На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Замороженный пингвин

Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: А.Максимов (RX3AJL)
Название:

Замороженный пингвин

В 21:26 проехали 100 км и въехали в Тверскую область. Иринка накормила и напоила Ольку, и забралась на заднее сиденье. А машина отказывается ехать, троит, дергается. Останавливаемся. Лезу под капот, так и есть, постоянная уазовская болезнь, вода в трамблере. Тщательно вытираю воду и можно ехать дальше. А времени между тем потеряно много, да и трасса сильно загружена.

В двенадцать ночи останавливаемся попить кофе и перекусить бутербродами, а заодно немного прогулять Ольку. Поехали дальше, в 2:00 Вышний Волочек, Ира продолжает нас подкармливать на ходу, потом засыпает.

Проезжаем Валдай, начинаем засыпать и мы, кофе уже не помогает. Решаем остановиться на стоянке в Крестцах и немного подремать. Покемарили с полчасика и вперед, но этого оказалось мало, сказывается прежний недосып. В начале объездной вокруг Новгорода встали снова. Проснулся минут через тридцать в холодном поту, приснилось что заснул за рулем. Правда я и есть за рулем, только на стоянке. Заснул снова, но где-то через час разбудила мысль, что пора ехать.

22.02.2004 Времени 8:00, опять кофе, перекус, гуляние с Олькой и вперед. В 9:30 свернули на Петрозаводскую трассу за Чудово. Светит солнце, снег сверкает и слепит глаза, погода прекрасная. В Киришах очередная заправка газом, с заездом в город. Это последняя газовая заправка на нашем пути, т.к. в Петрозаводске и Сегеже они по выходным не работают.

В 14:13 нас встречает Республика Карелия, погода начинает немного портиться, небо закрывает облачность. Ольке надоело ехать на полу, он перебирается на сиденье к Ире. Около 17:00 подъехали к знакомой гостинице в Пряже. Поставили машину и пошли с Ирой обедать в наше любимое кафе на автостанции, а Саша отказался.

Вернулись сытые и довольные, разгрузили машину и завалились спать.

23.02.2004 Проснулись довольно поздно, быстро позавтракали, загрузили машину и в 10:30 выехали на трассу. В 15:00 мы были на большой заправке ТНК в районе Сегежи с пустыми баками, выпили кофе, заправились и двинулись дальше. Погода меняется каждый час, то зима, то осень, то весна, то облачное небо, то ясный малиновый закат. В 17:30 Кемский район, осталось немного до поворота на Кузему и Поньгому. В 17:43 повернули, немного поплутали в темноте у станции и в 20:43 мы въехали в Поньгому. Сразу же нам попался молодой мужик Гена, который пустил нас переночевать, а сам ушел куда-то. Двери здесь по-прежнему закрывают на палочку, сказывается удаленность от трассы. Да и брать у него уже нечего, сам он рыбачит на островах, да там же и меняет улов на продукты и выпивку. Поэтому в доме не топлено, да и грязно, но дрова есть, затапливаем печь, но спать укладываемся по-походному, т.к. протопить выстывший дом нет никакой возможности. А мороз уже около 20 градусов и продолжает крепчать.

24.02.2004 Проснулись в девять, не спеша позавтракали, собрались и вышли. Попутно выяснилось, что мы забыли Олькину упряжь, и его санки придется тянуть тоже мне. Составляю поезд из двух волокуш, впереди к поясу цепляю Ольку, чтобы помогал тащить и заодно не подрался с местными собаками, и мы выходим. Светит солнце, мороз 17 градусов, ветра нет, просто идиллия! Олька хоть и в ошейнике, а не в ездовой шлейке, рванул так, что только свист в ушах. А дорога и без того вниз к морю спускается, да и обледенела. Я ему кричу, чтобы остановился, упираюсь кантами в лед, стараясь затормозить, а он знай себе, несется!!! В результате пришлось тормозить носом в сугроб, хорошо еще, что не в дерево. Отстегнул его, пусть бежит так, а то и без него к берегу спуститься трудно, санки сзади догоняют, да еще у меня их двое.

Наконец, мы на льду, Олька просто сияет от счастья, ведь он никогда не видел таких просторов, да еще гулять можно без поводка! А для нас началась тяжелая работа, хоть и в охоту. Ведь в этом году я решил провести полностью автономный переход, без базовых лагерей, все время передвигаясь и ночуя в палатке. При этом весь груз приходилось каждый день нести на себе и везти на волокушах. Решили взять совсем маленький генератор на 350 Вт только для зарядки аккумуляторов и FT-817, хорошо себя зарекомендовавший в предыдущих поездках, а также мой штырек на двадцатку и 10 литров бензина для генератора и примуса. Было и пара баллонов газа по 450 г для лампы и горелки, ведь мы собирались не использовать костер для приготовления пищи.

