непривычной (для некоторых из нас) обстановке – при сильной качке и сильном крене, который достигал 45 градусов на правый борт. О работе в эфире пришлось забыть, так как трансивер не держался на штурманском столе, его надежно упаковали и закрепили, так же как и другую технику, потому как всё, что не было закреплено или плохо лежало, начало в буквальном смысле летать по кубрику яхты. Шторм продолжался до позднего вечера, и мы были вынуждены укрыться от него в районе Старой Майны. Рано утром следующего дня, хорошенько позавтракав, мы двинулись дальше. Ветер стих, и волнение стало меньше.

К о. Вертолетный RR-26–08 мы подошли, когда солнце почти стояло уже в зените. Поискав место для стоянки яхты, мы, к своему изумлению, в середине острова обнаружили довольно уютную бухту, в глубине которой виднелись небольшие корабли. Посовещавшись, решаем подойти поближе. Знакомимся с местными рыбаками и узнаем, что здесь, оказывается, находится заброшенная туристическая база «Маяк». Показав наши документы и получив разрешение, мы начинаем установку оборудования. Решаем остаться до следующего дня, и хорошенько поработать в эфире. Несмотря на то, что все для нас уже стало привычным: разгрузка, установка антенн и аппаратуры – это занимало довольно много времени и требовало от нас немало дополнительных усилий, эмоциональных и физических. Постепенно накапливалась усталость.

Что нас больше всего здесь удивило – это нетронутая природа, огромное количество грибов, непуганые птицы. Работа в эфире продолжалась все время, менялись только операторы и все, кто внимательно следил за нашей экспедицией, смогли с нами работать. Проблема, о которой нельзя не сказать, – 40-метровый диапазон. При появлении на этом диапазоне в районе 7.090мГц, после нескольких связей с уже знакомыми по другим диапазонам радиолюбителями, становилось очень скучно – за 20–30 минут всего несколько связей. Такое впечатление, что мы здесь никому не интересны. Зато мирно дискутирующих «пар» на диапазоне по нашему мнению не о чем было превеликое множество. Было жаль и своего времени и времени тех, кто хотел бы с нами работать. Поэтому вновь уходили на 20-метровый диапазон, и через некоторое время всё возвращалось в привычное для нас русло. Вновь встречаемся с уже постоянными нашими знакомыми по эфиру, и от этого, конечно, поднимается настроение и желание работать на диапазонах. Прохождение постоянно менялось: то становилось непривычно тихо, то эфир заполнялся позывными станции далеких стран.

Настало утро следующего дня. Сытно позавтракав (спасибо Александру RN4HBU внимательно следившему за нашим здоровьем) и выполнив очередную рутинную работу ставшую для нас уже ненавистной, но каждый в душе знал, что она необходима и мы молча продолжили работу по сворачиванию лагеря и погрузке нашего добра, тронулись дальше, в верх по течению Волги, к очередной цели экспедиции – острову Болгары. Волнения почти не было. Небольшой ветер позволил нам развернуть паруса. До намеченной цели – порядка 20–25 км, поэтому есть время поспать, набраться сил для следующего радиомарафона с острова Болгары RR-26–09.

Остров показался на горизонте, когда стрелки на циферблате корабельных часов показывали 11:00 местного времени. После нескольких попыток найти удобное место для якорной стоянки, нам удалось высадиться на берег, только благодаря выдержке и опыту капитана яхты, преодолев очередную проблему, создаваемую для нас всё той же прибойной волной возле берега. Пополнив наши логи очередными связями, но уже с о Болгары RR-26–09, и практически в темноте закончив погрузку, мы устремились к новым островам.

На нашем пути теперь должны быть острова Куйбышевкого затона RR. 26–10. К причалу мы подошли поздно ночью, к острову идти не рискнули: по словам капитана, здесь много затонувших старых кораблей, да и мели создавали проблемы. Поэтому решили, как только наступит утро, найти подходящее место и, высадившись, начать работу с острова. Рано утром мы подошли к нему, под небольшим дождем, который шел практически весь день. Нам удалось пришвартоваться к остову затонувшего корабля и начать подготовку к высадке.

Сам остров выглядел довольно мрачным и не только из-за погоды: высокие берега, подмытые волнами, похожие на непреступный вал перед крепостью, небольшой кустарник, редкие, но довольно высокие деревья и высокая трава. От берега его отделяет судоходный канал шириной 300–350 м. Сам остров необитаем: следов пребывания людей за время, проведенное там, мы не заметили.

После настройки аппаратуры, мы начали работу в эфире, как всегда подменяя друг друга у трансивера, давая отдыхать своим товарищам. Дождь все не прекращался, прохождение было очень плохое. Мы меняли диапазоны, давая возможность нашим корреспондентам по эфиру отработать очередной для них NEW ONE!

