На главную | Рассказы радиолюбителей | Острова IOTA, RRA ... | Острова и маяки - взгляд со стороны

Категория: Острова IOTA, RRA ...
Автор: Ирина (RX3AJL/XYL)
Название:

Острова и маяки - взгляд со стороны

23.07.03 При подготовке к этому походу Саша превзошел сам себя: поражало, что он собрался и лег спать в соответствии с планами, которые обычно остаются только планами. Еще вечером предыдущего дня машина была загружена и ожидала путников. Проснувшись в 6.00, Саша принялся проверять, все ли взято, все ли забыто. Только в 8.00 он разбудил меня, Галю и Валеру, позволив нам перед поездкой выспаться и в последний раз насладиться мягкой кроваткой. Позавтракали и в путь. Только хорошо знающие Сашу смогли бы оценить тот восторг и изумление, что царило в душе! Сборы не ночью и выезд не в 2–3 часа дня. Человек меняется на глазах. И так мы выехали в 8.40.

И первые показания спидометра в Лобне 50500 км – 8.50 (к сожалению у УАЗика нет одометра суточного пробега, а только общий). В 10.00 проехали Клин. Над нами голубое чистое небо, по которому лишь изредка художник-кудесник нарисовал своей кистью белые пятнышки. Солнышко поднимается все выше и все щедрее одаряет нас своим теплом. В машине становится просто невозможно. Не успели отъехать от Москвы, принялись за уничтожение запасов еды, которые у нас были заготовлены в изобилии. Уже к 10.00 была съедена большая часть колбасы. В 11.00 выехали к ДПС у объездной на Тверь. Еще не доезжая Клина закончился газ, на объездной – бензин в одном баке. И никто, включая и Сашу (который был уверен, что бензин есть ;) не знал, что на самом деле творится во втором баке. В поисках заправки въехали в Тверь. 11.24. Переехали через Волгу. Только перед самым выездом нами была обнаружена заправка – газ 74 л. (356 р.). Едем на север. Огромный великан курил трубку, пуская по небу белые облачка.

Чем дальше мы ехали, тем больше на небе становилось облаков. Где-то великан тут, совсем рядом. В 14.35 въехали в Новгородскую область, а в 14.58 проехали поворот на Валдай. И вновь заправка – газ 55 л (270,33 р.), Аи76 35,86 л. (279,71р.). И вновь событие – на спидометре 51000 км. GPS же, включенный с самого начала пути, показал всего 446 км, пройденных нами. Машина добавила от себя дополнительные 55 км. 16.30 Новгородская объездная. В 17.54 в п. Успенское нам пришлось снова заправляться – газ 27 л. (132 р.) и Аи76 24,97 л. (194,77 р.). Саша как всегда был за рулем, отвлекаясь только изредка на яблоки и помидоры. Двое его детей (Галя и Валера) занимали задние сидения, слушали плеер, периодически «наезжая» друг на друга, как впрочем, и все братья и сестры. Кроме того, как смотреть на убегающий в даль пейзаж, делать было нечего.

В 18.43 нас встретила Ленинградская область. Небо хмуро смотрело нам в след. Оно поглотило солнце, не желая, чтобы оно радовало путешественников. Стало чуть прохладнее. Кажется, мы едем в грозу. Погода давит – хочется спать, глаза сами собой, без ведома владельца, закрываются. В 19.00 в Киришах пошел маленький дождик, который через полчаса превратился в ливень. Вот он и циклон, обещанный синоптиками. По GPS в 20.22 мы преодолели 700 км. В 21.00 в Паше остановились решить, куда мы все-таки сегодня едем, где будем ночевать. Неподалеку есть Стороженский маяк: он и будет конечным пунктом нашего сегодняшнего путешествия. По пути к нему нам пришлось преодолеть понтонный мост, который сложно было назвать мостом, в Загубье. Вышли, подтащили бревна и очень осторожно преодолели препятствие. Далее дорога тянулась вдоль Староладожского канала, и через некоторое время, отойдя от канала, пошла по полуострову. Через 12 км мы въехали в Сторожно и тут же наткнулись на плакаты «Заказник» и «Охота запрещена, въезд запрещен». Вот такие дела: маяк мигает и дразниться. Берег Ладожского озера оказался на насколько десятков метров покрыт тростником. Ночевать тут на виду у жителей поселка не хотелось. Леса на полуострове, тоже были неприглядными. Дети сразу же предложили ехать дальше и не задерживаться тут. Но маяк, самый высокий в СССР, 72 м., манил. Подумав, что «утро вечера мудренее», мы решили все-таки поискать место в лесу. В 23.30 мы уже зарытые в спальники, лежали в палатке. Как только палатка была поставлена, и все вещи лежали в ней, пошел дождь. Он становился все сильнее и сильнее. Но мы его уже не боялись. Под его баюканье мы тихо засыпали.

24.07.03 Утро приветствовало нас солнышком. Сами того не подозревая, мы поселились в черничном раю. Просушив палатку, собрали вещи и уже через час в 10.00 отправились назад к маяку. Утро на самом деле оказалось мудрее: почему бы и не отработать маяк, коль мы уже тут. Уже в 11.11 Саша начал работать. На берегу ветер сдувал слепней и комаров, кровожадных спутников всего нашего похода.

