На главную | Рассказы радиолюбителей | Арктика Антарктика | Полет над Арктикой





Категория: Арктика Антарктика
Автор: Д.Кузнецкий (ex UA0BAD)
Название:

Полет над Арктикой

Летим!!! Однако…

Сегодня мне предстоит полет, который, надеюсь, останется в моей памяти… Я так надеюсь…

Беготня, суета. Шеф в отпуске, я за него…

Имею право немного злоупотребить положением и урвать пару-тройку деньков себе в кайф. Поэтому я тороплюсь. Летаю, летаю и еще раз летаю.

Инструкторы – иностранцы. Строгие до тошноты.

Любая ошибка, с комментарием: "Я вижу, Вы расстроены…", возвращает меня на землю, и после нудного инструктажа все начинается сначала. Блин, дебилы…

Тренируюсь на Цесне 172-й, вспоминаю основы самолетовождения и воздушной навигации, приобретенные еще в совковых вузах и сузах, и стараюсь по быстрее заполучить заветный пилотский сертификат.

Ура, есть желанный! Я, мог бы и забить, на этот сертификат, но соблюдаю правила. А их много… Правила визуальных полетов, правила инструментальных полетов и множество других Правил и Наставлений. В Минском авиационном училище, в свое время, начальником был Петр Павлович Клименко. НПП (Наставление по производству полетов) мы в шутку называли Наставления Петра Павловича…

Тогда нам это казалось остроумно…

Сегодня я могу лететь куда угодно, и, практически, на любом типе летательного аппарата. Почему – об этом чуть позже.

И дело вовсе не в "презренных бабосах", пока все ограничено лишь временем и количеством топлива. Нет, не то чтобы мне жалко денег на довольно дорогое авиатопливо, об этом позаботится мой спонсор, сам Б.Г. Для Б.Г. это пущий пустяк. (До сих пор я так и не понял, кто же он, этот Б.Г. Друг или враг ?…) По крайней мере я так думаю.

Но Я колеблюсь. Маршрут лежит, в основном, над океаном, поэтому лететь нужно, как минимум, на двухмоторном аппарате. Хотя, если поднапрячься, можно и на одномоторном, и даже на каком-нибудь реликте, типа Амудсеновского "Латама", но уж очень не хочется садиться на вынужденную посередь океана и начинать все сначала.

Лететь можно и на уютненьком двухмоторном "Бичкрафте", на надежном и проверенном временем и арктическими перелетами Дугласе DS-3, или на комфортабельном и быстроходном Боинге 737-м. В моем распоряжении с десяток летательных аппаратов, в том числе и парочка легких вертолетов. Очень нравится двухмоторный компактненький Learjet 45й. По скорости он не уступает Боингу, а по дальности даже его превосходит, как и по потолку! Однако, почти не колеблясь останавливаюсь на Боинге 737 – 400. Во-первых, в Беларуси их всего парочка и было бы очень интересно познакомиться с этой буржуйской, перспективной техникой. Насчет маршрута все решено заранее. Арктика, далекие уголки Карского и Баренцева моря, милые нашему сердцу арктические широты…

Кручу – верчу с точкой старта. Лучше Шпицбергена вряд ли что-то подойдет. Решено.

Керосина берем под пробки, чуть больше 20-ти тонн.

В 10 часов МСК стартуем с аэропорта Longyear, печально знаменитого катастрофой Ту –154-го с шахтерской вахтой на борту. Взлетная полоса как-то неуклюже примостилась на самом краюшке скалистого берега и взлетать нужно наверняка. Выкатываться некуда, впереди море…

Обратный курс тоже не радует – еще хуже, скалы и ледники. Накануне я немного тренируюсь, закладывая аккуратненькие нестандартные, правые коробочки, отрабатывая посадочную схему и разглядывая скалы, где нашли покой наши горняки.

Ну, поехали….

