На главную | Рассказы радиолюбителей | DX-экспедиции | DX экспедиция на атолл Кюре





Категория: DX-экспедиции
Автор: Андрей Чесноков (UA3AB)
Название:

DX экспедиция на атолл Кюре

Складывается как-то так, что каждая новая экспедиция, в которой мне случается участвовать, является логическим продолжением предыдущей. Это как повесть в нескольких частях, надеюсь длинная.

Не стала исключением и та, о которой рассказывает эта статья.

Собираясь в 1996 году на Мидуэй, мы держали в уме Кюре — атолл, удаленный от него всего на 50 миль. Уже тогда мы предполагали, что возможность попасть на Кюре будет зависеть от того, какие отношения сложатся у нас с представителями Департамента заповедников США - единственной организации, которая уполномочена разрешить пребывание на атолле. Мы оказались послушными туристами: примерно вели себя на Мидуэе, строго выполняли все (подчас малопонятные) инструкции представителей Департамента, чем заслужили их доверие и расположение. Наградой за наше терпение стало приглашение посетить Кюре на следующий год. С одной, правда, оговоркой — участники экспедиции должны оплатить проезд с Гавайских островов и питание на все время экспедиции троих представителей Департамента. Мы отлично понимали, что другого выбора у нас нет и, практически без колебаний, приняли это предложение.

До начала следующей экспедиции оставался целый год - время достаточное для того, чтобы осмыслить результаты (и просчеты) экспедиции на Мидуэй, перегруппировать силы, расставить акценты и основательно подготовиться. Было решено, что костяк будущей команды составят те, кто работал на острове Мидуэй. Однако, как всегда жизнь внесла некоторые коррективы. Получив годичный контракт в Венгрии, не смог поехать с нами Пэт (NH6UY). Однако, до самого своего отъезда в Европу Пэт принимал самое активное участие в подготовке, вел переговоры о транспортировке, оформлял всевозможные разрешения, доставал генераторы, организовывал закрытый WEB-сайт для координации подготовительных работ, в общем, сделал очень много для того, чтобы экспедиция состоялась.

Фрэнк (W2UE) не смог поехать по состоянию здоровья, все-таки 71 год, а Джэк (WA7LNW) - в связи с переездом на новое место жительства.

Зато к оставшимся двум участникам -Франку(AHOW) и автору этой статьи, присоединились Эрик (SMOAGD), Юджи (JA3IG), Рэнди (KOEU), Кимо (KH7U), Майк (N9NS) и Берт (WOMY).

Было решено организовать работу одновременно с четырех позиций, на всех KB диапазонах CW, SSB и RTTY. Для работы использовалась аппаратура, принадлежавшая участникам экспедиции и антенны, которые мы использовали на Мидуэе. К этому были добавлены WARC-7 (7-ми элементная Yagi на WARC диапазоны -»2 элемента на 10 МГц, 2 элемента на 18 МГц, 3 элемента на 24 МГц), предоставленная фирмой Force 12. Ее серийный номер был 001, т.е. это было первое в мире испытание новой антенны. Кроме того, мы получили дополнительно 26-ти метровый штырь на диапазоны 160, 80 и 40 м фирмы Titanex и EF180BV linear loaded штырь (длиной примерно 15 м) на диапазон 80 метров фирмы Force 12.

В связи с новыми правилами Федеральной комиссии связи США (аналог нашего Госсвязьнадзора) получить постоянный позывной с префиксом КН7К невозможно, i Для этого надо иметь почтовый адрес на Кюре, а атолл, как известно, необитаемый! Другая возможность - использовать домашний позывной одного из американских участников экспедиции, передавая через дробь КН7К.

После размышлений мы выбрали третий путь. Была зарегистрирована бесприбыльная организация Midway Kure DX Foundation, на имя которой и был получен специальный временный позывной К7К для работы с Кюре и К4М для работы с Мидуэя.

После года подготовительной работы и двух месяцев интенсивной E-mail переписки, когда уточнялись последние детали, участники экспедиции собрались вместе 26 сентября 1997 года в аэропорту острова Куаи (Гавайи). Отсюда нам предстоял пятичасовой перелет на Мидуэй. Неожиданно выяснилось, что, несмотря на хорошо известные нам заранее ограничения веса личного багажа для маленького 20-местного самолета (а весь тяжелый груз был заранее доставлен на Мидуэй морем), вес ручной клади (в основном трансиверы, усилители, компьютеры и прочие дорогие и хрупкие предметы) превышает лимит. Пришлось в срочном порядке производить переупаковку багажа, оставлять наименее необходимые вещи (запасные электрические и радиочастотные кабели, утварь для приготовления пищи, за исключением ри-соварки, личные вещи и т.д.). Примерно через час интенсивных сборов самолет взял курс на Мидуэй. В пути мы смогли наконец перевести дух, познакомиться друг с другом (многие встретились впервые в жизни, я до этого, например, не был знаком с KH7U, JA3IG, N9NS), обсудить стратегию и тактику предстоящей работы.