Денис RZ1AK предупреждал меня, что слепней на Стороженском много, но их оказалось очень много. К тому же, это были не просто слепни, а прямо-таки мухи Це-Це. У Гали их укусы начинали гноиться даже спустя два месяца после возвращения.

Солнышко изредка появлялось из белых тучек. С маяка пришла женщина, которой все творившееся было не в диковинку. Она то и дело порывалась влезть в проведение QSO. В 13.30 Саша скомандовал отбой. Собрав антенну, Саша отправился умываться к озеру, последовав нашему примеру. В 14.30 поехали дальше на север. Следующая остановка – Пряжа.

В 15.13 на нашем пути появился вновь понтонный мост. Как только мы переправились через него, пришла SMSка от Миши:

«Привет великим путешественникам! Как с отъездом? Где сейчас? Много ли забыли снаряжения? Удачи в пути!»

Мы возвращались на трассу и писали ответ Мише. Если бы он только узнал, какими мы молодцами оказались в сборах, то бы не поверил ?. В 16.00 на нас обрушился ливень, да такой что реки потекли ни только по дороге, но и по нам. Саша ехал в луже воды, почти с закрытыми глазами (дело в том, что УАЗик хоть и с железной крышей, но течет безбожно с самого дня покупки, и никакие усилия не помогают!!!). Окна так быстро запотевали, что он не успевал их протирать. А когда протирал, то видел только занавесь из воды. Так мы ехали почти час. Лишь в 16.50 дождь сжалился над нами и чуть-чуть стих. А вот она и Республика Карелия, куда мы так долго ехали. В 17.17 нас остановили у ДПС на въезде, чтобы поболтать. Скучно им тут – вот и останавливают гостей. SMSка, написанная давным-давно, только сейчас согласилась отправиться по назначению. Появились карельские леса, полные сосен и елей. За ними следом стали возникать на дороге плакаты, рассказывающие каждому приезжему о богатствах Карелии. В 18.35 GPS вновь порадовал нас знаменательным километражом – мы проехали 1000 км. Ура!!! Пряжа!!! В 18.50 мы с ликованием вошли в уже ставшие родными стены маленького домика, где нас всегда очень вкусно кормили борщом, солянкой, щукой и, конечно же, пирожками.

В 20.00 сытые и довольные мы уселись в машину, прихватив в Пряже пирожков в дорогу. Не успели мы завестись, как начался очередной ливень. 20.15 Петрозаводск. 20.38 Шуя. Мимо мелькают деревушки и города, а мы все едем и едем. И только в 22.00 остановились выпить кофе и посмотреть повнимательнее по карте в спокойной обстановке место нашей сегодняшней остановки. И вновь в путь на поиски ночлега. Как ни странно, уже в 23.16 на 653/752 километровом столбике свернули к озеру. Было очень приятно увидеть теплое озеро с хорошими берегами. Поставили палатку, и ребята, взявши удочки, отправились на рыбалку. Рыбка, хоть и маленькая, но не заставила себя долго ждать. Саша поймал первую и последнюю на сегодня рыбку. Завтра на рассвете еще порыбачат. А сейчас спать… Если бы только здесь не было комаров!

25.07.03 И снова происшествие необычное для нас: ребята встали не в 9–10 как обычно, а в 6.00 и поймали 9 окуней. Сегодня на завтрак

Приехали в Рабочеостровск. Катеров почти нет. У причала стоит один большой катер и один поменьше. Большой никуда не идет. Пытаемся найти хозяина маленького, но никто его не знает. Звоним Игорю, который в июне предлагал мне помочь с катером. Никто не отвечает. Идем по поселку искать баркас до Кузовов. Подсказали один адрес, но хозяин ушел на Кузова и Соловки и вернется дня через два. Ставим автомобиль на стоянку и решаем ехать на Соловки. Катер пойдет только в 12 ночи. Делать совсем нечего. Пытаемся еще раз звонить Игорю, трубку, наконец, берет его отец. Он дает нам еще один адрес какого-то Яковлева. Идем туда. Яковлева нет, но мужики во дворе взялись решить наши проблемы за 100 \$ в сутки.

Как говориться, если очень захотеть, то можно таких дел натворить, что потом и всей жизни не хватит, чтобы сделанное распутать. Очень кривыми путями мы таки нашли транспорт, согласный нас везти. Дороговато, но кому сейчас легко – мы еще не знали таких, поэтому довольные согласились. В 1.00 ночи перенесли вещи в лодку, оставив машину на стоянке у гостиницы, и через полчаса уже жужжал мотор баркаса. Весь путь сопровождался давящим запахом солярки. Она проникала во все дыры и через некоторое время казалось, что соляркой заполнено все тело: легкие, живот и голова. В голове звенело, гудело и летала только одна единственная мысль: Хочу свежего воздуха!!! В 3.10 мы подплыли к большому острову, покрытому лесом и горами. Вода здесь была холодная и очень прозрачная. Нас высадили в гавани, которая оказалась особа популярна в этих краях. Да и сам остров просто кишит людьми – тоже мне необитаемый. На нем только в нашей лагуне поселилось сразу 8 робинзонов, не считая нас. Слева стояла палатка двух рыбаков, справа – 2 палатки двух семейств энтузиастов (дедушка, его дочь с 2 дочками лет по 5 и еще одна пара), приплывших сюда на катамаранах. Эти люди собирались плыть и дальше на Соловки и бури Белого моря их, кажется, не волновали и это с маленькими детьми. Позднее, как оказалось, дети энтузиастов были очень неспокойными: они то и дело плакали, и задевали взрослых. Вот в такой коллектив мы и попали. Усталость сбила нас с ног и в 4.00 мы, уже закутанные в спальники, спали.