Курс – махонький островок Виктория, что в 450 километрах восточнее архипелага. Когда-то я там бывал с санрейсом. Тогда мы 17 часов тряслись в вертушке, в кромешной тьме. Потом еще три дня лежа покачивало… Там была маленькая полярка, на которой работало три человека. Вывозили женщину, с аппендикоксом, оставив двух её коллег посередь Северного Ледовитого…

Самолет идет резво, режем легендарный Грумант по широте ровненько пополам. Почти все острова под ледниками, но контуры видны очень отчетливо. Каждый остров очень своеобразен и узнается легко. Севернее, на горизонте пучится Северо-Восточная Земля , чуть правее по курсу виднеются острова Земли Короля Карла. Скорость около 650 км/ч. Смотрю на карту и отмечаю, как круто, судя по изогонам, растет величина магнитного склонения, на 2 градуса через каждые 50 километров. В Лонгьире 0, а тут уже 10… Остров Виктория махонький, 5–6 километров квадратных,и я слежу за за маршрутом, боясь проскочить его незамеченным. В зимнее время это очень реально, но сегодня вода открыта и все видно издалека. На подходе к острову, слева, большой колбасой вытянулся о. Белый. Прекрасный ориентир. Тот самый, где в 1897 году очень не повезло команде Соломона Андре, после неудачной попытки достичь СП на воздушном шаре "Орел". Мыс на западном берегу острова так и называется – Андрэ. На этом острове через 30 лет после трагедии нашли останки отважных путешественников.

Вот и наш островок. Не такой он и маленький, как выглядит на картах. Остров плоский, ничего примечательного. Зимой, когда паковые льды с усердием разбираются с друг другом, круша и ломая все что попадается им на пути, эти острова кажутся пущими "замухрышками". Их даже островами назвать, как то неуместно. Обычно это некая груда хозяйственного хлама, бочки, доски, какие-то несуразные обломки на белой глади ледяной пустыни.

С Виктории берем курс на ЗФИ, и вскоре уже висим над Землей Александры, в районе полярной станции Нагурская, где я провел не один день, а в этом году отработала суперэкспедиция R1FJ. Залив Дежнева. Пытаюсь прикинуть, где же эта таинственная Немецкая бухта, одна из легенд ЗФИ? На карте её, естественно нет. По берегам догадываюсь, где её искать… Где – где…? В заливе Дежнева.

Где тут купол (ледник) Кропоткина??? Вот он родименький, там где и должен быть, на восточной оконечности Земли.

С Нагурии – в сердце ЗФИ и обитель белых медведей о.Хейса. Пересекаем Британский канал. Вот и Хейса . Узнается, что говорится, с ходу.Чуть северо-восточнее острова нахожу ещё один небольшой островок. На штурманской карте его нет. Глазам не верю.Потом, сверяя с 5 километровкой нахожу и его. Это остров Феромаха. По крайней мере, так обозначено на реликтовой карте ЗФИ, которую я срисовал когда-то в Нагурской, от руки. К моему удивлению, здешнее воздушное пространство контролируется Мурманским РДС. Но, как мне показалось, если бы мы их не звали, нас никто бы и не побеспокоил. Тут я немного нарушил план полета и с общего согласия развернул машину в сторону о. Рудольфа, где трагически закончилась эпопея Седовской экспедиции. Погода на всем маршруте нам благоприятствовала, легкая кучевка с нижней кромкой в 6000 футов, которая нисколечко не мешала нам разглядывать причудливые очертания бесчисленных островов. Я очень придирчиво сверял рельеф островов с картой. Сделав круг почета над самой северной точкой ЗФИ рассматриваю мыс Аук, где в 1914г, по преданию, Линник и Пустошный похоронили Георгия Яковлевича. Выше 83 широты – сплошной лед, на сколько хватает глаз. Беру курс на Рудольфа. Когда-то там был огромный аэродром, для стратегических бомберов, но сейчас там пусто. Прошлись над его пустынными ледниками и разворачиваю свой Боинг на о. Средний, что в архипелаге Седова у Северной земли. Все курсы я прокладываю сам. Мне нравится это делать, кроме того я вижу как работают системы авионики, которые когда-то изучал и это мне в кайф… Управляю самолетом я тоже сам, от взлета до посадки. Никто особо не возражает. В основном идем на автопилоте, постоянно корректируя траекторию. Все внимание к воздушной навигации. Магнитное склонение в этих широтах достигает 38–40 градусов, поэтому, в основном пользуемся GPS 500, ГМК и прокладкой маршрута по карте. Кое-где еще работают приводные маяки, но их в Арктике осталось не много. По маршруту лишь на Среднем и на Диксоне. Работают они на ДВ, но слышно их почему-то, лишь километров за 75 – 100. Т.ч. особо они нам не помогали. Вообще, 737 й в пилотировании несложный. Летит легко и уверенно. Единственно, что неудобно – градуировка шкал. Все не по русски… Высота в футах, скорость в узлах, скороподъемность – сотни футов в минуту… Брррр….

