На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Белые медведи острова Белый

Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Л.Бойченко UA9FL, (RRC#137, ARCTICA#122)
Название:

Белые медведи острова Белый

Приключения начались сразу, еще в аэропорту: мой друг Валера из Тольятти так долго ехал в Тюмень, что я устал его ждать, и только когда я регистрировался на рейс "Тюмень-Надым", я наконец-то услышал его голос: "Лева, я здесь, не беспокойся".

Вот мы и встретились с Валерой (RW4HW), которого тоже пригласили надымчане, и мы летим на этом праздничном рейсе — в Надыме празднуют двадцать пять лет города — с целой группой газпромовцев. В самолете мы познакомились с северным гостеприимством. Нас, как и остальных, угощали и вином, и закуской. Среди пассажиров были люди из разных городов, в том числе и Володя из Чайковского, Пермской области — мой земляк. Интересно, что он был одним из спонсоров экспедиции Дмитрия Шпаро.

Прошло не больше часа, и нас уже встречали друзья.

Прошла неделя в праздничном Надыме, с грандиозным салютом, с гуляньями и большой работой по подготовке антенного хозяйства к экспедиции.

И ура! — мы летим на о.Белый. Наш уютный МИ-8мтв поглотил 1,5 тонны радиооборудования, шестерых радистов, двух охотников-рыбаков-поваров — Юру и Володю и кино-фотооператора Юру. По пути пересекли Обскую губу, где все еще водятся царь-рыбы — белуги, осетры и другие редкие породы рыб. С высоты 200...250 метров через иллюминаторы мы наблюдали какие-то необыкновенные, почти марсианские пейзажи — моря, озера, реки, извивающиеся как змеи, искрящиеся яркими прожилками белого песка. Почти никакой растительности, кроме мхов и лишайников — тундра, одно слово. Представляется, что именно здесь, на Ямале, можно снимать какой-нибудь фантастический фильм.

Садились на о.Белом в густом тумане, но, как вы поняли, удачно. Пограничники проверили паспорта, помогли разгрузить аппаратуру, и мы попали в гости к полярникам. Нас сердечно встретили начальник полярной станции Владимир Глухов, его жена Зина и метеоролог Андрей Микушин. Отвели нам помещение под радиостанцию, комнаты для жилья. Были собраны антенны — 4 el Log Yagi на 14 МГц, 6 el Log Yagi на 10...30 МГц, In.Vee на 3,5...7.МГц, АР-8, Fix QQ на 7 МГц.

Наконец прозвучал вызов: "Всем, здесь остров Белый - R9KM". Начался Pile Up на 20 метрах. Нас ждали коротковолновики со всего мира, и я надеялся, что в их числе будут и мои новые друзья из Италии, где я побывал этим же летом — Паоло (I5ZJK) из г.Монтекатини и Ламберто (IKOTBN) и его сын Массимо из Рима. Проработали несколько дней. Наша мечта о New one стала несколько угасать, но добрые чувства, передаваемые каждым новым корреспондентом, помогали в самые трудные периоды нашей экспедиции.

Трудность, и главная — это нестабильное прохождение. Максимальное количество радиосвязей было проведено на 30, 20, 17, 15 метрах. Практически использовали 40 метров для связи с г.Надым, точнее, с п.Пангоды и радиостанциями Сибири для уточнения времени прилета вертолета. Наш друг Анатолий (RA9KAA) по нашей просьбе позвонил в Надым, т.к. почти все радисты оказались на острове Белый, и кто-то должен был сообщить родным, что все хорошо, и наше здоровье, как и здоровье наших трансиверов, отменное. Да, об этих друзьях радистов — у нас их было 3 шт. — 2 Kenwood и 1 FT840. На 6 операторов маловато. Но увы...