26.07.03 Как ни странно, но мы не смогли долго спать. Уже в 10.00мы были на ногах. Особо отличилось, конечно же, солнышко, которое сильно постаралось, чтобы в палатке стало невыносимо душно. Познакомились с соседями и за дело: Саша приступил к установке антенны, я – готовке завтрака. Сегодня макароны с тушенкой – райская еда в райском уголке ? Жара стоит невозможная – такая же невыносимо холодная в море вода. Где-то близко от нас живут муравьи, которым очень не понравились новоиспеченные жильцы, и они всеми способами пытались нас выселить. В результате все оказались покусаны не только комарами и слепнями, но и муравьями. Не знаешь куда деться: в теньке – свежо и ветерок гуляет, да комары грызут, на солнышке – жарко. Галка, гуляя босиком по берегу, чуть-чуть не наступила на маленького камболенка ;) Ей удалось даже его поймать. В 11.30 позавтракав, принялись помогать Саше ставить антенну. Собрав большую, пришлось ее оставить в покое – не хочет она с нами работать.

Мы установили антенну Z-10, но оказалось, что работать она совершенно не хочет, видно где-то в хитросплетении фазирующих кабелей внутри антенны нарушился контакт. И поскольку времени до IOTA контеста оставалось совсем мало, решил на нее плюнуть и установить двадцаточную дельту на восьмиметровой углепластиковой удочке. Больше мы Z-10 не доставали.

Поставили другую и Саша уселся за работу. Галя и я пошли на прогулку: разведаем здесь все как есть. Взобрались на одну из гор. На острове их много и все очень красивые. Солнышко не перестает жарить. Приятно вот так гулять беззаботно и ни о чем не думать. Мысли улетели далеко-далеко, оставив хозяйку и не мешая ей отдыхать. Когда мы вернулись, у Саши оказалось всего 15 связей. А мы гуляли довольно долго. Прохождение не то чтобы было не ахти – его вообще не было. Тем временем рыбаки, которые нас сюда забросили, привезли рыбу, и я принялась ее жарить. Попробуйте пожарить рыбу без муки и она у вас тут же распадется на частичка, при этом большая ее часть пригорит. Возилась я с ней долго, а вот съели раз – и нет. На этот раз в 20.20 гулять по острову пошли втроем (к нам присоединился Валера). После прогулки решили таки заняться большой антенной, собранной, но не понадобившейся. Втроем мы быстро ее разобрали. Оставив меня охранять лагерь, Саша с детьми пошел исследовать остров. В 23.00 легли спать.

27.07.03 Валера проснулся самым первым и тут же встал и ушел гулять. В 9.40 его примеру последовал Саша. В 10.00 рыбаки привезли нам новую партию рыбы. Ее будут готовить мужчины – я и Галка отдыхаем. Сегодня решили сами попробовать поймать рыбку. Саня с Валерой, поев, отправились на рыбалку, а мы, проводив сначала своих мужчин, а потом и соседей (те собрались плыть к Соловкам), стали наслаждаться тишиной. Гаги, осмелев, подлетали совсем близко, и казалось вот они, хоп и поймала. Им вслед перестали пугаться нас и утки. Чуть ли не у самого берега они ныряли, пытаясь отловить рыбку. Сказка – лежишь на песочке и книжку читаешь! В 13.40 вернулись наши рыбачки без рыбы. ? Небо уже начало тучками затягиваться. Кажется, где-то идет дождь. Гром. Штиль. На берегу ни ветерка. Обрадовавшиеся этому комары стали грызть и здесь. Через некоторое время ребята снова отправились на рыбалку, прихватив на этот раз Галку в качестве приманки ? Вернулись в 18.00 с прежним результатом. По всей видимости, сегодня не их день. Хоть и не понедельник, однако «Крокодил не ловится, не растет кокос». Взялась варить ужин нашим горе рыбакам – гречку с тушенкой. Поев, мы с Галей отправились на самую высокую точку острова. Валера, собравшийся сначала с нами, передумал. Саша наказал идти по пологому склону, и, повинуясь ему, мы приступили к поиску этого пологого склона. Пришлось обойти гору, прежде чем найти его. Шли напрямки, обходя стены, на которые взобраться было бы сложно. И вот подъем преодолен. Наверху оказалось много всего интересного. Казалось, каждый, кто поднимался сюда, обязательно что-то свое выкладывал из камней. Мы конечно же не были хуже или лучше других, и собрали Сашин позывной. Попрыгали, покричали, пофотографировали и отправились в обратный путь. Сверху оказалось спускаться намного проще. Теперь то мы знаем, где тот самый пологий склон. Спустились по нему и пошли к своей гавани по берегу, натыкаясь то и дело на очередных робинзонов острова, на деревянные избы, странные сооружения из камней и идола из дерева. Спешил

