На главную | Рассказы радиолюбителей | DX-экспедиции | ZL9CI — экспедиция на остров Campbell

Категория: DX-экспедиции
Автор: Перевод А.Анифера (EW1NY)
Название:

ZL9CI — экспедиция на остров Campbell

"Снова это не повторится", — сказал я Кену (ZL2HU), как только мы отплыли на яхте "Evohe" в 1996 г. с острова Kermadec. Экспедиция ZL8RI была интересной, но мы столкнулись с множеством трудностей. К счастью, мы быстро об этом забыли — через пару месяцев я предложил отправиться в экспедицию на остров Campbell.

"Я не хочу об этом даже и думать", — ответил он. Но три месяца спустя он все-таки спросил: "Когда?". Мы запланировали поездку на январь 1999 г., так как это время летних отпусков в Новой Зеландии. Остров Campbell расположен в субантарктической зоне, и добраться туда достаточно сложно. Получить лицензии тоже очень трудно, так как остров Campbell является природным заповедником и находится под защитой Новозеландского департамента по охране природы.

Бюрократия и все остальное

Первым препятствием было получение лицензии. Вследствие того что остров Campbell располагает уникальной флорой и фауной, специальный декрет не позволяет туристам ночевать на острове. Были посланы многочисленные письма. Ken использовал все возможные аргументы, чтобы убедить департамент выдать нам специальное разрешение. Полученная лицензия не позволяла нам находиться на острове ночью. В конце концов пришло время решать — отправляться на остров Campbell с потерей часов работы в ночное время или вообще его не "открывать". Мы приняли решение ехать в начале 1997 г., несмотря на все ограничения. Новая Зеландия подала на рассмотрение ООН заявление о предоставлении острову Campbell статуса всемирного заповедника, что в будущем означало бы еще большие трудности с получением лицензии. При выдаче разрешения департамент поставил условие об отправке своего представителя с командой экспедиции для контроля за соблюдением всех указаний и требований.

Команда

Психологическая совместимость и взаимное понимание всегда считались залогом успеха в любом деле. Важным моментом в подготовке экспедиции был поиск нужных людей. Мы хотели, чтобы участники могли отвечать за определенные моменты в организации экспедиции. И разумеется — без пессимистов. Подбор команды участников не был столь сложным. Ken Holdom (ZL2HU) — лидер и администратор, Lee Jennings (ZL2AL) занимался подбором команды и аппаратуры, James Brooks (9V1YC) отвечал за работу в эфире, Declan Craig (EI6FR) и Andrew Williamson (GIONWG) — за работу антенн, Jen Hildom (ZL2HU) и Murray Woodfield (ZL2CN) — за обеспечение электроэнергией, Junichi Tanaka (JA4RHF) — за работу RTTY и на 6 метрах, Trey Garlogh (N5KO) и Wilbert Knol (ZL2BSF) — за компьютеры и аппаратные журналы, Brian Biggings (VE3XA) — за безопасность, a Jason Christiensen (ZL2URN) был представителем департамента. Команда была сформирована к октябрю 1998 г.

Финансирование

Уже не секрет, что на многие проекты уходят большие суммы денег. Наша проблема заключалась в аренде хорошего корабля. Судно "Braveheart" ("Отважное сердце") полностью нам подходило, так как мы могли находиться на борту в течение месяца. "Braveheart" — бывшее японское исследовательское судно, которое способно преодолеть расстояние в 9000 км со скоростью примерно в 10 узлов, но как следствие, аренда судна дорого обошлась нашему бюджету. Каждый член команды должен был заплатить собственные деньги, чтобы покрыть часть расходов, которые в сумме составили около 90000 USD. Остальные расходы взяли на себя спонсоры (ассоциация Kermadec DX также полагалась на спонсоров и возможные пожертвования от частных лиц и DX-ассоциаций по всему миру).

Цели экспедиции

Безусловно, для успешной экспедиции мы нуждались в хорошем руководстве, дружной команде, группе поддержки, надежной аппаратуре, спонсорской помощи от радиолюбительских ассоциаций и некоторой удаче.