Сначала до ужаса неудобно, особенно при навигационных расчетах, но потом, вроде становится терпимо. И вновь я слегка меняю маршрут и чуть-чуть беру к Северу, на остров Ушакова (или Сушкова???). Ну, не могу я пролететь мимо него, после ихней радиоэкспедиции 2001 года "Затерянные острова"…

Вот и он, во всей красе. Здоровый, зараза, ровный и круглый, как блин. Честно говоря, летом я эти острова почти не видел. А тут, как на ладони. Затерянным его ну никак не назовешь. Это на карте они выглядят убого и забыто. В реальности это довольно большие площади суши в студеных водах Северного Ледовитого океана .

С Ушакова – на Средний. Пилим дальше, через минут десять в наушниках появляется долгожданный писк маяка "ти-ти-ти та-ти-ти"…. SD… Это Средний, еще работает приводной маяк на этом убогом клочке суши. Хотя толку с него, с маяка, мало, но звуки привода почему-то радуют. Полосы не видно. Остров весь под снегом. Странно… В натуре его ширина всего 800 метров.

Здесь я просидел когда-то 2 месяца, работая в составе Высокоширотной Экспедиции. Вэ-Шэ-Э, раньше это так называлось… Кстати, правительство России обещало в этом году ВШЭ возобновить. Если это действительно так, то глядишь и СМП начнет оживать…

А еще раньше здесь, на Среднем садились "Эмки". М-3, от Мясищевского КБ. Это были монстры стратегической авиации. Садились прямо на грунт. Полосища была километров в пять.

А вот и о.Домашний, в паре километрах от Среднего, здесь высаживался Ушаков с Ходовым и Журавлевым. Отсюда они открывали Северную землю. Сюда же, в эту вечную мерзлоту вернулся Ушаков и после смерти. Северная Земля, в дымке, видна чуть восточнее. Сгонять бы, да палива – в обрез…

Точно над маяком SD разворачиваюсь и ложусь на курс 82 градуса.

Ну-ка, ну-ка…

Что это внизу белеет. Неуж -то? Точно! Айсберги! 4 штуки, почти все в один размер! Их должно быть много в районе ЗФИ, но там мы, почему-то, их не видели ни одного, даже в районе схода ледников. А ледников там хватает, уж поверьте. Впрочем, и на Северной Земле их тоже не мало.

Может снизиться больше? А, ладно. На этой бандуре не особо покрутишься. Сюда бы на Цесне подобраться бы, да повертеться вокруг этих ледяных глыб….

Идем на о. Уединения. На электронной карте его почему-то нет.

Но у меня с собой старая штурманская карта, еще с Диксонских времен. Там остров есть и я прокладываю курс по этой карте.

На карте отображаемой в GPS острова тоже не видно. Но там малый масштаб и это не удивительно. Засекаю время. Облачность на том же эшелоне.

Идем на высоте в 6000 футов, под самой кромочкой облаков. Это невысоко, 1800 метров. Для любого реактивного самолета очень не выгодная высота. Любой авиатор меня поймет. Не экономичная, да и побалтывает слегка. С топливом у нас в обрез, аккурат до Хатанги. Диксон ближе, но полоса там короткая и на карте, почему-то не обозначена. А раз так, то мы туда и не поедем. Лезть выше не хочется, облачность скроет остров, а хочется его рассмотреть поподробнее. Да и обледенение нам не чуждо…

Из наушников пропадает уже привычное "ти-ти-ти та-ти-ти"….