Закончив работу и выполнив очередную свою миссию по активации острова, вечером мы снялись с якоря и пошли к конечной точке нашей экспедиции – о. Буровая стрелка RR-21–11. Но до него еще далеко, а усталость делает свое дело, влияя на нашу работоспособность, поэтому все участники экспедиции, за исключением членов команды яхты, завалились спать в уютной каюте. А после короткого отдыха в эфир вновь летят позывные яхты «Кондрат». Наши корреспонденты интересуются дальнейшими планами, с нетерпением ожидая от нас посещения новых островов. Мы стараемся, как можно подробнее информировать их, давая возможность подготовиться к очередной с нами встрече в эфире.

Рано утром мы уже были у о. Буровая стрелка. Сразу высадится, нам не дали – это территория Волжско-Камского заповедника. Суровый охранник коротко и ясно нам дал понять, что наши намерения не соответствуют заведенным правилам администрации. Но, когда мы узнали, что остров разделен на две части, у нас сразу возникла идея послать запрос с просьбой о посещении другой части острова. К сожалению, она оказалась менее комфортна, но зато доступна для осуществления наших намерений. После небольших поисков, нашли небольшой клочок суши прямо у кромки воды. Высадившись, развернув антенны и установив аппаратуру, сразу начали работу. Прохождение было просто замечательное, эфир довольно чистый, громко проходят станции Италии, Франции, Германии , Сибири и дальнего востока лишь изредка появлялась сильная помеха, которая мешала нашей работе, но и она скоро исчезла, также внезапно, как и появилась. Теперь ничто не мешало нам. Интенсивность то возрастала, то падала. Мы догадывались, что это результат наших помощников. Интернет все же всемирная паутина и он нам помогал в нашей работе на протяжении всей экспедиции.

К тому моменту, когда солнце начало клонится к закату, мы записали в свои компьютеры очередные связи (к этому времени уже достигли 4000 QSО). Как всегда время дает о себе знать, солнце подгоняет нас. Проводим последнюю связь и быстро начинаем сворачиваться – оставаться на небольшом клочке суши (а это именно так и было) у нас нет ни какого желания. Поднимись сильный ветер и хорошая волна, и у нас были бы серьёзные проблемы. После погрузки на яхту проводим небольшое совещание по поводу наших дальнейших действий: дело в том, что у нашего товарища, Сергея Анискова RА4НVХ, 22 июля день рождения. И мы, посовещавшись, решаем его отметить на о.Вертолетном, в наиболее удобном и приспособленном, с нашей точки зрения, месте, и, естественно, продолжить работу в эфире.

Вечером 21 июля приходим на остров и опять разворачиваем наш лагерь, ставим два рабочих места и начинаем работу в эфире. Звучат позывные о. Вертолётньй RR-26–08 и вновь на нас в эфире большой спрос. Приятно, работая с крохотной части суши, тем не менее, ощущать свою востребованность и получать моральное удовлетворения от осознания того, что это всё сделано не напрасно.

23 июля выдался солнечный безветренный день. Как ни жаль, но нам нужно было сворачиваться. И теперь уже наш курс на Юг, домой, к своим берегам, где нас ждут наши родные, друзья и, конечно, наша работа.

На этот раз погода опять сыграла злую шутку – полный штиль. Практически всё время перехода домой мы шли под дизелем и вернулись в Тольятти в 04:00 по местному времени 24.07.2003 г.

Таким образом, за время экспедиции мы посетили 6 островов по списку потенциальных NEW ONE! и отработали более чем 4500 тысяч связей, при этом значительное количество времени затрачивая на выгрузку, разворачивание и сворачивание лагеря, погрузку на яхту, чтобы начать движение к следующему острову.

Все члены экспедиции, включая и экипаж яхты, помогали и поддерживали друг-друга, каждый с честью выдержал все трудности, достойно выполнял свою часть работы, что способствовало успешному завершению экспедиции.

Хочется сказать огромное спасибо, прежде всего, руководству АО «Куйбышев Азот» и лично Кульбитскому Дмитрию Евгеньевичу, экипажу яхты «Кондрат», во главе с её замечательным капитаном и прекрасным человеком Минеевым Анатолием Ивановичем, мэру г. Тольятти Уткину Николаю Дмитриевичу за внимание, оказанное нам, радиолюбителям, фирме "Инкомцентр" за оказанную финансовую помощь, фирме "Энерго" за техническую, финансовую моральную и материальную поддержку, а также за помощь в оснащении экспедиции всем необходимым. Благодарим Валерия Наумова RW4HW за помощь, как на стадии подготовки экспедиции, так и во время её проведения. Спасибо нашим Российским и зарубежным коллегам по клубу «Русский Робинзон» за приятные минуты общения в эфире и всем людям, благодаря которым нам удалось совершить нашу экспедицию и воплотить мечту в жизнь. СПАСИБО!

Тольятти, 17.08.2003

Александр Мамай RK4HM


data-counter=""