За время экспедиции проведено четыре тысячи радиосвязей. К сожалению, прохождение не баловало. В один из дней несколько радистов, фотокорреспондент Юра, полярники и пограничники (без последних здесь ходить далеко не положено) отправились к метеознаку четвертого километра, где, как нам рассказали полярники, пару недель назад отдыхали десять медведей. Подойдя поближе к метеознаку, мы увидели белое пятно, медленно перемещающееся от воды вглубь острова. Все замерли на месте. Оператор Юрий чуть присел и, ощупывая свой японский фотоаппарат Canon, медленно стал приближаться к объекту. Пройдя сто метров, все увидели, что это харлей — крупная чайка. А буквально через десять минут около этого знака, мы увидели настоящего хозяина Заполярья. Он спокойно грыз тушу выброшенного приливом моржа. Юра с огромным те-левиком и штативом начал готовиться к съемке. Но медведь, прервав трапезу, недобро посмотрел на нас, фыркнул и потихоньку потрусил вглубь острова, смешно подпрыгивая и периодически оглядываясь, как бы говоря: "Шли бы вы, ребята, своей дорогой и не мешали бы обедать".

Мы пошли вдоль берега, а медведь все отступал. Догнать его и попросить разрешения сфотографировать нам не удалось. Других медведей вокруг не было видно, и мы вернулись на полярку, где нас встретил дружелюбный лай пса Патрона, который с радостью облизал любимого-ме-теоролога Андрея.

Интересно отметить, что не только люди интересуются радиоспортом. Оказывается, ночами нас посещала белая медведица. Мы ставили новую антенну — фиксированный двойной квадрат на сорок метров — и увидели рядом отчетливые следы медведя сантиметров тридцать в диаметре. Наши антенны типа "Лги" направлялись в нужное положение с земли с помощью канатика. Берешь оный в руки и тащишь — куда нужно направить: на США, Японию, Африку, Южную Америку. Этой процедурой мы занимались и днем, и ночью. Возможно, ночью медведица (весом более тонны) ходила рядом с нашими антеннами и тоже хотела послушать, что же делается в мире.

Начальник полярки Володя Глухов, спортивный мужчина, ежедневно в любую погоду купался в Карском море. Наш рыбак Юрий тоже решил искупаться и не подкачал. Купание ему так понравилось, что он купался.и на мысе Каменный на обратном пути в Надым. Если вы когда-нибудь попадете в Надым зимой и увидите, как в самую стужу в озере Янтарном купается человек, то знайте — это Юра, участник экспедиции на остров Белый.

На острове полярники угощали нас рыбкой — слабосоленым омулем — объедение. Володя Глухов угостил еще омулем сигового засола. Я решил освоить этот способ и, если надымчане приедут в гости, угостить рыбкой сигового засола, к "чаю" она очень даже подойдет.

Экспедиция подходила к концу. С помощью друзей-радистов из 9 районов удалось связаться с Надымом и узнать, когда будет вертолет. В последний день экспедиции, когда оставалась одна антенна АР-8 и проводились последние радиосвязи, все участники экспедиции подтащили свои вещи и все остальное к вертолетной площадке. Наш ангел-хранитель Зина — жена Володи Глухова — поставила памятные печати полярки на "Есувские Радио Карты", которые нам любезно подарил RW4HW. Зина и Андрей попросили написать несколько слов для полярки на специальной доске в кают-компании. Зина по доброте душевной сварила прекрасный борщ, я побежал на радиостанцию за хорошей авторучкой. Не успел добежать — летит наш вертолет.

На вертолетную площадку плавно приземлился МИ-8. Пока грузили багаж, щелкали последние кадры замечательного острова. Зина стояла грустная, в белом платке, и так хотелось остаться и попробовать архивкусный диетический борщ. Кстати, о фото- и киносъемках — эта экспедиция еще была интересна тем, что в составе группы был профессионал фото и видео Юрий Лазарев. Был случай, когда в погоне за медведицей Юрий попросил зам. командира п/отряда Вогула выкурить медведицу с предполагаемого места, чтобы отснять крупные планы. К счастью, этого не произошло, иначе бы мы вернулись неполным составом. Огромное количество фотопленок и видеокассет было отснято Юрием. Единственный прокол был у Юры, когда он не успел к купанию моржей.

Мы попрощались с полярниками, в т.ч. с Андреем, которого мы надеемся услышать в обозримом будущем на любительских диапазонах.

Вертолет плавно взмыл в небо. Прощай, остров Белый! Спокойной зимовки вам, полярники и пограничники!

Прощай, север, мы еще встретимся с тобой, а помогут нам своим дружеским участием и поддержкой наши друзья-радисты, куда бы ни занесла нас судьба...

Л.Бойченко (UA9FL, RRC#137, ARCTICA#122)