и: Саша должно быть уже беспокоится. Здесь мы совсем потеряли счет времени. Стали счастливыми, а значит «не

Мореходов наших предупреждать не стали, понадеялись, что катер стоит недалеко от берега и, мы их легко разбудим, просто покричав в ночи. Тем более что предыдущую ночь они то и дело просыпались и вылезали наружу. Вот только мы не подумали, что с вечера они ходили в гости сначала к катамаранщикам, а потом к яхтсменам на другую сторону острова и основательно выпили и там, и там.

28.07.03

Только вот не учли мы, что наши рыбаки будут спать беспробудным сном, и что у нас будильник на сотовом спешит на час. Встали по звонку, собрались по молодецки, посмотрели на часы и ахнули: 3.13. С Добрым утром! ;) Ничего не поделаешь, взялись будить рыбаков. Будили-будили. Кричали-кричали. Сигнальными ракетами стреляли-стреляли. Кажется, вот они совсем близко, рукой подать – да не тут-то было. Спят и не шелохнутся. Посидели, подумали и решили вновь ставить палатку. В 4.17 легли спать, только Галка осталась на берегу. В 5.20 разбудила всех. И так мы все-таки на баркасе и едем к Вороньим. Все сильно голодны: решили позавтракать на воде (сублимированная картошка и горох). Около Вороних стоят две яхты, по всей видимости, они направляются к Соловкам, скоро там будет открыта регата. Высадились на остров, и вместе с антенной и палаткой, взятой нами ее подсушить, мы устремились на самую высокую точку этого маленького островка. На вершине можно видеть все берега этого острова. В 7.20 поставив антенну, Саша начал работать. Тем временем мы поставили палатку, которую сразу же начал обдувать со всех сторон ветер. Она быстро просохла. Так думали мы сначала, не подозревая, что к нам подбирается постоянный спутник нашего похода, ливень. Гроза бабахнула и быстренько загнала нас под крышу. Сегодня высохнуть палатке не суждено. Удивительное везение: не взяли бы мы ее, сейчас вымокли бы до нитки. Хотя на этом везение заканчивалось: прохождение как всегда было ужасное. За 3,5 часа 61 связь!

Диапазон с самого начала сильно шумел, а при приближении грозы стало совсем ничего не слышно. Работал, пока не стало шарахать совсем рядом, затем отсоединил антенну и выкинул кабель из палатки. Ну его, все ж – таки мы на самой верхушке горы сидим, вдруг шарахнет.

Ливень прекратился, дав нам некоторое время для передышки. Шустро мы собрались, и уже в 11.35 сидели в баркасе, смотря на очередной порыв дождя. Успели! Направляемся в Рабочеостровск. В 13.30 прибыв к месту дислокации нашей машины, приступили к ее загрузке. Подсчитав оставшиеся после оплаты поездки деньги, мы поняли, что мы на мели. В 15.00 едем в Кемь искать Сберкассу, снять с карточки деньги, и в аптеку (у Галки на острове появилась ранка не известного происхождения) и, конечно же, за сладостями (у Валеры день рождения, да и все очень соскучились по вкусненькому). В Кемском Сбербанке отказав в выдаче денег с карточки, направили нас в Беломорск. В 16.20 отправились в путь. Погода давит, пытаясь изо всех сил усыпить уставших от постоянных разъездов путников. Решили, чтобы окончательно не заснуть, заехать в Пушной, выпить чашечку кофе. Окрошка, пирожки и соленые окунь и щука вдогонку к кофе. В 17.28 остановились у Сбербанка. Каково вам – 250 км за деньгами! На обратном пути Саша остановился в Выгострове, ему очень хотелось показать нам таинственные петроглифы. Увидев нас, лешие очень обрадовались, и с огромным удовольствием стали нас водить кругами, отводя от цели нашей вылазки. Мы были вынуждены сдаться, не найдя таинственных рисунков. В 18.50 вновь на трассе. До Кеми добрались в 21.12. Заехали на заправку – Аи76 36 л. (324р.). Приступили к упаковыванию рюкзаков.