Постепенно удаляемся от южного берега губы Домашней, пересекая ее. Мы направляемся к Солодушным Лудам, небольшим островкам немного севернее губы. В 13:00 сделали привал, а заодно и перекус, и снова в путь. С непривычки идется тяжело, а Олька наматывает круги по морю. Где мы проходим километр, он пробегает три! Лед покрыт тонким слоем очень плотного обледенелого снега, иногда встречаются небольшие гряды и отдельные торосы. Пройдя 8 км от деревни, пришли на Солодушные. Определились с местом стоянки, начали устанавливать палатку и антенну. Олька все это время осматривает остров, убегает иногда так далеко и надолго, что мы уже начинаем волноваться, но он появляется все время с разных сторон очень довольный! Как только поставили палатку, он в нее залез, выбрал себе место, а потом побежал дальше играть. Принялись готовить, и около восьми вечера все уже были в палатке. Ира, Саша и Олька легли спать, я, лежа в спальнике, пытаюсь поработать. Провожу только одну связь с Александром OM3YCA и все! Прохождения нет, да и темно уже, двадцатка закрылась. Ну что ж, утро вечера мудренее, и я тоже заснул.

25.02.2004 Встали в 10:00 замерзшие и голодные. На ночь забыли открыть вентиляцию, и на лицо с палатки сыплется иней, стоит только коснуться стенок. Олька считает своим долгом залезть своей холодной мордой каждому в спальник и облизать лицо. Ира и Аронович вылезают готовить завтрак, а я прямо из спальника начинаю работать. Прохождение не ахти, но постепенно журнал заполняется связями.

Ира с Сашей возятся с завтраком очень долго, вода отказывается кипеть, поэтому поели только в 13:00. Олька с удовольствием съел свою порцию каши с тушенкой. Я ем, не вылезая из палатки и продолжая проводить QSO. Ира с Олькой пошли гулять, а я продолжаю работать. Потом они с Олькой и Саша завалились спать. В начале третьего делаю небольшой перерыв и тоже засыпаю. Проснулся через полтора часа и снова за работу. Но прохождения нет совсем, за полчаса прибавляется лишь несколько связей. На улице ветер 6–8 м/с, с порывами до 15, температура –5 градусов. Досыпаю дальше, потом снова пытаюсь работать. Прохождение чуть получше, но все равно очень плохое, одна связь за несколько минут. В половине восьмого прекращаю работу. Ира с Сашей вылезли варить ужин, который был готов к девяти вечера. Суп с тушенкой уходит на «УРА». Генератор тарахтит, заряжая аккумуляторы. Поужинали, прибрались и легли спать. Олька упал на спальники и заснул мертвым сном. Передвигаю его как безжизненную тушку. Замучили маленького!

26.02.2004 Проснулись в 8:00, Ольки в палатке нет, он зубами приоткрыл молнию и убежал гулять. Потом начал лаять, выгоняя нас из палатки. Температура –5 градусов. Ира варит завтрак, генератор тарахтит, я пытаюсь работать. Прохождение по-прежнему не ахти, понемногу подходят станции из девятого и нулевого районов, европейская часть России, иностранцы еще спят.

В 10:00 заканчиваю работу, и начинаем собираться. Погода хорошая, в 12:00 выходим на остров Водохлебиха. Нам надо пересечь губу Домашнюю и пройти еще на юг. Только вышли, как погода начала портиться, ветер усилился, пошел снег. Через час все исчезло в вое пурги. Снег залепляет глаза, видимость нулевая, идем только по экрану GPS. Идти очень тяжело, Ира кричит: «Не хочу больше быть замороженным пингвином!!!» Подходим к острову Поньгома. Буря, по-моему, еще усиливается. Мы решаем задачу – идти дальше, или заночевать здесь. Идти не хочется, но тогда на следующий день придется пройти на 4 километра больше. Какая ерунда, каких-то лишние четыре километра! Но как тяжело они даются!

Все-таки решаем идти дальше. Хотя идти, это слишком громко сказано, мы еле плетемся. Идем на полном автопилоте. Но, тем не менее, около пяти часов мы на месте. Ставим палатку и антенну около тригопункта, чуть дальше того места, откуда я работал в январе. Ира готовит ужин, мы с Сашей ей помогаем. На разносолы нет сил, ужинаем сублиматами от «Гала-гала» и ложимся спать.

