На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | о.Форт Милютин





Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Денис Ерёмин (RZ1AK)
Название:

о.Форт Милютин

С северной и южной сторон остров Котлин, на котором расположен г.Кронштадт, окружают 17 искуственных островов-фортов, созданных в период с 1704 по 1912 годы. Карту можно посмотреть здесь. В настоящее время самостоятельными островами из 17 являются только 12: в начале двадцатого века форты "Петр I", "Константин" и "1ый Северный" были соединены дамбами с о.Котлин, а в 80е годы во время строительства сооружений для защиты Петербурга от наводнений два форта ("3й Северный" и "7й Северный") были включены в состав дамбы. Желающие могут взглянуть на краткий исторический очерк о фортах Кронштадта. Тем же, кто действительно заинтересуется историей фортов, я советую обратиться к книге "Кронштадтская крепость", авторы А.А.Раздолгин и Ю.А.Скориков. На 420 страницах этой уникальной книги авторы на основании обширных архивных материалов рассказывают о проектировании, строительстве и реконструкции Кронштадтских фортов, а также о их роли в исторических событиях, происходивших на Балтике с начала XVIII до середины XX века. Книга иллюстрирована большим количеством фотографий, гравюр и чертежей, большинство из которых было опубликовано впервые. Очень советую найти и почитать.

Идея поработать с Кронштадтских фортов в эфире возникла у нас еще в 1999 году. Весной 2000г. я отправил в клуб "Русский Робинзон" подробные карты Невсой Губы, и было получено "добро" на два new one'а по RRA: один для Южных Кронштадтских фортов, и один для Северных. Однако в том же году осуществить экспедицию на форты не получилось. В феврале 2001г. мы с Володей, UA1CIO обследовали практически все необитаемые форты (некоторые все еще заняты военными) – по четыре на северном и южном фарватерах. В общей сложности, мы прошли по льду Финского залива более 40 километров. Мнения о том, на какой форт лучше будет лучше летом сплавать у нас разделились, но в итоге был выбран "Граф Милютин" из южных и "Зверев" из северных. Начать решили с "Милютина". Форт назван в честь Дмитрия Алексеевича Милютина, выдающегося российского военного министра.

В начале мая я вплотную занялся поиском средства доставки. Катер удалось найти на форте "Константин". На "Константине" сейчас находится таможенный пост, и катер этот доставляет таможенников на стоящие на рейде корабли. 27го мая мне исполнялось 30 лет, и экспедицию было решено приурочить к этому событию. Единственным минусом такого решения стало то, что вылазка наша совпадала с CQ WPX Contest. Но это не особо пугало, так как первоначальной задачей было все-же отдохнуть от городской суеты и справить юбилей. Компанию мне согласились составить Костя UA3DPB, с которым я познакомился на конференции RRC в Липецке, и, как всегда, Володя UA1CIO. Договорившись насчет катера на утро 26го мая, и поручив Косте привезти генератор, я принялся готовиться к экспедиции. В сущности, все приготовления свелись к тому, чтобы купить газовую плитку, продукты, и в очередной раз выпросить у Славы RA1ACJ Cushcraft'овский R7000.

Тем временем прогноз погоды не радовал. На время нашей поездки обещали температуру в районе всего 5 градусов, плюс шквалистый ветер. Проснувшись с Володей 26го с утра и взглянув на градусник, мы обнаружили, что "за бортом" всего +3. Оптимизма сей факт не прибавил, но после зимних островных экспедиций холодами нас испугать уже сложно. Встретив приехавшего из Москвы UA3DPB, мы отправились в Кронштадт. Дорога заняла чуть больше часа против обычных двух, все-таки приятно ездить по еще не проснувшемуся Питеру. Прибыв на "Константин" узнаем, что катер может задержаться. В итоге прождали его около двух часов. Благо, на форте есть уютное кафе, и ожидание было не столь томительным. В начале одиннадцатого катер был наконец-то подан, и оперативно на него погрузившись, отчалили. Капитан сразу загнал нас в каюту, чтобы чего доброго, нас не смыло за борт – волна была метра два, а держаться на палубе было не за что. Не смотря на волнение и сложный фарватер, плыли мы всего с полчаса. Через 5 минут после того, как катер отчалил, пошел… снег! И это в конце мая! Не помню, чтобы когда-нибудь еще такое было. К счастью, снегопад быстро закончился (но потом еще два раза повторялся!).