В 23.30 теплоход «Створ» отчалил от причала. Плыть 3 часа. Усталые мы сразу же заснули, не заметив, как очутились на Соловках. В 3.30 теплоход начал выгонять пассажиров на землю. С пристани все быстренько разошлись – мы остались стоять одни с рюкзаками. Нужно было начать поиски жилья. Подошел мужчина, и предложил посмотреть его квартиру. Саша отправился на разведку, а мы, съедаемые беспощадными комарами, танцевали на пристани. Через полчаса мы уже шагали в направлении места обитания. Разместились и уже в 5.00 дружно сопели в две дырки, а, вернее, в восемь. ;)

29.07.03 Только в 13.30 мы соизволили таки встать. По магазинам, в аптеку и, купив пирог с клюквой, мы отправились домой завтракать. Немного перекусив, снова завалились спать. Можно спать до 7.00 вечера – в 8.00 грязных, не знавших мочалки долгое время, нас ждала баня. Собрались и отправились отмывать вековую грязь, особо не заставляя себя ждать. Баня оказалась очень цивильной. В нашем распоряжении полтора часа. Детям хватило и полчаса, мы же с Сашей, как заядлые банщики, наслаждались паром и отличным березовым веником. Жаль, что пиво не захватили… Давненько я не была в баньке, тело прям таки соскучилось. Я чистая, значит и одежда должна быть чистая. С этим лозунгом я отправилась на колонку стирать. Я то еще не знала о существовании Банного озера и о том, что на колонке обычно не полощут. Так ли иначе, на веревке сохло белье. А мы, непривычно чистые, перекусив молока с хлебом, немного поболтали и легли спать в 1.00.

30.07.03 Утро началось в 10.30. Мою компанию каждый раз приходится силком тащить к колонке умываться. Перекусили копченой селедочкой, жирной и очень вкусной, соловецкая она особенная. Отправились на прогулку: в Кремль, купаться на Святое озеро и к Переговорному камню с лабиринтами. Жарко: солнце щедро делится теплом с каждым обитателем Соловков. От жары приходится спасаться купаясь сначала в Святом озере, затем в Белом море около переговорного камня, потом снова в Святом озере. Удивительные постройка из кирпича и камня. Такие ни один враг не возьмет. Путь к переговорному камню оказался долгим и изнуряющим. Вроде бы и стрелочки все расставлены и километры написаны, а идем-идем ан нет цели. Пока гуляли, в поисках наткнулись на энтузиастов с Кузовов. Они таки доплыли до Соловки и теперь поселись вдалеке от Соловецкого кремля. Мы хотели зайти к ним, но утомительные блуждания по берегу моря измотали нас настолько, что мы просто уже не были в силах дойти до путешественников. И все-таки мы набрели на Переговорный камень и тут же прыгнули в ледяную воду Белого моря. В 19.30 вернулись домой. Постирала купальники и плавки, полотенце и отдыхать. В 20.00 собирались за молоком и в магазин. Проспали. Только в 21.00 отправились в запланированный поход. Один литр молока купили у одной бабушки, и еще один – у другой. В магазине взяли булочки. Пришли домой, перекусили и побежали на пристань за селедкой.

31.07.03 Сначала расскажу о планах. Вечером решили идти на Секирную гору, для чего поставили будильник на 6.30. В результате утром в 6.40 встал Саня, в 7.30 – ребята, ну а в 8.30 как самая большая соня в нашем коллективе – Я. Уже в 8.50 мы вышли из дома. Не успели отойти и 100 метров, как вспомнили о забытой удочке для антенны. Впереди 10,5 км по лесу, полному комаров и жаркого солнца. Один рюкзак нес Саша, другой взял – Валера. Но вскоре пришлось забрать ношу у ребенка – уж больно тихо он шел. Два часа с рюкзаком и злющими комарами, которые вынуждали порой убегать от них, вдобавок ко всему палящее солнце – отвыкла я от этого (как же давно такого не было!!!) – вывели меня из равновесия. Да еще подсолили ребята без рюкзаков налегке. А не хотела! В 11.00 мы очутились на маяке. Получив разрешение на установку антенны, Саша начал завоевывать связи. И это завоевание было боем, тяжелым и изнурительным. Согласитесь,

1.08.03 Саша встал в 10.30 – с ним поднялись дети. И сегодня я не обошла стороной уже ставшую привычку. Мне ужасно не хотелось вставать – да и зачем – сегодня никуда не иду. Саша – на Секирку, а мы с детьми тут будем дурью маяться. Успеется, встану еще!

Тут неточность, я собирался взять напрокат велосипед и попробовать проехать на Муксаломский маяк, а если не получится, то вернуться и доработать Секирку.

Сны льются один за другим. Только в 13.00 я встала! Вышли из дома втроем: Саша за велосипедом, Валера – за хлебом в магазин, я – умываться. Приехал Саша, закинул на плечи рюкзак и уехал. Пришел Валера, и мы перекусили. Немного почитали книги и отправились купаться на Святое. В 16.00 домой и снова за книги. Лишь бы у Сани все было в порядке!

А я доехал до Муксалмы через дамбу, но дальше дорога терялась в болотах и буреломе, и прорваться на велике не удалось, повернул обратно и, не заезжая домой, рванул на Секирку. В этот раз развернул антенну чуть ниже церкви, а то вчера экскурсанты прямо по мне топтались, и все спрашивали у батюшки, что это за шпион такой под ногами путается и по ненашему лопочет. Прохождение было немного лучше, но все равно очень плохое, за несколько часов чуть более ста связей.