27.02.2004 Проснулись очень рано, в семь часов. Это постарался Олька. Он на этот раз не мог открыть вход и лаял, чтобы его выпустили. Пришлось вставать и нам, Ира пошла готовить завтрак, я сажусь, вернее, ложусь за работу. Работаю лежа в пуховом спальнике, надвинув на голову капюшон. Мне надо только доработать остров, я отсюда работал совсем недавно, в январе, но из-за погоды пришлось закончить работу раньше намеченного срока. Прохождение немного приоткрылось, и я без труда добираю связи до завтрака. Завтракаем, не спеша, макаронами с тушенкой. Вышли поздно. В пути выясняется, что Олька потерял или зарыл на Водохлебихе свою игрушку. Сегодня солнечно и ветрено, до острова Малый Медвежий около восьми километров. Пробегаем их быстро, часа за два. Остров довольно высокий, гранитный, покрыт глубоким снегом и лесом. Но в лес не лезем, там снега по пояс. Останавливаемся на гранитном берегу, там снег очень плотный. Снова установка палатки и антенны, работа уже привычная, делаем все быстро. Очень красиво, но ветер портит всю картину, в палатке будет холодновато. Решаем ставить снежную стенку, благо снега подходящего много. Для снежной стенки или снежной хижины-иглу нужен плотный, ветровой снег. Тут его как раз достаточно. Закладываю карьер, вырезаю первые кирпичи. Дальше кирпичи режет Ира, а мы с Сашей возим их к палатке, и я укладываю. Потом Ира заделывает щели. Где-то через час стена полукругом окружает палатку с наветренной стороны, делаем еще маленький закуток для кухни. Ира принимается за готовку, она вообще готовила нам в течение всего похода, а мы с Сашей начинаем установку антенны. После того, как все готово, я залезаю в палатку и начинаю работу. На этот раз прохождение балует, LOG быстро пополняется связями. Готов ужин, но поесть трудно, все время зовут. Так и ужинаю, ложку в рот, быстро проглатываю, потом провожу связей двадцать, снова ложку в рот. К концу еда совсем ледяная. Но зато на утро остается доработать совсем немного. Потом попили компота и спать. Несмотря на мороз и ветер, в палатке тепло, не зря стенку строили.

28.02.2004 Проснулись в 7:30 опять с Олькиной помощью. В прошлых экспедициях мы всегда вставали поздно, так как все любим поспать. А сейчас Олька нам этого не позволяет, в результате, благодаря ему, мы успеваем за день значительно больше сделать.

Сразу начинаю работать, до активизации острова нужно не больше двадцати с чем-то связей, а прохождения нет! Ира варит завтрак, Олька бегает вокруг нее, я кричу в микрофон, Саша помогает всем понемножку. Мы открыли секрет хорошего прохождения! Как только готова долгожданная горячая еда, так сразу начинают звать. Вот и сейчас, только Ира сует мне под нос миску с горячим супом, как тут же образуется маленький пайлап. Суп отставлен в сторону и быстро остывает. Ира идет разогревать его снова, в это время прохождение затухает! Но как только запах супа снова щекочет мои ноздри, прохождение открывается вновь.

Все же, кое-как поев, начинаем собираться в обратный путь. Первоначально я планировал отработать еще несколько островов и дойти до Кеми, но из-за плохого прохождения пришлось пробыть на каждом острове дольше запланированного. Да и спальники уже сильно набрали влаги, и Иринка мерзнет. Поэтому решаем вернуться в Поньгому, потом проехать дальше на север в Умбу и отработать еще один остров и маяк в Мурманской области, который ждут очень многие.

В 12:40 вышли в обратный путь. Идем по знакомым местам, погода сначала ветреная и пасмурная, вскоре немного улучшается, появляется солнышко. На протяжении всего пути встречаются торосы, лед в этих местах в феврале – марте покрыт тонким слоем очень жесткого обледенелого снега, который как рашпилем сдирает канты лыж. Да еще Саша с Ирой идут на деревянных лыжах, а я на пластиковых ски-турах. Пластик на льду проскальзывает, ноги разъезжаются, очень устают коленные суставы. До Поньгомы около 18 километров, и к шести вечера мы в деревне. Машина цела и невредима, в ней даже осталось сколько-то бензина. Упаковались и напросились погреться и попить чаю в тот дом, около которого оставляли машину. В тепле хорошо, глаза начинают слипаться. Хозяева рассказывают о жизни в деревне. В 20:00 тронулись в путь, и в 21:20 выехали на трассу. Хочется есть и спать, да и в машине бензина мало, нужна заправка и кафе. В 23:30 на повороте в Лоухи обнаружили и то и другое. Поели, выпили отвратительного кофе, заправились, установили на зарядку аккумуляторы для трансивера. В 00:10 выехали дальше. На улице –16 градусов, звездное небо и полярное сияние, которое сопровождает нас всю дорогу.