Ken (ZL2HU), организатор экспедиции, имел дело со всей бюрократией. Lee (ZL2AL) занимался транспортировкой и планированием. Он составил список целей и задач экспедиции. Вот некоторые из них:

1. Прибыть на остров Campbell и работать в эфире по крайней мере сразу с 4 рабочих мест одновременно.

2. Провести 60000 QSO, 30000 из которых должны быть телеграфными.

3. Выйти в эфир на 160 метрах, WARC-диапазонах, 6 метрах и RTTY.

4. Завершить экспедицию без поломок и происшествий, удовлетворить все требования департамента и ARRL DXCC.

Остров Campbell

Остров Campbell находится на 52° южной широты, на расстоянии около 1400 км на юг от Веллингтона. На остров нет прямого воздушного или морского сообщения. Мы были вынуждены взять с собой все 5 тонн аппаратуры, генераторы общей мощностью 23 кВт и множество антенн, чтобы ZL9CI слышали в любой точке земли. Поскольку остров Campbell является заповедником, флора и фауна находятся под защитой. Ранее Campbell, McQuarrie, Auckland, Heard и другие острова в южной части Индийского океана имели большие поголовья морских животных — морских львов, котиков и китов. Большинство этих особей было уничтожено китобоями. В прошлом, например, одна китобойная компания в Австралии за один год получила 165000 шкур и 56 тонн китового жира.

Очень трудно представить, как гавань Непокоренности, названная так в честь корабля, который ее открыл, выглядела много лет назад.

Станция ZL9CI находилась в бухте Tucker в этой гавани. Гавань имеет 1 км в ширину и 4 км в длину. Погода может изменятся от 8°С с приятным солнечным светом до порывистого ветра в 70 узлов и дождями. Осадки выпадают в среднем 325 дней в году, а ветра со скоростью более чем 50 узлов дуют более 100 дней в году.

Поездка на Campbell

Ken (ZL2HU) предложил всей команде остановиться у него дома перед отплытием на остров. Его жена Emily отнеслась ко всему очень терпимо и была прекрасной хозяйкой. Вскоре мы занялись погрузкой 5 тонн аппаратуры на судно. Нам помогали местные радиолюбители — Ron (ZL2TT), Chris (ZL2DX), Win (ZL2GI), Bob (ZL1RS) и другие. Многие местные радиолюбители звонили Кеп'у, чтобы пожелать счастливого пути. Мы были готовы к отплытию 1 января. Отплытие из гавани Wellington было приятным, и нас сопровождала стая дельфинов. Несомненно, это хороший знак. Мы установили антенну на палубе и работали с местными станциями на 2 метрах. Красивый закат появился на горизонте, как только мы обошли остров Steward и взяли курс на Campbell. Затем погода стала ухудшаться. Волны становились все больше, корабль бросало. Ветер в 40 узлов завывал над палубой.

Прибытие и размещение

Вечером 4 января остров Campbell появился на радаре судна, а вскоре — и на горизонте. Мы прибыли в гавань Непокоренности около 9 часов вечера, и, как оказалось, на 24 часа ранее запланированного. Морские львы играли вокруг корабля, в то время как гигантские королевские альбатросы кружили над скалами гавани. В полном сборе команда вышла на палубу, некоторые ее члены еще не отошли от морской болезни. Команда судна "Braveheart" помогла нам перетащить оборудование на берег. Установка антенн была самой главной задачей, и нам оставалось только молиться, чтобы погода нас не подвела.

На следующий день мы были на ногах в 3.30 утра и отправились на остров. Осмотревшись, решили расположить восемь рабочих мест в здании метеорологической станции. Нами была предусмотрена одновременная работа в режимах CW и SSB в пределах одного диапазона. Было принято решение об установке двух площадок для антенн. Площадка антенн для CW находилась с южной стороны технического блока, а антенны для SSB располагались в 100 метрах на север. Таким образом, расстояние между антеннами было около 200 м.