В 19.30 отправились за молоком. Попили с хлебом и на рыбалку. Часа полтора просидели на причале, куковали – сегодня наши усилия окупились. Начался клев. Валера и я тянули рыбу одну за другой. Вот ведь как бывает без Саши. Подъехал Саня на велосипеде и взялся за удочку: и тут-то селедка пошла нехотя – еле-еле. В конце концов, у меня и у Валеры крючки запутались, и мы отправились домой. Вымыла рыбу, и в 0.00 Саня взялся за жарку оной. Дожарилась она не полностью – у больших рыбин спинка с кровью получилась. Галка по этому поводу отказалась от своей порции в нашу пользу. Валера с самого начала жарки отвернул нос. Вдвоем с Саней в две руки (вернее в четыре ;) быстренько расправились с едой. В 1.00 довольные легли спать.

2.08.03 В 11.00, как заведено, проснулись, поели соленой селедочки с купленным в магазине хлебом, пирог с чаем. Умылись и стали собираться – Саша на Муксаломский маяк, остальные – до дамбы и обратно. Собирались на удивление долго: только в 13.38 мы вышли из дома. Дорога на дамбу оказалась намного приятнее и легче дороги на Секирку. Идешь себе по тропинке – по сторонам глазеешь. А может быть это все потому, что, на сей раз, я ничего не несла. Один Саша нес рюкзак с антенной. Да и вокруг нет той тучи комаров, что заставляла нас вопить от ужаса. На тропинке нас, а вернее Сашу, встретили трое грибочков. Интересно, отчего они от меня прячутся?! В 15.40 дошли до дамбы -пункта назначения моего, Галки и Валеры. Устроили здесь привал: полюбовались невероятным строением древности. И отправились каждый в своем направлении. Бедненький Саня.

Да уж, а я пошел дальше на маяк, он расположен на дальней оконечности острова. Решил идти напрямик, через болота и буреломы по GPS. Через некоторое время, продравшись сквозь густой кустарник и траву высотой в человеческий рост, вышел на дорогу, которая вела приблизительно в нужном направлении. По дороге дело пошло гораздо быстрее и, вскоре я вышел к огромному болоту, на противоположной стороне которого была заветная гора с маяком на ней. Дорога уходила слишком далеко влево, и я решил идти прямо по болоту, благо из-за стоящей жары в 30 градусов оно почти пересохло. Но идти очень тяжело, глубокие кочки и ноги приходится подымать выше головы, чтобы сделать шаг. Да еще жарко и слепни. И так около шести километров, а всего от дома около 18, да еще в конце в гору надо лезть.

В конце концов, дошел до самой горы, маяка отсюда уже не видно, его скрывает лес. Лезу в гору, поглядывая на GPS, наконец вылезаю прямо к маяку. Невдалеке огороженная зона, там находится изотопный источник энергии, эдакий маленький ядерный реактор. От него лучше держаться подальше. Решаю повесить антенну прямо на верхушку маяка. Разворачиваю ее очень быстро. Но комары внизу грызутся нещадно. Решаю устроиться прямо наверху деревянной башни маяка, откуда открывается великолепный вид на море и остров Малая Муксалма. Оказывается он жилой, а я думал, что там уже никто не живет.

Пытаюсь работать, сразу подходит несколько станций, а дальше тишина… Вернее, наоборот, грохот соревнующихся в контесте станций. Разрываю дельту, получается диполь на сороковку, но все мои попытки оканчиваются провалом. Прохождения нет! В итоге опять 12 связей. Бросаю работу и ставлю палатку, уже начинает темнеть. Перед сном наелся морошки, ее много неподалеку.

А мы тем временем шли не спеша, морошку ели, грибочки смотрели. Вокруг своей красотой и прохладностью дразнило нас множество лесных озер. Не устояв перед соблазном, мы таки искупались в одном из них. В 16.50 еще раз в Святом озере искупались и отправились в магазин и за молоком. А затем устроили пир с поеданием всего купленного. Валера приготовил удочки, и я с ним в 8.30 пошла на пристань. Селедка с самого нашего прихода пошла валом. Хорошо, что еще делала «перекуры» – иначе девать ее было бы просто некуда. В 12.00 мне еле-еле удалось вытащить Валеру с пристани – ни Галка, ни сам Рыболов рыбу не едят – что с ней делать ума не приложу. Средний котелок полностью заполнен соленой селедкой. В большом – поставила вариться уху из 10 большущих селедок и 3 найденных Саней грибов. Суп получился знатный. А нашего радиолюбителя все еще нет.