Средний – будь здоров! Мы еще вернемся!

Ну чтож, пора бы уже появиться Уединению. Всматриваемся в горизонт. Легкая дымка слегка мешает. Через пару минут, двумя градусами правее выплывает наш остров. Смотрю влево, по карте, в 20 километрах должны лежать острова Сергея Кирова. Так и есть, вижу. Острова манят. Но план полета уже исковеркан основательно и мы рискуем упасть в тундре неогороженной с сухими баками… Вышли на Уединения довольно точно. Ветра нас не донимают, это радует.

Основными приборами для нас становятся указатель уровня топлива и расходомер. Движки работают ровно, никаких "вилок" и глюков.

Рассматриваем сверху остров, ничего примечательного не замечаем. Махаем ему ручкой и разворачиваемся на Хатангу. Через пару минут я доворачиваю левее и беру курс на о. Исаченко. Жалко его не посетить, оставив чуть в сторонке. Острова Сергея Кирова имеют очень характерные очертания. Их ни с чем не спутаешь. Например, о. Исаченко имеет форму какого-то вислоухого гоблина. Мне интересно увидеть их и сравнить с картой. Я не разочарован! Наоборот, очертания точь в точь совпадают с картографическим. Набираем 10000 футов и долго чешем над серым океаном, любуясь облаками. Они возникают прямо на глазах и имеют очень причудливые очертания.

Облака, кстати, как мне кажется, можно рассматривать дольше, чем огонь и не надоест. Следим за расходом топлива. Все нормально. Взлетали с полной заправкой. Что говориться "по ноздри"

Немного левее остаются острова Сергея Кирова а затем, в левой форточке и архипелаг Норденшельда. Это изобилие островов. Невольно думаешь о IOTA, о всяческих там арктических NEW ONE… Тут их немеренно… И только очень несведущему человеку можно вдуть в уши что кто-то, героическими усилиями закрыл последний NEW ONE в Арктике… У каждого острова своя богатейшая история. И все явнее начинаешь понимать смысл этого понятия – Русская Арктика. Пересекаем береговую черту в районе Берега Харитона Лаптева, едем над Таймыром, над его темно-синими озерами. Ничего примечательного. Единственно, что впечатляет – озеро Таймыр. Это Море. Правда растопыренное донельзя своими рукавами, заливами и фиордами.

А вот и стрелка автоматического радиокомпаса зацепилась за лучик Хатангского маяка. Уточняем курс, идем точно на привод. Облачность увеличивается, все больше и больше скрывая тундру перед нашим взором. Начинаем снижение. На индикаторах топлива – по нулям, в правом и левом баках – сухо. Остаток лишь в расходном, а этого очень мало…

Удивительно, но нас никто не тревожит. Вызываем Хатангу. Отвечают холодными, стандартными голосами, буднично и по-деловому. По идее, для них ныне каждый борт – праздник, а тут – полная апатия. Запрашиваем разрешение и условия посадки, направление и силу ветра. Дальше все относительно просто, ибо погода в норме и никакой боковик нам не мешает…Снижаемся. Заходим со стороны Хатангского залива. Перед нами широкая река Хатанга и аэропорт с двумя параллельными полосами. Проходим над ними, разглядываем аэропорт, хотя разглядывать по сути нечего, вышка и две ВПП. Строим классический заход и садимся. Без неожиданностей.

Вот пока и все.

Теперь можете улыбнуться..,

Так закончился мой первый виртуальный трансполярный перелет Лонгьир – Хатанга, выполненный на последней версии авиационного тренажера-симулятора Flight Simulator 2004 от самого Билла Гейтса и компании Майкрософт, доступном каждому из Вас.

Впечатления – обалденные. Очень рекомендую всем, кто не равнодушен к полетам в целом и к Арктике в частности. И увидев эти просторы и острова Вы навсегда перестанете путать Баренцево море с Карским, а ЗФИ со Шпицбергеном… :о)

Еще полетаем!!!

73! Дмитрий Кузнецкий (ex UA0BAD)

ew4idp@tut.by

Оригнал: http://www.rcarktika.ru/fly_idp.htm


data-counter=""