В 01:10 пересекли Полярный круг. Перед Кандалакшей снова заправились и попили чаю из термоса, с купленными ватрушками с брусникой.

В Кандалакше обнаружили значок газовой заправки и решили ее разыскать. Куда нас только не посылали, катались по всему городу около часа, чтобы, в конце концов, подъехать к выезду из города в сторону нужной нам Умбы и увидеть табличку «Горгаз». Но заправка сегодня не работает, попробуем заправиться на обратном пути из Умбы.

Дорога на Умбу хорошая, идет вдоль берега Кандалакшского залива, то приближаясь, то удаляясь от берега, и пересекая небольшую гряду скальных тундр, с крутыми подъемами и спусками. В начале, у впадения в море нескольких небольших речек, расположено несколько поселков, превращенных в дачи, а последние пятьдесят километров дорога идет по ненаселенке.

В 06:00 въехали в Умбу, и стали искать гостиницу, чтобы спокойно разобраться в обстановке и найти удобный выход к морю. Нас опять посылали из конца в конец поселка, но гостиницу мы так и не нашли. А поселок оказался неожиданно большим. Зато мы нашли дорогу, которая вела в лес в нужном нам направлении. Поехали по ней. В конце дорога раздваивалась, поехали сначала направо, уперлись в ворота воинской части и грозные надписи. Решили не искушать судьбу и поехать налево. Через несколько сотен метров дорога уперлась в строящуюся базу отдыха с не менее грозным предупреждением «Частная собственность» и бегающей за забором овчаркой. Людей не видно, еще рано и спросить не у кого. Немного возвращаемся назад, останавливаем женщину, живущую неподалеку и спешащую куда-то по своим делам. Она объяснила, что база принадлежит местному депутату, там есть сторож, он подскажет. Возвращаемся к воротам базы. Сидим в машине у ворот и совещаемся, что нам делать. На шум показался охранник, который, вопреки ожиданиям, оказался молодым, интеллигентным и трезвым, не погнал нас сразу куда подальше, а объяснил, где найти депутата и как его звать. Опять возвращаемся назад, это совсем недалеко. Коттедж, на удивление скромный и аккуратный, совсем не такой, какие мы привыкли видеть в Подмосковье. Хозяин дал добро на то, чтобы оставить машину на его территории, а вот жить там негде. Домики еще не готовы.

Ставим машину и начинаем укладку вещей и продуктов в рюкзаки и нарты. Мороз около двадцати. И тут Олька лизнул какую-то железку и взвизгнул. На железке остался кусок кожи языка, все губы в крови! Мы очень за него испугались, хотели уже все отменить и ехать искать ветеринара, но через пять минут он носился, как ни в чем не бывало.

Вышли на лед, светит солнце. На льду, в отличие от Карельского берега, толстый слой мягкого снега, торошения практически нет. Сначала тропим с Сашей лыжню по очереди. Саша, который великолепно шел по льду Карельского берега и постоянно уходил от нас далеко вперед, в рыхлом снегу оставляет после себя не лыжню, а некое подобие осенней пашни, когда пашут только плугом без боронования. Идти по ЭТОМУ совершенно невозможно, и я выхожу тропить почти до самого острова. Вольостров виден в четырех километрах от берега, из-за довольно больших размеров он кажется, совсем близко. Но мы идем, идем, а он все также близко, а дойти никак не можем. Наконец, дошли таки. Начинаем искать место для стоянки, но не тут то было. На льду около острова лед залит водой, берега самого острова круты, почти сразу начинается густой ельник, а самое главное, снегу по пояс. Там где на льду видны лужицы воды, возникают своеобразные ледово-соляные цветы. Но делать нечего, находим небольшую полянку на краю леса, и начинаем топтать снег лыжами, чтобы он осел и уплотнился. Вытаптываем площадку под палатку и антенну. Сначала ставим антенну, не снимая лыж, давая смерзнуться снегу под установку палатки. Потом ставим палатку, но местами образованный искусственно наст не держит, и все вокруг палатки изрыто глубокими ямами по колено. Чуть резче перенес тяжесть на одну ногу, и очередная дыра готова! Да и в палатке, стоит только облокотиться на колено или локоть, как сразу готова ямка!

Когда все стоит, я залезаю в палатку и пытаюсь работать, а Ира с помощью Ароновича готовит еду. Очень холодно. Мы нормально не ели со вчерашнего утра, с Малого Медвежьего. И не спали тоже. Прохождения почти нет, сказываются последствия магнитной бури. Для начала прохождения срочно нужна горячая еда (Hi!).