3.08.03 Встал в районе десяти, не спеша перекусил и пошел к маяку. Решил опять работать наверху на дощатом настиле маяка, хотя день сегодня пасмурный. Прохождение опять плохое, но все-таки за пару часов удалось провести чуть больше сотни связей. Пора идти, а то мои меня заждались, да и уезжать пора. Назад

В 11.25 встали. Саши еще нет. Отправились на кухню атаковать уху. Да так увлеклись, что съели почти всю – на донышке чуть-чуть осталось. Все чуть не лопнули ? У хозяйки нашего жилища Светы пять кошек, так мы всех накормили. Киски с удовольствием ели косточки. Чай, кофе и умываться, а заодно и посуду вымыть. После чего отправились в поселок по всегдашнему маршруту, ставшему знакомым на зубок, хоть сейчас с закрытыми глазами! Удалось заказать баню на 1.00 ночи. В 4.40 теплоход «Нерха» отплывал от Соловков – и мы решили сразу же после бани собираться и в путь. Мы гуляем по острову. Сегодня погода нахмурилась- прослышала, что мы скоро уедем и расстроилась Баня прошла на ура! Да еще на какое. На этот раз мы позаботились о пиве. Все было просто по-царски. Да и Галка вошла во вкус – на этот раз Валера решил совсем не мыться, поэтому с нами не пошел. А Галку я устала веником парить. Руки отвалились ? Закончился банный день тоже по особому – свет взял и отключился. Бах и мы в темноте. Хорошо, что она нас застала уже в раздевалке (вернее в одевалке ;) наша хозяйка Света тем временем нашла на наше место новых жильцов, которые ждали нас дома. В 3.30 собрались, попрощались и в путь.

«Нерха» быстро уносила нас от берегов Соловков, совсем не заботясь о том, что мы никуда не торопимся и хотим как можно дольше видеть их. Но остров скрылся за горизонтом. Увидим ли мы его еще?!!… В 7.40 причалили и уже в 8.00 стояли около машины, обдумывали дальнейшие планы. Сходили к Сергею Николаевичу (как оказалось, он ушел прямо из-под нашего носа на Соловки). Зашли в гостиницу (узнали, что и там предоставляются услуги по отправке маленьких групп на острова) Но возможно поехать с ними только в ночь. Подсчитав денежки, выяснили, что их как обычно недостаточно, мы решили повторить стой путь в Беломорск. И снова 250 км за деньгами! Это стало уже традицией ? В 10.00 выехали в сопровождении финских мотоциклистов, которые с нами на «Нерхе» приехали с Соловков. Доехали до заправки в Пушном, попили кофе, помахали ребятам на прощание. И, наверное, к их огромному удивлению УАЗик с русскими повернул обратно в Кемь ;) Этого они, наверняка, не ожидали. В 13.00 въехали в Беломорск, а уже через 13 минут выехали из него с деньгами, в 16.00 снова очутившись в Рабочеостровске. Встали около колонки и набрали воды, на том острове, куда мы направлялись, нет пресной воды. Начался дождь. Около гостиницы он зарядил, не выпуская нас из машины. Каждый вышедший из нее мог бы стать до нитки промокшим. Желающих не оказалось. Все быстренько уснули под его напев. А я сидела и ждала когда «ДОЖДЬ ПРОЙДЕТ. ВЕТЕР ОЧИСТИТ НЕБО, ОТКРЫВ ПУТЬ СОЛНЕЧНЫМ ЛУЧАМ. ЗАКАТ. ПОД ЕГО ЛУЧАМИ ПОПЛЫВЕМ МЫ НА МАЯК» эту фразу я написала на переднем стекле (при следующем запотевании стекла надпись дала о себе знать, но это уже было при обратном пути в Москву). Так или иначе, колдовское заклинание, написанное во время дождя, свершилось только частично. Небо на самом деле стало светлеть и даже немного пропускать солнечные лучики. А вот едем мы только завтра в 7.00 – не при закате, а при восходе ;) В 18.30 мы отправились на поиски ночлега. Нашли такое место, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Просто мечта идиота! Голубики тьма тьмущая, закрываемая неутихающими стаями комаров. Такого количества комаров даже я не видела. А о мошке и говорить нечего. Ни одно средство не действует. Дети быстренько забрались в палатку и отказались оттуда больше выходить. И я бы последовала их примеру, а надо еду варить. Под вой кровопийц я приступила к варке (сегодня рожки с тушенкой и чай с мошкой). Наелись вдоволь мяса Как впрочем и мясо поело вдоволь меня ? Легли спать. Я очень быстро уснула, несмотря на пир, устроенный мошкой.

4.08.03 В 4.00 прозвенел будильник, и мы, как ни странно, очень быстро собрались. Мошка подгоняла нас в дорогу. Всю дорогу к Кеми нас сопровождал восход! В Рабочеостровск приехали в 6.20. Загрузились, набрали воды и в 7.50 отчалили. Топы – последний остров, на который мы попадем в этом походе. Туман заволок все вокруг. Смотреть было не на что – и мы быстренько дружно заснули. Капитан разбудил нас и объявил, что мы на месте. Обрадованные мы выскочили на палубу в надежде увидеть маяк, но было очень сложно в тумане разглядеть башню, стоящую буквально у нас перед носом. Только когда встали на якорь, мы разглядели маяк на голом острове. Приступили к разгрузке. Как только вещи были на берегу, я с детьми поставила палатку. Затем взялись за антенны. И сразу же Саша сел работать. Тут то мы его и потеряли. За все то время, что мы были в походе, наконец-то появилось хоть какое-то прохождение. И Саша с головой ушел в него, забыв о себе. А зря!