Пять часов пролетели незаметно и вот за иллюминатором, в быстро темнеющем вечернем небе, показались огни посадочной полосы острова Мидуэй. Год назад я и представить не мог, что когда-либо в жизни вновь окажусь на этом крошечном тихоокеанском острове, расположенном за десятки тысяч километров от Москвы. Теперь же я возвращался сюда как домой! Мы по дружески, как хорошие старые приятели обнялись с Майком, который руководит персоналом, расквартированным на острове. Майк отметил, что я единственный русский, который посещает Мидуэй второй раз. Юджи (JA3IG) приехал на Мидуэй уже третий раз за последние годы. Его работа JA3IG/KH4 осталась практически незамеченной в мировом эфире, т.к. это была короткая экспедиция, во время которой использовались трансивер мощностью 100 Вт и проволочная антенна. Связи были в основном с JA станциями.

После прилета у нас оставалось всего несколько часов до отхода корабля на Кюре. Наш багаж прямо от самолета был ввезен на пирс, а мы отправились в столовую, где нас поджидал ужин, (подробности - см. предыдущий рассказ в \"KB журнале\" № 1 за 1997 год). Поужинав и немного отдохнув после длительной дороги, мы отправились на пирс, где нам предстояло переупаковать, проверить и погрузить на корабль доставленные сюда заранее антенны, генераторы, горючее, продовольствие, воду, тенты и другие жизненно важные вещи. Здесь мы выяснили, что сумка Фрэнка (AHOW), в которой находились его личные вещи была забыта в аэропорту Куаи и на Мидуэй не попала. К счастью, это была одна из всего трех мелких потерь/неурядиц, которые случились за все время экспедиции. Поскольку перелет, пребывание на Мидуэе, корабль на Кюре были организованы одной компанией (Midway Phoenix), ее устроители были настолько любезны, что открыли маленький магазинчик, имеющийся на острове, где Фрэнк смог (совершенно бесплатно!) подобрать для себя вещи и предметы туалета взамен оставленных на Гавайях. Через два часа наш корабль\"SS Midway\" взял курс на Кюре. Нам предстояли шесть-семь часов пути и мы, утомленные дорогой (а также чтобы уменьшить неприятные ощущения качки), отправились спать. Нам предстояла напряженная работа и несколько захватывающих дней!

И вот, ранним утром 27 сентября на горизонте появляются очертания крошечного (1 км на 1,5 км) песчаного атолла - конечной цели нашей экспедиции, нашего дома на предстоящую неделю.

До 1993 года атолл был обитаем, на нем находилась навигационная станция ЛОРАН, и жил обслуживающий ее персонал (до 20 человек). Когда она стала ненужной, ее демонтировали и от построек, напоминающих о пребывании здесь человека, остались маленький пирс и два одноэтажных домика. В одном мы разместили кухню, в другом - операторские позиции 3 и 4. Операторские позиции 1 и 2 мы разместили на пирсе, развернув тент, чтобы спасаться от нещадно палящего солнца. Техника на рабочих местах была распределена так.

На пирсе (рабочие места 1 и 2) - тран-сиверы FT890, FT900 и TS930; усилители AL80 (два); антенны СЗ, WARC-7, HF2V и EF180BV.

В глубине острова, в доме - трансиверы TS450 и IC735; усилители: ALPHA76PA и DENTRON MLA2500; антенны: A3W, R7 и TITANEX.

К сожалению во время высадки мы повредили вторую имевшуюся у нас антенну СЗ (потеря номер 2), что существенно снизило наши возможности одновременной работы, скажем, на диапазонах 20 и 15 метров. Пришлось использовать R7.

Первые две станции (по одной на пирсе и в здании) были развернуты уже через 2-3 часа после прибытия, и позывной К7К зазвучал в эфире. С этого момента в течение всей недели как минимум 1-2 станции работали без перерыва.

Как только первые станции начали работу, мы занялись обустройством быта, перенесли продукты и воду в здание кухни, развернули спальные тенты на берегу, аккуратно складировали бочки с горючим, укрыли генераторы от возможного дождя.

Одновременно поднимали новые антенны, чтобы обеспечить работу на 3-4 диапазонах. Уже на второй день нашего пребывания на острове все антенны были смонтированы и жизнь вошла в привычное русло: 3-4 часа работы в эфире, отдых, приготовление пищи, сон и т.д.