Морские львы были невероятно любопытны и очень агрессивны. Позже, утром, когда мы монтировали антенны на 15 и 20 м, два молодых морских льва приблизились и погнались за"-->

После 14 часов монтажа нам удалось установить обе антенны Nagara для WARC, Force 12, на 20 м — фирмы Cushcraft, на 15 м — 5 элементов и две антенны по 5 элементов Cushcraft на 10 м. Антенны на 30, 80 и 160 м были собраны на следующее утро. Все оборудование было выгружено, и генераторы были готовы к работе.

На следующий день, начиная с 4 часов утра, мы проверяли работу антенн. Погода благоприятствовала. Команда ZL9CI была готова выйти в эфир. Станция превратилась в поле боя во главе с James'oM, который отдавал последние распоряжения и отвечал на вопросы. Первую радиосвязь с нами провел Don (N1DG), один из наших двух пилотов. James собрал всех на короткое совещание и сказал: "Все ребята, поехали!".

В эфире

Какая удача! ZL9CI начала свою работу в эфире с темпом более 11000 QSO в первые 24 часа. Мы установили 6 рабочих мест, чтобы дать возможность всему миру провести с нами радиосвязи. Прохождение просто поражало мощными сигналами из Европы, Северной Америки и Японии, в зависимости от направления антенны. Вскоре погода дала о себе знать, когда примерно через час порывы ветра в 70 узлов обрушились на антенны. В результате мы не смогли отправиться на борт корабля и остались на берегу, к большой радости любителей 160 и 80 м во всем мире. Прохождение на 160 м было очень хорошим всю ночь, и Trey провел 180 QSO.

На следующий день аппаратные журналы обрабатывались и отсылались PACTOR в Новую Зеландию ZL2DX. Это, возможно, был единственный случай, когда аппаратные журналы переправлялись таким путем. Команда телеграфистов наращивала темп до 200( QSO в чар. Вскоре мы установили второй вертикал на 80 метров и, таким образом, смогли работать одновременно на 40, 80 и 160 м. Входя на станцию и наблюдая за темпом QSO, мы просто поражались — число связейросло со страшной силой. За два дня работы в эфире у нас было проведено более 20000 радиосвязей.

В последующем темп доходил до 6000 QSO в день. Pile-up's были хорошо организованы и дисциплинированны.

13 января было отличным днем. К этому дню мы провели 43000 QSO и 6500 QSO за последние 24 часа работы. Вместо того чтобы идти на спад, Pile-up все нарастал. WARC-диапазоны просто гудели желающими сработать NEW ONE.

14 января в 4.30 утра нас словно кто-то отключил от эфира. Аврора сделала свое дело. Диапазоны были "мертвы" в течение 12 часов. Ни одной станции, даже радиовещательной — полнейшая тишина. Наша команда смогла немного отдохнуть. Позже James работал с большим темпом на 40 м SSB.

Наш маяк, который работал постоянно каждый день на частоте 50,110 МГц, прекрасно принимали в Австралии, и первое QSO на 6 м состоялось с VK2DN. Jun провел много радиосвязей с JA и стал знаменитостью в Японии. Мы прослушивали маяки на 6 м и смогли провести QSO с ZL, VK и JA. К сожалению, нам не удалось провести связь с США на этом диапазоне.

30 метров был замечательным CW-ди-апазоном, давшим тысячи QSO. К сожалению, за исключением первой ночи, все остальные мы должны были проводить на борту корабля, и возможности работать всю ночь больше не было. В конце каждогодня, уже на борту Braveheart, мы делились впечатлениями. Разговоры велись примерно такие: "Что нового? Какпрохождение на 15 м? Ты слышал ту "свалку" на 40 м? Кто будет наполнять баки генераторов горючим на следующее утро?". Болтовня продолжалась около часа, затем команда медленно отходила ко сну. Комната, где стояли компьютеры, находилась на носу судна, там у нас был PACTOR-терминал с небольшим трансивером и диполем на 40 метров. Другой компьютер использовался для E-mail.' Сон длился 5 или 6 часов. Затем один из членов команды будил утреннюю смену для завтрака. Большинство членов команды нуждалось в большем отдыхе, но все мы прекрасно понимали, что нас ждали в эфире. Все были смертельно уставшими, и все было похоже на работу в CQ WW целыми неделями.