Прохождение появилось совсем не какое-то, а очень даже хорошее. Поначалу оно то улучшалось, то затихало, а к вечеру открылось, наконец, во всей красе, и станции стали звать одна за другой. Работа прерывалась только на время еды, да еще когда к нам заплыли на время сначала два мужика на байдарке, а потом целая орава на катамаране. Между тем, начинает потихоньку темнеть и меня познабливает. Если бы я знал, что меня ждет завтра!!!

Остров оказался небольшой, с полянками морошки. Не прошло и часа, как на Топах морошки не стало (имеются в виду, конечно же, ягоды). Общими усилиями мы ее истребили! Птицы не перестают кричать. Гага кружится вокруг острова. Появился морской заяц, за ним другой. Он плавал вокруг острова, и совсем не хотел фотографироваться. Тюлени грелись на солнышке, а, заметив фотоохотников, прыгали в воду, ныряя и резвясь. Только один из них подпустил Сашу. Только здесь Валера, будто проснувшись от спячки, оголодал. Пришлось приступать к варке. В обед картошка, на ужин макароны с тушенкой ни на долю секунды не унимали жажду поесть у мужчин. Вот как действует на них необитаемый остров! В 23.00 мы легли спать.

5.08.03 Ах, если бы мы приехали с Сергеем Николаевичем! Возможно, мы бы убрались отсюда прямо сейчас. Проснувшись в 12.00, я обнаружила за пределами палатки рев ветра и стук дождя, внутри – заболевавшего Сашу. Видите ли, маленький папочка совсем забыл о промокших вчера ногах, и не одел сухие носки! Выпороть его мало А кто знает, как он умеет болеть, оценят мое состояние. Тошнота, рвота, кашель – набор простуды для Саши. Лучше самой заболеть, чем смотреть на него. У меня все болезни проходят менее заметно. Палатку сносит. Она начала протекать по швам. Только в 14.00 я решаюсь выйти из палатки и начать готовить еду. Гороховый суп, любимый суп больного. Стараюсь изо всех сил, чтобы выяснилось, что никто его не хочет, или не может есть! Поели и снова спать.

Ни о какой работе в эфире не может быть и речи, я с трудом отрываю голову от спальника, а вокруг шторм.

6.08.03 В 7.00 прозвенел будильник. Саша не спал всю ночь! В 8.00 на горизонте появилось наше суденышко. Стали быстро собираться. В 8.40 все были уже готовы к погрузке. Все это время капитан не мог встать на якорь из-за шторма. И только в 9.00 отплыли. Саша чувствует себя ужасно: помимо того, что его мутит из-за болезни, его мутит из-за шторма. Все семейство Максимовых выворачивает. Жаль, что я не могу им помочь. Только в 13.20 мы были в Рабочеостровске. 4 часа и 20 минут с огромными волнами. Капитан старался плыть между островов, чтобы качка была менее ощутима. Счастливые, мы встали на твердую землю, попрощавшись с капитаном и его женой. В 14.25 выехали. Мой любимый больной Сашенька! Каково ему сейчас ехать!

В 14.40 остановились у рынка в Кеми, купили арбуз, яблок, груш и помидоров. В 15.13 выехали из Кеми. В 16.30 подъехали к завсегдатой заправке – нет

7.08.03 В 9.00 мы проснулись. И оказалось, что нас заперли в гостинице. Позвонили хозяйке, которая нас вызволила. В 10.00 были в кафе на станции. Здесь мы узнали, что такое Пряжа! Поели, как всегда, с огромным удовольствием. Итак, теперь в Пряжу можно заезжать не только отведать славного борща, но и поспать! В 11.10 снова в путь, прихватив пирожки. До упора, до Москвы! В 13.00 выехали за пределы Карелии. На посту ГАИ нам, весьма кстати, пожелали счастливого пути. Нам еще пилить и пилить. В 13.20 остановились у Инемы попить кофе. Погода радует: дождь сменяется то солнышком, то облачностью. Купили и долили масла. В 15.40 свернули с трассы Мурманск-Питер. В 16.00 Волхов. В 16.45 Кириши встретили нас своим отвратительным, загаженным химией воздухом. В 17.00 заехав в Кириши, заправились газом под настоящий 1–2 минутный ливень. Как только заправились, дождь прекратился. Выехали на М10 в 17.50. Дождь постоянно сменяется солнышком. Солнечные и дождевые полосы сливаются друг с другом, образовывая яркие радуги, которые долго сопровождают нас в пути. В 20.10 купили курицу-гриль. Запах ее опьянил всех. 21.40 Валдай. 22.00 остановились заправиться газом при выезде из Валдая – 56,2л(281р.). Все уже начали мечтать о ванне и постели. Дом без комаров, дождей и ветров! 23.05 Вышний Волочек.

8.08.03 В 1.10 встали на заправке в Твери – 39л (189,07р.) Почти полная Луна скрылась за горизонтом еще у Рожков, открыв взору весь свет звезд. Чистое звездное небо. В 4.00 мы стояли на улице Дубнинской. Саша проводил детей, Татьяна вручила ему фаршированного перца, как особо оголодавшему. В 4.20 мы у себя – приступили к разгрузке вещей. Только в 5.00 мы смогли лечь спать. Дома.