И точно, как по заказу, когда миска с горячей едой дымилась у моего носа, начали звать, да еще как! Ира с Сашей, поев, ушли к маяку, взяв с собой Ольку. Он буксует в снегу, но упорно лезет вверх, он очень доволен поездкой! А у меня связи идут, одна за другой! Когда Ира с Сашей вернулись, я уже почти отработал остров. Всего-то за час с небольшим. Теперь появляется уверенность, что завтра мы поедем домой. Мы все уже подустали, но мы бы с Сашей еще на один остров сбегали. Но Иринка уже здорово устала от постоянного холода, от отсыревших спальников и от постоянной готовки еды на ветру, поэтому мы решаем завтра трогаться в обратный путь. А еще очень соскучились по горячей ванне!

Попив компота, уже в семь часов заваливаемся спать. Перед сном все позвонили домой, связь здесь отличная, вышка в прямой видимости. На улице морозно, на ясном небе полыхает закат.

01.03.2004 Ну вот, и весна настала. Как всегда, в 8:00 Олька разбудил нас своим лаем. Утро морозное. Встали, я по быстрому доработал остров, и все вместе отправились к маяку. Вчерашняя лыжня уходит круто вверх, серпантином забираясь на гранитный лоб острова. До маяка недалеко. От него открывается хорошая панорама на Кандалакшский залив, видно, как прямо за островом, проходит фарватер, лед там разбит ледоколом. Маяк работает, питается он от изотопного источника. Фотографирую, и идем вниз.

Разогрели еду, поели, собрались и пошли назад. По пути застала метель. Снег настолько плотный, что не видно ни острова, ни берега! Идем по GPS и вчерашней лыжне, которую местами уже занесло! Через два часа подошли к машине, быстро пакуемся, стараясь как можно меньше снега упаковать в рюкзаки и машину. Поехали в кафе «Паритет». Взяли мясо в горшочках, соку, ребята взяли местного пива. Пообедали сытно и вкусно, и в 16:00 выехали из Умбы.

По дороге по-прежнему шел сильный снег, видимость плохая, едем медленно. К Кандалакше подъехали в 17:30, газовая заправка только до 17:00. Заправились бензином, купили немного продуктов на дорогу. Около восьми вечера проезжаем Полярный круг и границу Карелии. В 00:30 остановились на заправке в Пушном, заправились бензином, а вот кофе нет. Едем дольше. Глаза постепенно начинают слипаться.

02.03.2004 Останавливаемся на стоянке в Гирвасе, и пару часов спим. Потом едем дальше. На въезде в Петрозаводск заправляемся газом, правда, пришлось немножко подождать открытия заправки. Заправились и поехали на экскурсию по городу, а то кроме меня здесь никто не был, все время мимо ездим. Погуляли по городу, по набережной, сходили в краеведческий музей. Погода хорошая, солнышко и тепло. Зашли на рынок, купили еды и поехали в Пряжу. Приехали, пообедали, устроились в гостиницу и в 16:00 легли спать. А в 18:00 приехали другие постояльцы, и разбудили нас громким разговором, они не думали, что мы спим в такое время! Пытаемся снова заснуть, но ничего не выходит. Решили поужинать, выпить кофе и ехать в ночь. В 21:00 выехали, в 01:10 свернули на Волхов с трассы Мурманск-Питер.

В 09:00 въехали в Новгород. Решили продолжить культурную программу и сходить в Кремль. Погуляли по Кремлю, попытались зайти в музей. Мы с Сашей разделись, а Ира комбинезон снять не может. Мы долго пытались объяснить, что это не верхняя одежда, это нижнее белье, но у нас ничего не получилось. Ну не может она его снять!!! Я все конечно понимаю, температурно-влажностный режим и все такое… Но почему-то в Петрозаводске нас пустили, заставив только одеть войлочные тапочки, а здесь иди в грязных и мокрых ботинках, но вот чистую и аккуратную верхнюю одежду снимать обязательно, и никаких исключений быть не может. Кроме одного…если ты иностранец. Этим можно!!! И это при том, что самая интересная и ценная часть экспозиции с древнерусскими иконами была, в тот момент, закрыта для посещения. Сдали билеты и, расстроенные, в 10:30 покинули Новгород. В 12 часов Крестцы с их самоварами и пирогами на дороге. Остановились и съели курицу гриль. В 17:00 Тверь, в 21:50 подъезжаем к Москве. Наконец-то мы дома!

Александр Максимов (RX3AJL, RRC#613)