Появились преференции. Рэнди (KOEU) был мастером 160 метрового диапазона. Он руководил подъемом и настройкой антенны, он же в основном и работал на этом диапазоне. Я лишь однажды сменил его, проведя 200 связей. Антенна TITANEX работала превосходно, американцы (от West до East Coast) отмечали, что наш сигнал на диапазоне 160 метров зачастую на 1-2 балла громче» чем на 80 метрах.

Но даже такой прекрасной антенны недостаточно для QSO с Европой. Самыми близкими к Европе станциями на диапазоне 160 метров были UN5J и UN7JX.

Я был ответственным за QSO с Европой, мне помогал Эрик (SMOAGD). Уже на второй день стало понятно, что на диапазоне 20 метров QSO возможны утром (sun set в Europe) и на закате (sun rise в Europe). Одновременно открыты диапазоны 30 и 40 метров.

Год назад с Мидуэя у нас были большие сложности при работе с Европой на 30 и 40 метрах. Здесь же прекрасно проявила себя антенна Force 12 WARC7 (2 элемента на 30 м), да и работавшая как и год назад HF2V на 40 метрах проявила себя заметно лучше.

В результате многие европейцы записали QSO с К7К на 20, 30 и 40 метрах. На диапазоне 15 метров QSO с Европой не было (наш sunrise совпадал с sunset в Europe).

На 80 метрах нам явно не хватало мощности (400-500 Ватт), да и от EF180BV Force 12 я ожидал большего. Каждое утро в 4-5 часов местного времени я занимал 80 м позицию в надежде на QSO с Европой. Временами я слышал европейцев совершенно отчетливо, с хорошими сигналами. В один из дней UA3AKO проходил на 5-6 баллов , давая CQ Pacific!

Все мои старания дозваться Виктора ни к чему не привели. Тем не менее в loge на 80 м есть 2-3 десятка европейских QSO, в основном со станциями Скандинавии.

Через 4 дня, когда основная масса активных DX-менов получила долгожданные QSO с Кюре, начали поступать просьбы о RTTY связях. Мы дали слово Эрику. С начала он работал на антенну R7, а в последний день мы перенесли его RTTY станцию на позицию 1, и он работал с европейцами на СЗ. В итоге около 1,5 тысячи телетайпных связей.

Юджи (JA3IG) был ответственным за бесконечные JA pile-up. Очень удобно иметь JA оператора в составе экспедиции -сильно облегчает жизнь, HI!.

Неделя на острове пролетела быстро и без приключений. Отказал лишь испытанный TS930 Фрэнка (AHOW) - потеря номер 3, но слава Богу у нас был запасной трансивер, поэтому на темпе работы это не сказалось.

В итоге мы провели 25,000 QSO, в том числе 1089 на 160 метрах, около пятой части из них с Европой.

Ранним утром 4 октября, как и договаривались, на горизонте появился и бросил якорь в 500 метрах от берега \"SS Midway\". К удивлению капитана мы сумели демонтировать и упаковать станции, антенны, генераторы, тенты и прочее хозяйство в течение 2 часов! Он был счастлив и сказал, что теперь уж точно доставит нас на Мидуэй к ужину, после которого желающие могут проследовать в местный бар. И действительно, через 7 часов плавания мы без приключений добрались до Мидуэя. На пристани нас ждал миниавтобус, который тут же отвез нас в столовую. Первый полноценный ужин за неделю. С большим выбором блюд и даже с мороженным!

Ездившие с нами на Кюре работники Департамента заповедников, которые устали и соскучились по цивилизации не меньше нашего, сказали, что через час после окончания ужина (время на то, чтобы разместиться в гостинице с отдельными кондиционированными номерами, спутниковым TV, душем и другими прелестями) ждут нас в баре - надо отпраздновать успешное окончание экспедиции.

Каково же было их изумление, когда они узнали, что вместо душа и бара мы со- бираемся ставить антенны, разворачивать станции и работать в эфире. Ненормальных они встречали, но таких впервые!

Мы надеялись поставить на поляне перед окнами отеля Titanex, но островное начальство воспротивилось категорически -помешает птицам, портит вид туристам (немногочисленным ветеранам Второй мировой войны, которые за $ 2000 в неделю посещают места боевой славы).

Пришлось ограничиться вертикалом на 80 метров и R7. За день работы, что был у нас до отлета домой позывным К4М провели 2500 QSO. Несмотря на 20000 QSO AH4/AHOW в 1996 году, pipe-up был неимоверный!

Утром 6 октября самолет уносил нас вдаль от Мидуэя, на Гавайи и далее, по домам. Теперь уж и не загадываю - глядишь и придется вернуться в эти края. DX-мены ждутКН5, КН5К,КН1...

До встречи в эфире!

Андрей Чесноков (UA3AB) Midway Kure DX Foundation


data-counter=""