Благодаря зимним похождениям мы довольно хорошо ориентировались на острове, и быстро найдя наиболее подходящий для проживания каземат, начали разворачивать лагерь. Оставив DPB c CIO обустраивать каземат, я отправился вырубать палку для установки антенны. С обратной (западной) стороны форта деревьев довольно много, и одного было не жалко. Ветер задувал очень прилично, и когда мы начали устанавливать антенну, то пришлось во-первых основательно утеплиться, а во-вторых кроме привычных трех оттяжек сделать дополнительный ярус посередине, иначе R7000 просто выгибалась в дугу.

На разворачивание лагеря ушло около трех часов, в 10.17 UTC состоялось первое QSO c Реленом, UU5JO. Оставив Володю за трансивером, мы с Костей занялись изготовлением окон. Были найдены подходящие решетки, вставлены в оконные проемы, и на них мы натянули привезенный с собой полиэтилен. UA1CIO принадлежит фраза: "В кои-то веки за решеткой нам будет хорошо". Hi. И действительно, стало гораздо лучше – исчез сквозняк. Но холод остался, и приходилось постоянно греться. Тем более, был более чем подходящий повод – мой день рождения. Надеюсь, наши возлияния не сильно отразились на работе в эфире. Hi. Палатку поставили прямо внутри каземата – прибили дюбелями к полу.

Следующий день вопреки прогнозам выдался солнечным и "теплым" – где-то 7–8 градусов. Когда кто-то один работал в эфире, остальные лазили по форту или просто грелись на солнце (в казематах было значительно холоднее, чем снаружи, к тому же от них веяло могильной сыростью). Посмотреть было на что. Строительство форта началось в 1856 году, и он был первым, на котором были установлены башенные артиллерийские батареи. Вот выдержки из книги "Кронштадтская крепость":

Конструкция башни рассчитывалась так, чтобы она могла выдержать прямые попадания снарядов 14-дюймовых нарезных пушек. Снаружи она обшивалась броней толщиной 30см, затем следовала прокладка из тикового дерева, а внутри – броня толщиной 7,5 и 5 см. Броня крепилась к коробчатому броневому железу болтами из броневой стали, которых на одну башню расходовалось больше тонны. На каждую башню затрачивалось около 212 тонн броневой стали и почти столько же простого железа в виде балок, уголков и пр. Стоимость постройки только одной такой башни, металл которой весил более 500 тонн (всего на форте было пять таких башни), превышала 250 тысяч рублей. Заказы исполнялись на Камском бронепрокатном заводе. В дальнейшем стоимость башенной батареи достигла 3 миллионов рублей. Вращение башен осуществлялось при помощи паровых машин, размещенных в казематах под башнями; пар для них поступал из котельных, находившихся на флангах казематированной постройки. Полный оборот башня совершала за одну минуту, а в случае выхода из строя паровой машины – вручную за три минуты. Снаряды весом 240 кг подавались к орудиям также при помощи паровых машин.

Больше ничего знаменательного, о чем стоило бы рассказать, вроде, не случилось. 28го в три часа дня за нами пришел катер, который без приключений доставил нас обратно на "Константин". За двое суток работы в эфире позывным RK1B/p было проведено 1287 QSO, из них 327 в контесте. Работали на "голый" ICOM-706MKII.

Такова вкратце история. Во время экспедиции мы отсняли около двух часов видеоматериалов, правда, весьма посредственного качества – камеру я держал в руках лишь во второй раз. Надеюсь, из всего этого удастся к Липецкой конференции смонтировать удобоваримый фильм минут на 10–15.

Еще раз спасибо всем, кто поздравлял меня с днем рождения, и кто закидывал в кластер.

До встречи в эфире!

Денис Ерёмин (RZ1AK)

Оригинал: http://www.qsl.net/rz1ak/vi/rus.htm


data-counter=""