Время от времени нам советовали идти на рекорд и побить результат экспедиции VKOIR (около 100 000 QSO). Если бы мы смогли превзойти результат VK0IR, это было бы для нас большим плюсом. Однако, главной целью ZL9CI было доставить удовольствие радиолюбителям сработать с NEW ONE. Отплывая с острова, я был удовлетворен тем, что мы не перешагнули отметку 100 000 QSO. Мы рады, что у кого-то будет возможность отличиться когда-нибудь в будущем. Это несомненно случится!

Поддержка

Lundon Nerenberg (VE7TCP) издал KDA, частный бюллетень в Интернете. Несомненно, это помогло разрешить многие проблемы и подготовить экспедицию. Мы также должны отдать дань нашему WEB-мастеру и пилотам Don'y (N1DG), Ron'y Lago (AA7DX), Rob'y Cummings (GIOKOW) и Joe Aoki (JJ3PR). Спасибо также Chris'y Hannagan (ZL2DX), который был на другой стороне PACTOR-линка в Новой Зеландии. Chris занимался нашими аппаратными журналами и перенаправлял E-mail нашим друзьям и семьям. Благодаря ему, мы не были отрезаны от мира. Bob (ZL1RS) сконструировал 4 фазированных штыря для 40 метров и делал прогнозы прохож-дения для экспедиции. Нам также очень помогли ZL2TT, ZL2GI и другие новозеландские радиолюбители.

Во время экспедиции нам сообщили, что ARRL присудила нам диплом Colvin Award за 1999 г. Команда была очень до-волЪна таким признанием. Огромное спасибо ARRL и членам радиолюбительских организаций за поддержку этой экспедиции.

Возвращение

Концом работы экспедиции было 24 января, и нам стало немного грустно, как это бывает со всеми экспедициями. Команда ZL9CI достигла sqex своих целей. Chris (ZL2DX) провел с нами последнюю связь на 20 метрах. Мы были озобоче-ны погодными условиями, так как стрелка барометра падала, и все указывало на предстоящую бурю. Мы пережили несколько тревожных моментов, когда снимали антенны при сильных порывах ветра. Потребовалось 9 часов, чтобы разобрать все антенны, рабочие места и переправить все на корабль. Возможно, этому способствовало наше рвение скорей вернутся домой. Lee передал последние новости с острова Campbell за несколько часов до отплытия. Окончательно аппаратный журнал,насчитывающий 96004 QSO, был отправлен, как только мы отплыли из гавани Непокорен-ности, оставляя за кормой быстро приближающуюся дождевую тучу.

Статистика

11 операторов из 7 стран работали с 6 рабочих мест по 18 часов в день. Было проведено более чем 52000 CW QSO и около 41000 SSB QSO. Европейские станции составили 1/3 всех связей, что подтверждает выполнение одной из наших задач. Мы бйши поражены активностью на 30 метрах, где мы провели около 9000 QSO. Как мы ожидали, 10 и 12 метров не были источником "свалок". На 6 метрах мы провели 95 QSO. Мы надеялись на большее, но прохождение радиоволн на этом диапазоне все еще остается для науки загадкой.

Аппаратура

Некоторую часть аппаратуры участники экспедиции использовали собственную. Остальное было предоставлено спонсорами. Трансиверы фирмы Yaesu отработали безупречно. Мы использовали ЗхРТЮООМР, 1xFT1000, 2xFT920, 1xFT990, 2xFT900 и FT-655. Корпорация Cushcraft предложила нам несколько новых пятиэлементных антенн серии ХМ. Отличные антенны! Фирма Force предоставила трехэлементную антенну на 20 метров. Антенны Nagara на 12/17 метров работали прекрасно. Отлично показали себя усилители Commander. Несмотря на поломки генератора и появление нескольких компьютерных вирусов, можно считать, что удача нам сопутствовала.

Благодарность

Мы очень признательны международной радиолюбительской